Педагогические идеи Фридриха Вильгельма Адольфа Дистервега.

1. Педагогическая деятельность Дистервега

2. Педагогические взгляды и дидактика развивающего обучения

3. Дистервег об учителе

4.Значение педагогических взглядов Дистервега

Родился в 1790 г в городе Зиген в Пруссии. Его отец был юристом, благодаря этому он получил хорошее образование: гимназия, Герборнский университет. Он обучался на отделении математики, философии, истории – богословский факультет, который становился уже больше философским. Там он получил степень бакалавра. Затем он обучался в г. Табенге, где получил доктора философии. Здесь он познакомился с работами Руссо, Песталоцци и становится из последователем. Практическую деятельность он начинает с должности домашнего учителя. Начинает преподавать математику в гимназиях и вскоре его назначают ректором латинской школы или классической гимназии в городе Франкфурт на Майне. Дальше он работал директором учительской семинарии в городе Мерли. Затем возглавлял аналогичную семинарию в Берлине. После окончания семинарии можно преподавать в городских и сельских школах.

В 1827 года являлся редактором педагогического журнала. Возглавлял всегерманский учительский союз. Избирался в рейхстаг. Написал произведение, которое сделало его бессмертным в Германии, «Руководство к образованию немецких учителей», 1835. Написал более 20 учебников и методических пособий по различным предметам. Выступал за единую бессословную систему обучению (демократ). Был настолько демократично настроен, что в 1847 году его уволили со всех постов и вплоть до смерти в 1866 году он занимался литературной деятельности. Умер от холеры. Был категорическим противником революционного пути развития. Он считал, что общество можно изменить только путем просвещения и реформ. Считал, что имущественное неравенство неизбежное зло. Считал, что самое главное устранить крайнюю бедность.

По своему философскому мировоззрению Дистерверг был сенсуалистом. Друзья его называли «учитель немецких учителей».

В основе педагогических взглядов Дистерверга лежат три принципа:

1. Природосообразности – «фундамент педагогики», считал, что этот принцип должен быть лишен конкретного предметного содержания. В основе принципа лежал генетический подход. Необходимо развивать всё положительное, что заложено в человеке от природы. Процесс должен быть безостановочным, непрерывным и опираться на естественные ступени развития человека. Он создает возрастную периодизацию, в которой он не учитывает дошкольный возраст и выделяет три ступени школьного воспитания:

ü от 6 до 9 лет – ступень, на которой преобладают ощущения, чувственной познание, этому периоду характерны физическая активность, игра воображения, интерес к сказкам и рассказам, трансформирующееся в желание мыслить и учиться.

ü От 9 до 14 лет – развитие памяти и накопление представлений

ü От 14 до 18-19 лет – период рассудка, который затем переходит в формирование начал разума, а разум связан с формированием понятий об идеалах (формальное образование)

Он считал, что не все дети развиваются одновременно и в одинаковой степени, поэтому он считал, что нужно основное внимание уделять развивающему обучению. Он говорил, что развивающее обучение должно соединить развитие мышления как основную задачу формального образования с приобретением определенных навыков и знаний, которые пригодятся для последующей жизни, т.е. с материальным. Проанализировав соотношение формального и материального образования, он приходит к выводу, что при правильной постановке образования достижимо возможность обеих целей. Впервые соединил формальное и материальной образование. Основываясь на факторах формирования личности, которую он выстраивал следующим образом: задатки – среда – воспитания – Дистерверг отмечает, что у ребенка есть общечеловеческие задатки, которое свойственно стремление к развитию, и, чтобы развиваться, задатки возбуждены в соответствии с их природой, и дидактика развивающего обучения есть возбуждение познавательных способностей ученика.

Истинное обучение должно носить воспитывающий характер (основоположник Гербард). Именно Дистерверг сказал, что умственные силы, вырабатываемые в процессе обучения, также способствуют формированию характера, высоких моральных чувств и, таким образом, формируют личность. «Плохое обучение портит не только голову, но и характер».

