Эволюция теории управления

Управление как процесс зародилось в связи с появлением производственных отношений в обществе. Развитию управленческой мысли способствовали достижения многих наук.

Первые идеи научного управления возникли в США (к. XIX – н. XX вв.). Начало школы научного управления положил Ф. Тейлор. В теории и практике управления, исходя из принципа «подходящий человек на подходящем месте», стал использоваться научный анализ для: определения стратегии и планирования деятельности организации; отбора и обучения персонала; материального стимулирования с целью повышения производительности труда; ресурсного обеспечения эффективного функционирования организации.

Основы классической (административной) школы управления разработаны в 1920 г. французским менеджером А. Файолем, в трудах которого определены функции и принципы управления (функциональный подход). Организация стала рассматриваться как иерархическая система (сверху вниз), основными задачами которой стали «предвидение, планирование, организация, координирование, контроль» [42]. Управление этой системой осуществляется по определённым принципам: власть; централизация; единство командования; разделение труда; устойчивость должностей персонала; подчинение индивидуальных интересов общему интересу; корпоративный дух; вознаграждение персонала; дисциплина; порядок; справедливость; инициатива.

Школа управления человеческими отношениями, началом которой стали исследования американских учёных Э. Мэйо и М. Феллет (1930 г.), построена на идеях разграничения власти и авторитета, делегирования полномочий. Оптимизация межличностных отношений в организации стала рассматриваться как фактор эффективного управления.

С 1950 г. развитие науки и техники стало основой количественной школы, которая способствовала развитию количественных методов
в науке управления.

В 50-х гг. XX века в рамках функционального подхода разработан процессный подход к управлению. Управление стало определяться как процесс выполнения ряда управленческих функций.

Анализ организации как сложной системы взаимосвязанных компонентов в 1960 г. дал начало системному подходу в управлении. Системное представление об организации предоставило возможность управлять её внутренними и внешними подсистемами с учётом способов и характера их взаимосвязей.

Идея о том, что выбор определённой технологии управления зависит от конкретной ситуации послужила развитию ситуативного подхода (1960—1970 г.г.).

Дальнейшее развитие общей теории управления тесно связано
с эволюцией менеджмента качества от экономической программы (цикл Э. Деминга PDCA) к концепции непрерывного улучшения (цикл Дж. Джурана SDCA) и, наконец, к концепции всеобщего управления качеством (TQM) [18, 31].

В течение 80-х годов в мировом сообществе наблюдалось движение к высокому качеству продукции и услуг, к усовершенствованию обеспечения качества (Э. Деминг, Дж. Джуран, Ф. Кросби, А. Фейгенбаум, К. Исикава, Г. Тагути, Т. Сейфи, С. Синго, У. Шухарт). В настоящее время получила распространение концепция всеобщего управления качеством как интегрированная всеобщая система управления, нацеленная на удовлетворение потребителя. Выработанные единые подходы, признанные специалистами всех стран, известны как принципы Всеобщего управления качеством [18, 46].

Вопросы для самоконтроля

1. Где и когда возникли первые идеи научного управления?

2. Какие идеи заложены в школе управления человеческими отношениями?

3. Охарактеризуйте системный и ситуативный подходы к управлению.

4. Какова эволюция менеджмента качества?

Наши рекомендации