Знания, умения и навыки в личности учителя.
Система педагогических знаний включает в себя ведущие идеи, понятия, основополагающие факты, законы. Эти знания применяются и реализуются в практической деятельности учителя. Благодаря усвоению системы педагогических знаний обеспечивается овладение содержательной и операциональной сторонами учебно-воспитательного процесса.
Большое значение имеет эрудированность учителя, его общая культура, начитанность, широта интересов. Знания из далеких от профессиональной деятельности сфер нередко служат источником оригинальных идей и нестандартных решений. Поэтому становление творческой личности педагога невозможно только в узких предметно-педагогических рамках.
Особенно основательно учитель должен владеть той наукой, которую он преподает. Учитель обязан видеть свою науку во всех существенных чертах, понимать и уметь передать учащимся логику ее движения и развития, диалектику тех явлений действительности, которые эта наука отражает.
Глубоко и сознательно усвоенные знания о воспитании, образовании и обучении составляют не толькофонд теоретических знаний, но и становятся основойформирования педагогических умений и навыков.Педагогические умения являются формой функционирования теоретических знаний. Педагогические умения представляют совокупность самых различных действий учителя, которые соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции. Наиболее полно умения учителя представлены А.К. Марковой:
1. умения увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач; ориентироваться на ученика как на активного развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса;
2. умения, отвечающие на вопрос «чему учить», «кого учить», «как учить».
3. умения использовать психолого-педагогические знания и осведомленность о современном состоянии психологии и педагогики.
4. приемы постановки коммуникативных задач.
5. приемы, способствующие достижению высоких уровней общения. К ним относятся умение понять позицию другого, проявить интерес к его личности.
6. умения удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии.
7. умения осознавать перспективу своего профессионального развития.
8. умения определять характеристики знаний учащихся в начале и в конце учебного года; стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.
9. оценивание учителем состояния воспитанности и воспитуемости школьников.
В деятельности учителя имеются «сквозные», интегральные умения и навыки, которые являются составными частями всех выше указанных:
1) Организационные умения включают в себя: планирование учебно- воспитательной работы, распределение объектов работы, проведение контроля, учета и оценки деятельности.
2) Специфические методические умения, присущие учителям определенных специальностей: владение демонстрационным экспериментом, умение обучать решению задач, работать с картой, и т. д.
3) К умениям, необходимым для решения педагогических задач, следует, прежде всего, отнестипедагогическую технику, которая представляет собой способности учителя адекватно выражать свои намерения и стремления во внешних действиях и включает в себя умение найти верный тон и стиль общения с учащимися, овладеть и руководить их вниманием, выбрать нужный темп обучения, управлять проявлением своих чувств убедительно выражать свое отношение к действиям и поступкам учеников. Для этого учитель должен в совершенстве владеть голосом, мимикой, жестикуляцией.
Н.В. Кузьмина, Л.Ф. Спирин, М.Л. Фрумкин и некоторые другие исследователи выделяют 5 групп педагогических умений:
1. Конструктивные – умения выбирать учебно-воспитательный материал и проектировать его в соответствии с конкретными целями воспитания и обучения, проектировать личность школьника, находить средства педагогического воздействия, обеспечивающие запланированные результаты.
2. Коммуникативные - умения устанавливать правильные взаимоотношения с воспитанниками, а также перестраивать их в ходе практической работы.
3. Гностические – умения накапливать и систематизировать знания, пользоваться литературой, изучать опыт передовиков, анализировать свой собственный опыт.
4. Организаторские – умения организовывать учащихся на различные виды деятельности, направлять их активность в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания.
5. Прикладные – умения, определяемые художественными, спортивными, и иными способностями и наклонностямиучителя-воспитателя, а также требованиями профессиональнойработы.
Основными группами педагогических навыков являются:
1. Дидактические навыки по организации учебного процесса и руководству познавательной деятельностью школьников;
2. Навыки по проведению внеклассной воспитательной работы с учащимися и руководству их самовоспитанием;
3. Методические навыки по изучению и обобщению передового педагогического опыта, анализу и обобщению личного опыта;
4. Навыки в области самообразовательной работы.