В процессе обучения учитель должен будить в человеке творческую активность и главная цель воспитателя заключается в развитии самодеятельности ученика, благодаря которой человек может стать распорядителем своей судьбы и собственно человеческое в человеке это его самодеятельность.

2. Принцип самодеятельности. Самостоятельное мышление приводит к сознательной жизни и основная цель воспитания развить в человеке стремление к служению истине, красоте и добру как к конечной цели человеческой жизни (гуманизм).

3. Принцип культуросообразности. Считал, что плодотворное влияние на индивида должно соответствовать духу времени и считаться с уровнем развития культуры, на котором находится тот народ, к которому принадлежит индивид. «Каждый человек является продуктом своего времени и его требований».

Согласно Дистервегу цель образования должна видоизменяться в соответствии с состоянием культуры.

Дистерверг разработал два способа преподавания:

1. Развивающе-излагающий

2. Развивающе-вопросный или эвристический (от Сократа).

1 способ должен применяться лишь впервые дни обучения, когда дети знакомятся с основами всех наук, а основное внимание должно уделяться эвристическому способу, когда дети получает не готовое знания, а сами подводятся к этим знаниям в форме эвристической беседы.

Он разработал ряд принципов и правил:

1. Принцип наглядности. Он разработал большое количество учебников с иллюстрациями, для того чтобы дети могли познакомиться с конкретными примерами, а не абстрактностью.

2. Принцип систематичности

3. Принцип сознательности в усвоении материала. «Кто действительно усвоил предмет, тот всегда найдет слова до его передачи».

4. Принцип учета возрастных особенностей. «Никогда не учи тому, что ребенок еще не в состоянии усвоить».

5. Принцип учета индивидуальных особенностей

Тридцать три дидактических правила, например, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Дистерверг об учителе:

«Учитель для школы это то же, что солнце для вселенной».

Дистерверг считает, что учитель должен заботиться о дисциплине учеников. Большое внимание уделяет дисциплине, считает, что учитель должен обладать педагогическим тактом между свободой, предоставляемой детям и необходимостью. Дистерверг разработал правила поведения для учащихся. Он выступал против физических наказаний, и они носили у него чисто символический характер. Дистерверг разработал требования к учителю:

1. Владение в совершенстве своим предметом, любовь к детям, вызывать стремлением к знаниям

2. Обладать высоким интеллектом

3. Обладать сильной волей, никогда не отступая от своих требований.

4. Строгость и требовательность должна сочетаться со справедливостью.

5. Обладать педагогическим тактом.

6. Личный пример учителя

7. Высокие моральные качества и гражданское мужество

8. Активно участвовать в жизни своей общины, проводя культурно-просветительскую работу.

Развитие педагогики в России в 18 веке.

1. Характеристика просветительских реформ Петра 1.

2. Новые типы школ и их характеристика.

3. Педагогическая деятельность М.В.Ломоносова.

4. Развитие образования в конце 18 века.

До начала 18 века уровень образования на Руси был крайне низок. Отсутствовала регулярная система школ, и большинство из них носило религиозный характер. За редким исключением, таким как, славяно-греко-латинская академия (1687) и ряд светских школ, всё образование было подчинено целям религиозно-нравственного характера.

Петр 1, придя к власти, начинает преобразования во всех сферах социальной и экономической жизни общества. Начинает развиваться в России капиталистический способ производства, всероссийский рынок, строятся новые города, но все эти процессы тормозятся сильными феодальными пережитками и изолированностью страны. Чтобы вывести страну из состояния отсталости Петр 1 начинает проведение серий реформ.

Реформы Петра касались политики, военного дела, экономики, культуры и просвещения.

Реформы просвещения:

1. Вводит новый гражданский алфавит: упрощение

2. Начинает издавать первую российскую газету «Ведомость».

3. Вводится новый календарь.

