Педагогические взаимоотношения в педагогическом коллективе как важный фактор создания общешкольного психологического климата
Понятия «психологический климат», «социально-психологический климат» или «микроклимат», как отмечают В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, – это понятия скорее метафорические, чем строго научные. По аналогии с климатом географическим благоприятный социально-психологический климат означает, что человеку в коллективе с таким климатом более уютно, тепло, комфортно, здесь он может проявить себя, «расцвести» в личностном и профессиональном отношении.
По определению В.М. Шепеля, психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что социально-психологический климат состоит из трех составляющих: социальный климат: определяется осознанием общих целей и задач организации; моральный климат – определяется принятыми моральными ценностями организации;психологический климат – это неофициальные отношения, которые складываются между работниками.
Взаимоотношения в коллективе могут быть подразделены на официальные и неофициальные. Официальные взаимоотношения рассматриваются как по вертикальной, так и по горизонтальной оси. По вертикальной оси официальные взаимоотношения характеризуются взаимодействием руководителей и подчиненных; по горизонтальной – взаимодействием приблизительно равных по статусу субъектов.
В педагогическом коллективе вертикальная ось взаимоотношений, представленная взаимодействием администрации школы и учителей, определяется стилем руководства, сложившимся в образовательном учреждении. Традиционно выделяются авторитарный, демократичный и либеральный стили руководства. В аспекте управления образовательным учреждением, в целях создания благоприятного психологического климата, рекомендуется сочетание различных стилей руководства, ввиду того что каждый из них характеризуется как своими преимуществами, так и недостатками. Особо следует отметить, что, в отличие от других профессиональных сообществ, спецификой и более выраженной продуктивностью отличается либеральный стиль, так как он обеспечивает членам коллектива максимум творческой самостоятельности. Однако, как отмечает Р.С. Немов, при этом стиле руководства отсутствуют порядок и дисциплина в коллективе, поэтому на практике либеральный стиль руководства желательно сочетать с некоторыми временными и к месту используемыми авторитарными тенденциями.
Взаимоотношения между учителями (горизонтальная ось) отличаются сложностью и многогранностью. Профессиональная субкультура учителя накладывает свой отпечаток на характер их проявления. В обыденном сознании бытует точка зрения, что педагогический коллектив, наряду с медицинским и военным, относится к тройке наиболее неоднозначных, и на то есть свои доводы. В частности, выраженные особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей обусловлены разными факторами.
Во-первых, самим содержанием и характером педагогической деятельности.
Во-вторых, специфика конфликтов между учителями связана с тем, что педагогический коллектив преимущественно женский.
В-третьих, фактором, определяющим особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей, является современный уклад жизни, существующая социально-экономическая ситуация.
Неофициальные взаимоотношения учителей могут соответствовать двум типам систем. Первая система – это межличностные нравственно-психологические отношения, которые охватывают весь педагогический коллектив. Вторая – это сетка избирательных отношений, основанных на взаимных симпатиях между отдельными учителями.
Благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе становится залогом психологического комфорта как психоэмоционального состояния его членов. Понятие психологического комфорта на современном этапе развития науки является малораспространенным в психолого-педагогических источниках. Слово «комфорт» заимствовано из английского языка, где comfort означает «поддержка, укрепление». Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова определяет комфорт как условия жизни, пребывания, обстановку, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.
Системный анализ понятия «комфорт» был проведен Д.А. Завалко, которая рассмотрела особенности его переноса в сферу психологической науки. При этом вскрывается многозначность трактовки понятия:
– комфорт как совокупность условий, благоприятных для функционирования психики человека;
– комфорт как состояние оптимального соотношения, уравновешенности психических процессов;
– комфорт как субъективное переживание (самоощущение) человеком своего внутреннего состояния.
На основе проведенного семантического анализа понятия «комфорт», анализа синонимических понятий в психологической литературе предлагается следующее определение: «Психологический комфорт – это состояние психоэмоциональной сферы личности, субъективно оцениваемое ею как оптимальное для данной ситуации». Такое определение позволяет избежать сужения поля исследуемого явления, поскольку подразумевает под комфортными не только ярко выраженные положительно окрашенные эмоциональные состояния, но и любые другие, которые данный индивид оценивает как комфортные для себя[79].
Комфортное состояние рассматривается как состояние, характеризующееся комплексом долговременных приятных субъективных ощущений, связанных с удовольствием и удовлетворением возникающих потребностей. Психическое комфортное состояние показывает оптимальный уровень активности психической деятельности и оптимальность протекания психических процессов.
В комфортном состоянии выделяются следующие компоненты:
– устойчивое настроение;
– положительные чувства и эмоции;
– позитивное переживание событий;
– стабильный повышенный тонус.
Психологически комфортная образовательная среда подразумевает систему условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье обучающихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации, усиливающих позитивное взаимодействие субъектов педагогического процесса.
Комфортная образовательная среда рассматривается психологами и педагогами как среда взаимодействия, имеющую референтную значимость для включенных в нее субъектов (в плане положительного отношения к ней), характеризующуюся преобладанием личностно-ориентированной направленности у участников (направленных на собственные интересы личности и интересы других людей), отражающуюся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов. Особенностью комфортной образовательной среды является способность обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного развития. Комфортная образовательная среда является условием сохранения педагогов от стресса и предоставляет возможность для всестороннего их личностного и духовного развития, гармоничного и комфортного взаимодействия.
Н.Н. Ниязбаева предлагает критерий и показатели психологического комфорта образовательной среды (таблица 12)[80].
Таблица №12
Критерий психологического комфорта | Показатели психологического комфорта |
Удовлетворенность субъектов общей психологической атмосферой в школе | – позитивное отношение к коллективу; – согласованность в отношениях «учитель – ученик»; – наличие мотивов позитивного отношения к деятельност; – наличие положительных эмоций; – отсутствие устойчивой тревожности; – ощущение защищенности внутри школы |
Под психологической атмосферой Б.Д. Парыгин подразумевает «специфическое психическое состояние той или иной группы людей, проявляющееся в общении их друг с другом и стиле совместного поведения»[81]. Атмосфера понимается как неустойчивая, постоянно изменяющаяся сторона коллективного сознания. Благоприятная психологическая атмосфера создает оптимальные условия для развития личности: удовлетворяет потребность в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.
Критерий удовлетворенности отражает мотивационные аспекты в образовательном процессе – позитивный настрой на школьные отношения, деятельность, общение, желание быть активными, интерес к школьной жизни, к отдельным предметам, к общению.
Психологический комфорт устанавливается через соответствие между психическими свойствами, состояниями субъекта и организационно-коммуникативными условиями образовательной среды. Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, счастья, которые субъект переживает, находясь внутри образовательной среды.
Источниками психологического комфорта выступают, в первую очередь, организационно-коммуникативные условия образовательной среды, т.е. организация межличностных взаимодействий субъектов. Это отношения в процессе совместной деятельности, которые характеризуются устойчивым положительным эмоциональным состоянием, обоюдными доброжелательными отношениями. В личностном смысле это выражается в эмпатическом принятии друг друга, активном слушании, доверии и т.д. Доверие выступает в качестве обязательного фонового условия, что предполагает взаимопроникновение взаимодействующих людей в смыслы друг друга. Эмпатия, которую называют феноменом педагогического общения, подразумевает постоянное отражение чувств другого человека во взаимодействии с ним[82]