Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности школьники распределяются на три медицинские группы: основную (не имеющие отклонений в состоянии здоровья), подготовительнуюиспециальную.
Подготовительная группа формируется из учащихся, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (временного характера), а также недостаточную физическую подготовленность. Учащиеся этой группы занимаются совместно с основной группой. Задачи занятий с учащимися подготовительной группы: укрепление здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности и перевод в основную группу. Материал учебной программы проходят с облегчением сложности, сокращением длительности упражнений и количества их повторений.
Исключаютсяупражнения: с большими мышечными напряжениями, ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах.
Вспециальную группу включают учащихся, имеющие серьезные отклонения в состоянии здоровья (чаще всего, хронические заболевания. Задачи физического воспитанияучащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе: 1) укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;2) повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью; 3) повышение физической и умственной работоспособности; 4) повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма; 5) формирование правильной осанки, при необходимости ее коррекция; 6) обучение рациональному дыханию; 7) освоение основных двигательных умений и навыков; 8) воспитание морально-волевых качеств; 9) воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой; 10) создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.
Занятия осуществляются по разработанным программам по физическому воспитанию для специальных медицинских групп.
В зависимости от характера заболеваний рекомендуется разделять учащихся на подгруппы: с болезнями сердца, верхних дыхательных путей и легких, с аномалиями рефракции глаз, с ожирением, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Основная форма физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья - урок, который строится по стандартной схеме: подготовительная, основная и заключительная части. Отличия от обычного урока: 1) продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается. В подготовительной части (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. В заключительной части урока (3-5 мин) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения; 2) нагрузка на уроке повышается постепенно. Двигательные режимы для детей с ослабленным здоровьем рекомендуется выполнять при ЧСС 120-130 уд./мин, с постепенным увеличением интенсивности физических нагрузок в основной части урока и частоты пульса до 140-150 уд./мин. Учитель физической культуры контролирует нагрузку по внешним признакам утомления (пульс, дыхание, потоотделение, координация); 3) подбор упражнений в основной части урока (20-22 мин) предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, развитие основных физических качеств.
Средства: ОРУ, строевые, танцевальные, дыхательные упражнения, элементы подвижных и спортивных игр, легкой атлетики и лыжной подготовки. Исключаются: акробатические упражнения, упражнения с натуживанием, статические упражнения, поднятие тяжестей. На уроках обязателен врачебный контроль. Оценивание учащихся производится по следующим показателям: 1) усвоение раздела «Знания»;2) освоение двигательных умений и навыков (тех, что не противопоказаны); 3) динамика физической подготовленности (тесты, разрешенные программой).
Физическое воспитание в вузе (задачи, формы и их содержание).
Физическая культура входит в учебные планы вузов обязательным разделом в гуманитарный компонент образования.
Цель физического воспитания студентов - формирование физической культуры личности. Задачи физического воспитания студентов: 1) понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности; 2)знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;3) формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; 4) овладение системой практических умений и навыков;5) обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности (ППФП); 6) приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
Направления физического воспитания студентов:1) общеподготовительное направление -всесторонняя физическая подготовка студентов и поддержание ее на уровне требований государственной программы физического воспитания; 2)спортивное направление - специализированные занятия одним из видов спорта в отделениях спортивного совершенствования (секциях), участие в соревнованиях; 3) профессионально-прикладное направление - подготовка к работе по избранной специальности; 4) гигиеническое направление- использование средств физического воспитания для восстановления работоспособности, укрепления здоровья; 5) оздоровительно-рекреативное направление- использование средств физического воспитания при организации активного отдыха в выходные дни и в период каникул.