4. Начинает выпускать светскую оригинальную и переводную литературу.

5. Начинает приглашать педагогов из-за границы и вводит обычай посылать молодых людей за границу.

Основными чертами реформы просвещения были:

1. Реализм в содержании образования, т.е. основное внимание уделялось математическим наукам

2. Бессословный характер школы, т.е. доступ к образованию получили все слои населения (кроме крепостных)

3. Обязательность обучения для дворян

4. Светскость. Религия в школах не преподавалась. Для духовенства были открыты специальные школы.

5. Универсализм, т.е. самый широкий круг знаний давался в школах.

6. Государственность, т.е. все школы принадлежали государству, соответственно оно спонсировало всю систему образования.

Новые типы школ и их характеристика:

1. 1701 – школа математических и навигацких наук. Она располагалась в Москве в Сухоревской башне. На тот момент это было самое высокое здание Москвы и готовили в ней офицеров для флота, инженеров, потенциальных учителей, чиновников и артиллеристов. В программе были такие предметы как арифметика, геометрия и тригонометрия, навигация, астрономия и математическая география. Учащиеся до начала обучения заканчивали два класса: 1-ый – русская школа, 2-ой класс – цифирная школа. Первоначально школа предназначалась для дворян, однако вскоре туда стали принимать и представителей других сословий. По штату в школе могло обучаться до 500 человек. Возраст учащихся колебался от 12 до 20 лет. Выпускали из школы либо по завершению обучения, либо по запросам ведомств. Ученики получили кормовые деньги. Жили на наемных квартирах или при школе. За прогулы грозил большой штраф. За побег из школы грозила смертная казнь. Учебной деятельностью руководил известный русский просветитель Леонтий Магнитский, который также написал первый русский учебник «Арифметика».

2. 1715 школа распадается на две. Навигацкая школа переезжает в Петербург, который имеет выход к морю, и начинает называться морская академия. Школа математических наук остается в Москве. Таким образом, это школа явилась первым реальным училищем повышенного типа.

3. 1712 - создается артиллерийская школа

4. 1707 – хирургическая школа

5. 1708 – школа толмачей (переводчиков). Они изучали греческий, латинский, итальянский, французский, немецкий, шведский. Помимо языков большое внимание отводилось философии, арифметики, геометрии и географии.

6. С 1721 создаются горные училища. Создаются они при уральских заводах и готовят там специалистов для зарождающейся тяжелой промышленности.

С 1714 в России вводится обязательная повинность для дворян. Дворяне не хотели обучать детей, поэтому был организован специальный смотр недорослей, который проходил в три этапа – в 7 лет проверяли насколько дети развиты и распределяли их по различным типам школ, у кого было более ста крепостных крестьян могли обучать детей дом; второй смотр в 12 лет и если дети были недостаточно обучены, то принималось решение об их будущем; 3-ий смотр в 16 лет в столицах и если юноша чего-то не знал, то его записывали рядовым в матросы. Самое страшное, что без образования дворянин не мог вступить в брак. Был введен указ, согласно которому дворян, прятавших своих детей лишали имения и передавали его тому, кто донес.

Указами от 1714 и 1716 года создавалась система цифирных школ. Создавались они во всех губернских городах (8 губерний). Цифирные школы – это начальные и общеобразовательные школы для всех слоев населения, где обучал грамоте, арифметики с элементами алгебры и геометрии. Учителя получали небольшое жалование + получали бесплатно дрова, свечи. Учителям запрещалось получать дополнительные деньги от учащихся. Но в случае успешного завершения программы обучения, каждый ученик должен был заплатить рубль для получения письменного свидетельства. В смоленской губернии с 1716-26 в цифирной школе обучалось с 115 человек, а полный курс обучения завершил только 31 человек. В этих школах методики образования были несовершенны, как правило, все строилось на заучивании и физических наказаниях. Многие из школ убегали, не боясь смертной казни и запрета на брак.

