Этапы развития детского пластического творчества
Суть пластического творчества
Пластическое творчество — вид творческой деятельности, к которому не всегда относятся с должным вниманием. Одна из причин заключается в том, что основную задачу дошкольного образования родители и многие педагоги видят в подготовке детей к школе. Рисование оказывается в лучшей ситуации, поскольку каждый понимает, что оно способствует развитию мелкой моторики, которая необходима для подготовки руки к письму, и в определенном смысле приучает к каллиграфии. Лепка тоже развивает мелкую моторику, но это, по мнению некоторых практиков, более трудоемкий и хлопотный процесс, особенно лепка из глины. Ведь помимо подготовки и уборки рабочего места, что занимает большое количество времени, нужно организовать сам процесс обучения. А это сделать не всегда легко, так как очень часто дети отказываются брать в руки данный материал из-за боязни испачкаться, и, следовательно, их нужно уговорить, заинтересовать, а педагог иногда сам оказывается недостаточно подготовленным к работе с глиной. Это приводит к упрощению пластического творчества. Вместо глины все чаще используют либо пластилин, либо пластическую массу, а занятия ограничиваются в основном тем, что дети занимаются предметной или декоративной лепкой, повторяя за педагогом все этапы выполнения того или иного предмета. Творчества в полном смысле слова, т. е. свободного пластического выражения ребенком своих чувств, не получается. Самостоятельно дети тоже очень редко занимаются лепкой, поскольку и в дошкольном учреждении, и дома пластические материалы не находятся в их свободном распоряжении. Рассмотрим, как развивается творчество в лепке.
Ознакомительный этап
Дошкольник обследует пластические материалы, пытается понять суть лепки. Этот этап условно делится на несколько стадий.
Стадия пластической игры. Малыш (примерный возраст 10 мес. — 1 г. и 2 мес.), которому попал в руки комочек пластического материала, начинает им манипулировать, совершая разные действия исследовательского характера. В данном случае ребенку лучше давать специальный пластилин, гипоаллергенный, не содержащий вредных примесей. Разминая комочек в руке, малыш его может засунуть в рот, понюхать, постучать им, бросить на пол, размазать по поверхности. Но все его действия направлены на изучение этого непонятного ему материала, каждая манипуляция с которым вводит его в изумление. Он удивляется изменениям формы, его свойствам.
Не все малыши сразу расположены брать в руки пластилин, но при этом они демонстрируют огромный интерес к нему. Необходимо создать условия, при которых они избавятся от страха перед новым материалом.
Алеша (1 г.), увидев кусочек пластилина, потянулся к нему, а потом резко отдернул руку, когда коснулся комочка. Педагог взял комочек и спрятал его в кулаке, при этом сказал: «Посмотри, а комочек-то спрятался, он решил с тобой поиграть». Потом, раскрыв ладонь, произнес: «А вот он появился, какой он шалун. Ой, да он еще и прыгать умеет, смотри, как он прыгает». И педагог, схватив комочек двумя пальцами, стал совершать ритмичные движения, имитируя прыжки. Затем продолжил: «Наш пластилин опять спрятался в ладошках и стал там бегать. Вот он бегает, бегает...» Педагог тем временем совершал круговые движения ладонями. «Посмотри, наш комочек в шарик превратился и снова стал прыгать. Он и к тебе может прыгнуть, хочешь?» Алеша кивнул головой. Тогда педагог перенес шарик на ладошку Алеши. Тот сразу заулыбался и зажал комок в кулак. Потом разжал и удивился, что шарик стал расплющенным. Но педагог объяснил, что пластилин — большой шутник и фокусник, он все время меняется. «Вот смотри, как он сейчас превратится в шарик. Для этого нужно положить его на одну ладошку и другой накрыть, а затем покрутить ими, вот так. Ну вот и получился шарик». После такой игры Алеша, посмотрев на пластилин другого цвета, попросил другой кусочек, и, получив его, стал повторять все действия, которые совершал ранее педагог. Конечно, его действия были неуклюжими, нецеленаправленными, но ребенок изо всех сил старался крутить комок пластилина, чтобы тот превратился в шарик. И когда, не без помощи педагога, шарик был получен, Алеша направился к маме, показывая на пластилиновый шарик и стуча себя в грудь, как бы говоря, что это он сделал.
После наблюдения за изменениями формы кусочка пластилина ребенок стал проявлять интерес к нему не как к предмету манипуляции, а к объекту игры. Причем игры, имеющей познавательный характер, что значимо для дальнейшего развития ребенка.
Стадия экспериментов. Дошкольник не просто повторяет действия взрослого, направленные на преобразование формы пластической массы, а стремится опытным путем узнать новые свойства и возможности пластилина. Здесь важна роль педагога, который ненавязчиво покажет, как каждый комочек пластилина может стать сказочным персонажем, знакомым предметом и как для этого нужно с ним обращаться.
В этот период ребенок очень нуждается в знаниях и умениях взрослого для того, чтобы самому научиться работать с пластическим материалом. Однако в возрасте от 1,5 года до 2 лет дети стремятся все попробовать сами, иногда даже настаивая: «Я сам». Эти две характеристики данной стадии проявляются то последовательно, то параллельно.
Иногда дети, экспериментируя с пластилином, не подпускают к себе никого, стараясь самостоятельно что-то сделать. Но когда у них не получается реализовать задуманное, они обращаются к взрослому с просьбой помочь.
В этот момент важно привлечь к совместной отработке приемов лепки. Иначе такая помощь будет неэффективной и впоследствии может привести к потере интереса к лепке вообще.
Стадия экспериментов очень благодатна в плане обучения детей, поскольку, демонстрируя разные приемы и способы лепки, можно показать, как их использовать для создания пластического образа.