Основные педагогические идеи М. Монтессори
Феномен педагогики М.Монтессори заключается и в ее безграничной вере в природу ребенка, и в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности.
Вера в ребенка – краеугольный камень педагогики М.Монтессори, наиболее полное выражение ее гуманистических устремлений. Эта установка была присуща всем без исключения представителям свободного воспитания, однако Монтессори пошла дальше своих «идеологических» соратников. Она сумела преодолеть присущий им негативизм по отношению к педагогическим методикам, якобы мешающим проявлению спонтанной активности детей. Наоборот, она сумела разработать до мельчайших нюансов метод, обеспечивающий максимальное развитие детской активности. Именно этим, прежде всего, и объясняется феномен жизненности педагогики М.Монтессори, ее успеха и популярности на протяжении многих десятилетий.
М.Монтессори была убеждена в том, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, одновременно приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию. Задача Монтессори-педагога – создать максимально благоприятную для ребенка воспитывающую и обучающую среду, обеспечивающую его комфортное самочувствие, расцвет всех его способностей. Ребенок должен иметь возможность удовлетворять свои интересы, проявлять присущую ему от природы активность.
В основу своей педагогической системы Монтессори |
положила биологическую предпосылку - любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью к свободе и самопроизвольности. Исходя из этого, она отказывалась видеть суть воспитания в формирующем воздействии на ребенка, в связи с чем поставила вопрос об организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. Монтессори требовала одного - предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Дисциплину М.Монтессори так же трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом.
Что же привлекало и до сих пор привлекает в идеях и методических разработках М.Монтессори? Прежде всего, это подлинный гуманизм ее воспитательной и образовательной системы, обращенной к природе ребенка, отсутствие какого-либо авторитаризма.
В рамках, определенных педагогом, ребенок мог выбирать работу, которая нравилась ему и соответствовала его внутренним интересам. Он свободно и спонтанно упражнял свои чувства, более того испытывал удовольствие и энтузиазм от подобной деятельности, потому что поступал не по чьей-то указке, а по собственному желанию.
Другой доминантной системы Монтессори является максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко продуманной и умело инструментированной программой развития каждого ребенка, рассчитанной и на сегодняшний день, и на много лет вперед, органически соединяющей в себе и обучение, и воспитание на основе побуждения и поддержания детской активности. Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно приобретал чувство независимости и уверенности. Вместе с тем у него пробуждалась любовь к учению, и формировались мотивы для напряженной самостоятельной познавательной деятельности.
Важной новацией М.Монтессори стало разрушение традиционной классно-урочной системы и создание оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на признании за каждым учеником права на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфичные способы овладения знаниями. Не случайно девизом школы Монтессори являются слова: « Помоги мне сделать это самому». Это достигалось за счет реализации в Монтессори-школах очень широкой образовательной программы, которая не является программой в нашем привычном смысле этого слова. Скорее это определение стратегии и тактики деятельности детей.
В связи с этим следует отметить, что свой метод М. Монтессори называла методом научной педагогики. Она считала, что любые практические действия, теории, модели оценки сущего могут строиться только на фундаментальных знаниях о развивающемся человеке, об антропологии человеческой жизни.
В отличие от своих предшественников Монтессори интересовалась именно жизнью ребенка, которого она отличала от взрослого человека. Это был чисто научный подход, потому что любые выводы делались не на теоретических рассуждениях, мистических предположениях или интуитивных догадках, а на основе строгих научных наблюдений, сделанных в лабораторных условиях.
Эти научные наблюдения ясно показывали, что существуют процессы, которые нельзя обнаружить у взрослых, поскольку они протекают у них иначе, чем у детей.
В работе "Разум ребенка" Мария Монтессори определяла фундаментальный закон своей антропологии. Малыш в отличие от взрослого человека развивается не по направлению к смерти - он движется к жизни, потому что его задачей является построение человека во всей полноте его жизненных сил. Как только взрослая личность оказывается сформированной, ребенок исчезает. "Таким образом, вся жизнь человеческого детеныша - это движение к совершенствованию себя, к завершению созидания в себе человека. Движение по жизни означает для ребенка рост и расширение возможностей личности: чем больше малышу лет, тем он становится умнее и сильнее. Его собственный труд, его собственная активность помогает добиваться интеллектуального роста и физического совершенствования, в то время как у взрослых с годами интеллект и физические силы скорее ослабевают".
Изучение жизненного пути ребенка, проходящего в непосредственной близости от взрослых, именно изучение, а не вмешательство со своими воспитательными приемами и принципами, Мария Монтессори и положила в основу педагогической антропологии.
Как известно, в основу гуманистического образования XXI века положено признание ценности человека как самобытной личности, его права на свободное развитие, полное проявление сущностных сил. Но это обстоятельство уже сто лет тому назад обусловило практическую необходимость изучения детства с позиции антропологии, понимаемую не в привычном узком, специальном смысле слова (учение о происхождении человека –антропогенез, морфология человека и этногенез - расоведение), а в широкой трактовке этой категории. Антропология в широком смысле слова представляет собой универсальную науку о человеке, включающую в себя комплекс человековедческих знаний.
Все, что М.Монтессори в свое время выявляла почти интуитивно, сегодня подтверждено антропологическими науками (педагогикой, возрастной и педагогической психологией, антропологией, медициной). Сегодня фактор свободы признается принципиально важным для развития и обучения. Поскольку учебный процесс по существу должен управляться главным образом мотивами, то это значит лишь одно: ребенок (да и взрослый тоже) учится только тому, что он хочет, что вызывает в нем интерес, где он может проявить свою активность, если ему дается время и свобода работать с предметами так долго, как он этого желает.
Таким образом, главной задачей воспитания Монтессори определила содействие свободному росту и развитию ребенка, помогая ему в нахождении путей для проявления своей жизненной энергии. Она глубоко была убеждена в том, что расти и развиваться ребенок должен сам, так как ему подсказывает его природа, и этого за него никто делать не может. Поэтому она заменила механическое повиновение, принятое в старой системе образования, полной свободой ребенка. Ее система и основана, прежде всего, на любви ребенка к полезной деятельности, на его желании делать все для себя самому, на той радости, которая предоставляет ему преодоление препятствий.
Монтессори синтезировала целостную педагогическую антропологию, оснащенную богатым дидактическим и методическим инструментарием. В результате многолетней напряженной творческой деятельности ей удалось создать стройную систему, которая благодаря высокой педагогической технологии, с успехом может быть перенесена в дошкольное, школьное и семейное воспитание.
Школа М.Монтессори - открытая система, далеко вышедшая сегодня за рамки педагогической теории и методики своей создательницы. Это - огромный коллективный опыт ее учеников и последователей, постоянно расширяющейся и развивающейся, впитывающей в себя множество новых элементов и особенностей, обусловленных местом и временем использования, возрастом детей, конкретными педагогическими задачами, типом воспитательного учреждения, особенностями составом семьи и другие.
Остановимся далее на основных педагогических идеях, которые выстрадала и реально воплотила в практику школы Мария Монтессори. К ним относится следующее: создание подготовительной среды; принципы использования дидактического материала; развитие двигательной активности; «абсорбирующий дух» - духовная энергия; “mneme” – память ребенка; сензитивные периоды; развитие чувства упорядоченности; «поляризация внимания»; инкарнация; сенсорное воспитание (физиологическое воспитание; воспитание тишиной); ручной труд; организация процесса обучения; «сенсибилизация совести»; «космическое воспитание».