Занятие 6. федеральный государственный образовательный стандарт
ЦЕЛЬ: уяснение сущности базовых понятий темы, содержания проблем организации обучения в современной школе; овладение умениями анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
ПЛАН
Теоретическая часть.
1. Понятие «государственный образовательный стандарт».
2. Содержание общего среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
3. Учебные планы и учебные программы.
Практическая часть.
1. Выполнение практических заданий.
2. Решение педагогических задач.
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: ГОС, базисный учебный план, учебный план, учебная программа, образовательная программа.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С. 65-91.
2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 51-67.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании».- М., 1996.
4. Педагогика: учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Прспект, 2010. – С. 266-273.
5. Теория обучения / Под ред. И.П. Андриади. – М.: Издат. Центр «Академия», 2010. – С. 93-106.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. – М., 1998.
2. Национальная доктрина образования в РФ.
3. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). – М., 2001.
4. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного общего образования). Кн. 1,2 / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. – М.: ТЦ Сфера, 1998.
5. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
1. Изучив рекомендованную литературу, подготовьтесь к обсуждению вопросов теоретической части занятия. Выпишите определение базовых понятий.
2. Сравните государственные стандарты начального, среднего и высшего образования. Чем они отличаются и что у них общего?
3. Ознакомьтесь с базисным учебным планом (БУП) общеобразовательных учреждений РФ. Какие особенности этого нормативного документа вы можете отметить? Какие тенденции в развитии содержания образования он отражает?
4. Каковы главные отличия содержания образования в разных типах учебных заведений? Заполните таблицу.
Тип учебных заведений | Особенности содержания образования |
Лицей | |
Гимназия | |
Колледж |
5. Сравните учебные планы обычной школы и инновационного учебного заведения: что их отличает, что у них общего. По какому плану вы хотели бы учиться?
6. Составьте собственный учебный план для любого учебного заведения и обоснуйте его.
7. Проанализируйте учебную программу по предмету, который вы будете преподавать в школе, и определите ее структуру (линейная, концентрическая и т.д.). Сформулируйте главные задачи, выдвинутые перед этой учебной дисциплиной. Выявите отношение учителей-предметников к содержанию данной учебной программы.
8. Проанализируйте разные учебные программы по предмету, который вы готовитесь преподавать. Чем они отличаются?
9. Проанализируйте учебные программы по разным предметам и определите основные цели и задачи каждого курса. Сравните и определите, что общего и чем отличаются цели и задачи.
анятие 7. Методы и средства обучения.
ЦЕЛЬ: усвоение сущности базовых понятий, технологии применения различных методов обучения; формирование умений проводить сравнительный анализ классификаций методов обучения, распознавать методы обучения, решать педагогические задачи.
ПЛАН
Теоретическая часть.
4. Понятия «метод обучения», «прием обучения», «средство обучения».
5. Характеристика методов обучения и технология их применения.
6. Сравнительный анализ классификаций методов обучения.
Практическая часть.
3. Выполнение практических заданий.
4. Микропреподавание.
5. Решение педагогических задач.
6. Просмотр и обсуждение фрагментов видеофильма «Здоровьеохранительные технологии».
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: метод обучения, прием обучения, средства обучения.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К.Бабанского. - М.: Педагогика, 1989. - С. 282-318.
2. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Народное образование, 2001.
3. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. - М.: Просвещение, 1983. - Гл. 5.
4. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 68-93, 98-115.
5. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя. - М.: Пед. общество России, 2001. - С. 155-188.
6. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Пед. общество России, 2000. - Гл. 9,10.
7. Педагогика: учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Прспект, 2010. – С. 274-291.
8. Теория обучения / Под ред. И.П. Андриади. – М.: Издат. Центр «Академия», 2010. – С. 107-140.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1982.
2. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - М.: Педагогика, 1990.
3. Саранцев Г.И. Методы обучения как категория методики преподавания // Педагогика. - 1998. - № 1. - С. 28-34.
4. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. - М.: Педагогика, 1989.
5. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. - М.: Просвещение, 1985.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
1. Подготовьте фрагмент урока с применением объяснительно-иллюстративного и частично-поискового метода по предмету специализации для проведения его в своей группе.
2. Разработайте фрагмент урока с использованием какого-либо способа создания проблемной ситуации.
