Раздел 4. Информационные технологии в образовательном процессе
Тема 4.1. Организация процесса обучения с использованием ИКТ
Тема 4.2. Использование ТСО в образовательном процессе
Тема 4.3.Обучающие компьютерные программы
1. Что понимают под использованием информационно-коммуникационных технологий в детском саду?
Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео). Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин – «компьютерная технология обучения». Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты, вязанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.
Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии[6].
Альтернативные технологии предполагают отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, психологических), общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замены их другими, альтернативными.
Важно видеть, что изучение компьютерных технологий является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и обладает рядом функций, влияющих на формирование картины мира ребенка. Перечислим некоторые из этих функций, которые можно вычленить при анализе процесса изучения компьютерных технологий дошкольниками.
Познавательная функция, обучающая функция, коммуникативная функция, воспитательная функция, регулятивная функция, культурная функция, престижная функция, прогностическая функция.
Средства ИКТ в детском саду:
· Компьютер
· Мультимедийный проектор
· Принтер
· Видеомагнитофон
· Телевизор
· Магнитофон
· Фотоаппарат
· Видеокамера
2. Каковы требования СанПиНа для занятий с использованием компьютера для детей дошкольного возраста?
Согласно нормам САнПина, должен быть использован телевизор с размером экрана по диагонали 59-69 сантиметров. Высота установки 1-1,3 метра.
При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 метров и не дальше 5-5,5 метров от экрана.
Занятия с использованием компьютера следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду или четверг.
После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.
Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей пяти лет не должна превышать 10 минут, для детей 6-7 лет – 15 минут.
3. Какие программы для рисования (для детей разного возраста) можно найти в интернете? Дайте краткую характеристику каждой.
Для самых маленьких есть несколько раскрасок, в которых ребенку нужно будет разукрашивать черно-белые заготовки и трафареты. Также есть простые графические редакторы, где инструменты рисования созданы специально для детей. Преимущество таких раскрасок и графических редакторов состоит в том, что электронные листы легко очищать и красить заново.
Раскраска для детей - это детская электронная раскраска, в базе данных которой находится более 250 различных интересных картинок, разукрашивая которые, дети весело и интересно проведут время. В функции программы входит удобная сортировка картинок по папкам на различные темы, функция рисования карандашом и смешивания цветов красок, а также возможность добавлять любые раскраски, найденные в Интернете. Понравившуюся раскраску можно распечатать. Программа научит ребёнка не только работать с цветом, но и поможет приобрести первые навыки работы с компьютером. Раскраска для детей поддерживает форматы: bmp, gif, jpeg, jpg, техническая поддержка и загрузка обновлений осуществляется бесплатно.
Tux Paint - бесплатный, отмеченный наградами графический редактор для детей от 3 до 12 лет. Он сочетает в себе простой графический интерфейс, забавные звуковые эффекты и впечатляющие карикатуры, которые нравятся детям. Детям предоставляется белый холст и множество инструментов для рисования, которые помогут развить их креативность. Холст всегда одного размера, что не обременяет детей лишними заботами. Сохранение и загрузка изображений выполняется с помощью уменьшенных копий изображений, поэтому ребенку не нужно знать тонкости файловой системы, не нужны даже имена для файлов.
Во время использования того или иного инструмента проигрываются забавные звуковые эффекты. Внизу окна расположен пингвин, который дает подсказки.
Электронная раскраска BabyPaint - это программа, предназначенная для детей, но она будет интересна и взрослым. Это электронный аналог обыкновенной бумажной раскраски. Для простоты использования все элементы сделаны большими, так как основными пользователями программы будут дети. Программа подходит даже для детей самого маленького возраста, так как интуитивно понятный и не перегруженный функциями интерфейс очень прост в использовании.
[1] Энциклопедия школьной информатики / под ред. И.Г. Семакина. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011 г.
[2] Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования. Цветкова Н.С., Великович Л.С. – Академия, 2011 г.
[3] Энциклопедия школьной информатики / под ред. И.Г. Семакина. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011 г.
[4] Энциклопедия школьной информатики / под ред. И.Г. Семакина. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011 г.
[5] Информатика и ИКТ. 11 кл. Базовый уровень под ред. Н.В.Макаровой – Спб. – Лидер, 2010 г.
[6] Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования. Цветкова Н.С., Великович Л.С. – Академия, 2011 г.