Роль СППС в реализации Декрета № 18 от 24 ноября 2006 г.
Реализация Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» предусматривает создание на местах модели межведомственного взаимодействия в работе по защите детства.
Составляющими такой модели являются:
– выявление и учет детей, находящихся в социально опасном положении;
– реализация в учреждениях образования индивидуальных программ социально-педагогической реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении, и улучшение функций семьи;
– формирование механизмов межведомственного взаимодействия в работе по выведению семьи из социально опасного положения, профилактике вытеснения из нее ребенка, детской безнадзорности и правонарушений, жестокого обращения с ребенком;
– признание детей нуждающимися в государственной защите по решению органа опеки и попечительства, либо комиссии по делам несовершеннолетних;
– утверждение руководителем местного исполнительного и распорядительного органа межведомственного плана защиты прав и законных интересов ребенка, признанного нуждающимся в государственной защите;
– в случае необходимости отобрание ребенка у родителей на срок до шести месяцев, реализация в течение этого срока плана защиты прав и законных интересов ребенка;
– социальный патронат семьи, объединение всех имеющихся в регионе ресурсов по выведению семьи из социально опасного положения.
Координацию этой работы призваны осуществлять исполкомы (областные, городские, районные и т.д.) и Комиссии по делам несовершеннолетних.
Существенная роль в обеспечении реализации Декрета принадлежит социально-педагогической и психологической службе учреждений образования. Именно она организует в учреждении образования работу с детьми, нуждающимися в помощи и защите государства на качественно ином уровне.
Примерное содержание этой работы заключается в следующем:
– тщательное изучение и комплексная оценка положения детей в каждой семье (через всеобуч, преемственность и интеграцию в работе СППС других учреждений образования, рейды, с помощью классных руководителей, общественности, ИДН, поликлиник, ЖЭСов) с целью выявления детей, нуждающихся в помощи. Каждое ведомство в т.ч. и учреждения образования, реализуют свои возможности в этом направлении;
– признание выявленных детей находящимися в социально опасном положении (согласно новой редакции Инструкции Министерства образования по этому вопросу, признание детей, находящихся в социально опасном положении осуществляется решением педсовета (совета профилактики) учреждения образования. В случае, если несовершеннолетний не посещает учреждение образования, такое решение принимается КДН поселковых (сельских) советов. О принятом решении уведомляется несовершеннолетний, его родители и законные представители);
– участие в составлении и реализации индивидуальных программ комплексной реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении, и мер по улучшению ситуации в их семье (первично эта программа составляется и реализуется учреждением образования, где обучается и воспитывается ребенок. В ней принимают участие классный руководитель, специалисты СППС, работники ИДН, другие специалисты и ведомства, а также родители. Ответственный за реализацию индивидуальной программы — руководитель учреждения образования);
– участие в реализации механизмов межведомственного взаимодействия в работе по выведению семьи из социально опасного положения, профилактике вытеснения из нее ребенка, детской безнадзорности и правонарушений.
В решении многочисленных вопросов социальной реабилитации семьи и детей, находящихся в социально опасном положении, очень важно определить ответственность и конкретные функции учреждений и организаций региона. СПЦ – основное звено в реализации новой модели защиты детей в неблагополучных семьях. Чем согласованнее и эффективнее будет межведомственная работа с семьей, тем меньше будет необходимости отобрания детей у родителей.