3. Составьте беседу в разных вариантах: репродуктивную, эвристическую, контролирующую и т.д.
4. Посетите несколько уроков одного из учителей и проанализируйте их с точки зрения эффективности использования тех или иных методов, приемов и средств обучения. Результаты наблюдений обсудите совместно с учителем и оформите в виде отчета.
5. Обратитесь к книге Н. М. Зверевой «Практическая дидактика для учителя» и проанализируйте примеры использования методов проблемного изложения.
6. Используя книгу «Педагогический поиск», выпишите 5-6 примеров эффективного использования разнообразных методов обучения.
7. Назовите приемы, с помощью которых учитель может обеспечить внимание учащихся на уроке: в начале урока, при изучении новой темы, на этапе закрепления нового материала, при проверке выполнения задания, при оценивании работы и ее результатов.
Занятие 8. Диагностика обучения.
ЦЕЛЬ: усвоение сущности базовых понятий темы, педагогических требований организации контроля, видов, методов и форм контроля; формирование умений организации и проведения контроля и оценки результатов учебно-познавательной деятельности школьников.
ПЛАН
Теоретическая часть.
1. Цели и функции диагностики обучения.
2. Педагогические требования к организации контроля и оценки.
3. Виды, методы и формы контроля.
4. Виды оценочных шкал и возможности их применения в школе.
5. Оценочная деятельность учителя и ученика.
Практическая часть.
1. Выполнение практических заданий.
2. Микропреподавание.
3. Решение педагогических задач.
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ: диагностика обучения, контроль, проверка, оценка, отметка, тематический контроль, текущий контроль, итоговый контроль, периодический контроль.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. - М.: Педагогика, 1984.
2. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М.: Педагогика, 1991.
3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 171-178.
4. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. - М.: Пед. общество России, 1999.
5. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Пед. общество России, 2000. - Гл. 13.
6. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Опрос как средство обучения. - М.: Пед. общество России, 1999.
7. Теория обучения / Под ред. И.П. Андриади. – М.: Издат. Центр «Академия», 2010. – С. 174-193.
8. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Педагогика, 1976. - С. 104-126.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г.А. Контроль и оценка учебной деятельности // Проблемы и тенденции современного образования / Под ред. Е.М.Глуховой, С.А.Ермолаевой. - Коломна: КПИ, 1999. - С. 82-91.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.
3. Векслер С.И. Современные требования к уроку. - М.: Педагогика, 1985.
4. Древс У., Фурман Э. Организация урока (в вопросах и ответах) Оценки и отметки. - М.: Просвещение, 1984.
5. Семушкина Л.И., Ярошенко Н.Г. Оценка результатов учебной деятельности учащихся: Метод. рекомендации / Сост. Т.Е.Климова. - Магнитогорск, 1997.
6. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. - М.: Педагогика, 1989.
7. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. - М.: Просвещение, 1985.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
1. Изучите литературу и подготовьтесь к беседе по вопросам теоретической части занятия. Выпишите определения базовых понятий.
2. Составьте логические схемы «Виды и методы контроля в обучении», «Критерии оценки результатов учебной деятельности».
3. Выскажите свое отношение к «безотметочному» обучению, предложенному Ш.А. Амонашвили.
4. Изучите систему проверки и оценки знаний в опыте В.Ф. Шаталова. Отметьте положительные и отрицательные, с вашей точки зрения, стороны этой системы.
5. Что предусматривает организация взаимоконтроля среди учащихся? На что необходимо учителю обратить внимание учащихся при проверке ими результатов других учеников?
6. Посетите урок в школе и проанализируйте его с точки зрения контроля и оценки учебной деятельности и ее результатов:
· определить, на каких этапах урока (в соответствии с методической литературой) осуществлялся контроль за учебной деятельностью и виды контроля;
· определить, какие виды оценки работы учащихся использовал учитель на уроке;
· определить формы контроля и оценки;
· определить, с какими методами и приемами обучения сочетались контроль и оценка учебной деятельности, какие функции выполняла оценка учителя;
· осуществлялась ли самооценка учебной деятельности – как она была организована? Имела ли место взаимопроверка учащимися своих знаний и умений?
· советовался ли учитель со всем классом при оценивании работы отдельных учащихся, предлагал ли он учащимся оценить ответ одноклассников?
Составьте письменный отчет о выполнении задания.