Направления социально-педагогической работы по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних
Профилактика девиантного поведения – это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. Психолого-педагогическое предупреждение – это система профилактических мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.
Предупреждение девиантных форм поведения должно быть этиологичным, комплексным, дифференцированным и поэтапным, а главное – носить систематический и своевременный характер.
Согласно терминологии Всемирной Организации Здравоохранения, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.
Первичная профилактика (предупреждение) является наиболее массовой и эффективной. Мероприятия первичной профилактики направлены на ликвидацию неблагоприятных факторов (социальных и биологических), влияющих на формирование девиантных форм поведения или на повышение устойчивости личности к этим факторам.
Главная задача вторичной профилактики – раннее выявление лиц с нарушением в поведении и проведение мероприятий, направленных на психолого-педагогическую коррекцию их поведения.
Третичная профилактика – проблема целиком медицинская, направленная на лечение заболеваний, сопровождающихся нарушением поведения. Третичная профилактика решает специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.
Основные направления коррекционной работы:
1. терапия средой – корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными);
2. специфическая организация учебного процесса (его коррекционная направленность);
3. целенаправленный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий;
4. психогигиена общения и семейного воспитания.
Вопрос № 13.
Методы профилактики девиантного поведения среди детей и подростков.
Классификация методов коррекции в 30-х годах (В.П. Кащенко):
педагогические методы,
психотерапевтические методы.
Педагогические методы:
1. Методы общественного влияния:
а) коррекция активно-волевых дефектов;
б) коррекция страхов;
в) метод игнорирования;
г) метод культуры здорового смеха;
д) коррекция навязчивых мыслей и действий;
е) коррекция бродяжничества;
ж) самокоррекция.
2. Специальные или частнопедагогические методы:
а) коррекция недостатков поведения детей;
б) коррекция нервного характера.
3. Метод коррекции через труд.
4. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.
Психотерапевтические методы:
1. Внушение и самовнушение.
2.Гипноз.
3. Метод убеждения.
4. Психоанализ.
Вопрос № 14.
Социально-педагогические технологии профилактики девиантного поведения в деятельности социального работника.
Сущность понятий профилактика и реабилитация как основных видов социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения.
Основные подходы к работе социального педагога с детьми девиантного поведения.
Отклонения в поведении ребенка как показатель дисгармонии отношений со взрослым и форма конфликта. Разрешение конфликта как развитие отношений. Разновидности конфликтов. Специфика конфликта между педагогом и ребенком, между детьми. Технология педагогического разрешения конфликта.
Профилактическая и реабилитационная деятельность социального педагога: задачи, содержание, методы и формы работы при различных формах девиантного поведения детей (алкоголизм, наркомания, проституция, правонарушения несовершеннолетних и т.д.). Методика социальной профилактики и реабилитации.
Интегративная функция социального педагога в системе социальной помощи детям и подросткам «группы риска».
Вопрос № 15.