С 1715 года в ряде городов России начинают создавать гарнизонные школы для детей солдат + в ней обучались некоторые городские слои населения. Обучали грамоте, арифметике и инженерству, включавшая в себя сведения из геометрии, тригонометрии, фортификации (наука о том, как строить укрепления) и архитектуры.

В 1744 по указу Елизаветы Петровны цифирные школы были объединены с гарнизонными.

Система высшего образования

В 1725 по указу Петра 1в городе Санкт-Петербурге создается научно-просветительский центр Академия Наук. Создана она уже была в декабре после смерти Петра 1. При ней был создан академический университет, а при нем академическая гимназия. Подразумевалось, что академики будут преподавать в университете, а гимназия будет готовить кадры для университета. Первыми академиками у нас были немцы, которые не сильно интересовались в даче хорошего образования, поэтому в университете обучалось 2-3 человека и за все годы его существования там обучились около 40 человек. В гимназию детей набирали всех возрастов без учета уровня подготовке в течение всего учебного года.

В 1731 году в Петербурге создается первое учебное заведение закрытого типа для дворян, которое называлось шляхетский кадетский корпус. Шляхта – дворянство. В нем готовили будущих офицеров и чиновников. Обучалось в нем до 600 человек.

В 1759 году императрица Елизавета Петровна создает другое учреждение для дворян, которое называлось пажеский корпус. И в том и в другом учебном заведении было по 4 класса с максимальным годом обучения 3 года. Процесс обучения был индивидуальным, поэтому при желании, которые при желании можно было закончить в более короткий срок.

Петр 1 создал систему духовного образования. По духовному регламенту 1721 году, который составил Феофан Прокопович, в России создавались три ступени духовного образования: низшая ступень – архиерейский школы, готовили приходских батюшек (тоже преподавалась арифметика), более высокой ступенью являлась семинария и самой высокой ступенью являлась академия. Самое хорошее качество образования того периода времени осуществлялось в семинариях. Семинария задумывалась как прототип европейской гимназии. В программу входили латинский язык, грамматика, история, география, арифметика, геометрия, логика, диалектика, риторика, физика, политика и богословие. Причем богословие преподавалось только последние два года при сроке обучения в 5-6 лет. После семинарии можно было продолжить обучение в академии.

Общее число духовных школ к середине 18 века составляло более 70, и там обучалось около 8 тысяч учеников. Таким образом, петровская эпоха стала первым этапом в построении национальной системы образования. Были созданы различные типы образования: начальное, среднее специальное и высшее. Однако говорить о создании системы еще нельзя, потому что отсутствовала преемственность между всеми ступенями образования, т.е. каждая из школ носила замкнутый характер, после смерти Петра развитие образования замедлилось.

Педагогическая деятельность Ломоносова (1711 – 1765)

Вклад:

1. Создал научный русский язык

2. Написал ряд учебников на русском языке

3. Ввел в число обязательных предметов гимназического курса химию и астрономию

4. Первым начал читать лекции на русском языке

Самая большая заслуга Ломоносова состоит в том, что он явился разработчиком и инициатором создания московского императорского университета, который был открыт указом императрицы Елизаветы Петровны 25 января 1755 года. Основателем университета явился граф Шувалов, московский градоначальник (мэр).

Ломоносов разработал структуру и учебный план университета. Согласно структуре университета в нем было три факультета как в любом классическом университете, только богословский представлял из себя философский. Структура университета представляла из себя два отделения: 1-ое – для дворян, 2-ое – для неблагородных. Для дворян программа обучения была более свободна. Студенты были обязаны посещать все публичные лекции, которые проводились пять раз в неделю. Особо интересующиеся студенты могли посещать, так называемые, дополнительные лекции. Ежемесячно проводились диспуты под руководством профессора. Два раза в год проводились открытые диспуты, в том числе с участием жителей Москвы. При университете Ломоносов создал две гимназии (одна для благородных, вторая для неблагородных).

Наши рекомендации