Основные приемы постановки свистящих и шипящих звуков

Виды Методика постановки
нарушений свистящих звуков шипяших звуков
/. Межзубный сигматизм 1. Поподражанию. 2. С механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы 3. Пение [т'] 1. По подражанию. 2. С механической помо­щью, используя зонд «рам­ка», поднять кончик языка к альвеолам. 3. От артикуляционного упражнения «Чашечка». Инструкция: занеси «чаше­чку» в рот, не разлив чай. 4. От английского [t] с сомк­нутыми зубами и вытяну­тыми вперед губами. 5. От [р], остановив вибра­цию и вытянув губы впе­ред трубочкой
II. Боковой сигматизм 1. Через межзубное произно­шение. Далее см.: 1.2; 1,3 1. Через межзубное произ­ношение. Далее см.: 1,3; 1.4; 1,5
Ш.Носовой сигматизм 1. От [ф] с положением языка между нижней губой и верх­ними резцами. 2. Произнести [с] при зажатых крыльях носа. 3. Через межзубное произно­шение 1. Произнести [ш] при за­жатых крыльях носа. Через межзубное произно­шение
IV.Губно-зубной парасигматизм 1. Выполнить артикуляцион­ное упражнение «Заборчик», произнести звук [с], придер­живая нижнюю губу. 2. Пение [т] Произнести звук [ш], вытя­нув губы вперед и придер­живая нижнюю губу
V. Призубный парасигматизм 1. Через межзубное произно­шение. 2. С механической помощью (см. 1.2) 1. Через межзубное произ­ношение. 2. С механической помо­щью
VI. а) Шипящий парасигматизм б) Свистящий парасигматизм 1. С механической помощью (см. 2. 2.Через межзубное произноше­ние звука [ф]   - - С механической помощью (см. 1.2)




Таблица 7.2 ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЗВУКОВ

Вид пароснгмат изма Дифференциальные признаки звуков
[с] = [ш] [с] [ш]
1. Нижнее положение кончика языка. 2. Губы в улыбке. 3. Воздушная струя холодная 1. Верхнее положение кончика языка. 2. Губы выдвинуты вперед. 3. Воздушная струя теплая
[с] = [Ф] [cl [Ф]
1. Губы в улыбке. 2. Зубы сближены и расположены друг над другом 1. Верхние резцы сближаются с нижней губой
[с] = [т] [с] |т]
1. Щелевой. 2. Нижнее зазубное положение языка 1. Смычно-взрывной. 2. Верхнее призубное положе­ние языка
[с] = |щ] [с] [ш]
1. Кончик языка расположен за нижними резцами. 2. Средняя линия языка не напряжена 1. Кончик языка поднят к аль­веолам. 2. Средняя линия языка напря­жена
[c]=[з] [с] [з]
1. Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют («горлышко молчит») 1. Голосовые складки сомкнугы и вибрируют («горлышко гудит»)
[ж] = [ш] |ж] |ш1
1. Голосовые складки разомкнуты («горлышко молчит») ]. Голосовые складки сомкну­ты («горлышко молчит»)
[ж] = [3] [ж| 1з]
1. Кончик языка вверху. 2. Выдыхаемая воздушная струя теплая 1. Копчик языка внизу. 2. Выдыхаемая воздушная струя холодная
[ш] = [ф] [ш] [ф]
1. Зубы сближены и располагаются друг над другом 1. Верхние резцы сближены с нижней губой
[ш] = [т] [ш| [т]
1. Щелевой. 2. Кончик языка поднят к твердому нёбу 1. Смычно-взрывной. 2. Кончик языка касается верхних резцов
[ш] = [щ] [ш1 [щ]
1. Кончик языка образует щель с твердым нёбом. 2. Средняя линия языка не напря­жена 1. Кончик языка образует щель с альвеолами. 2. Средняя линия языка напряжена
[ц] = [ч] |Ц] |ч|
1. Нижнее положение кончика языка. 2. Состоит из звуков [т] и [с]. 3. Средняя линия языка не напряжена 1. Верхнее положение кончика языка. 2. Состоит из звуков [т'] и [щ]. 3. Средняя, линия языка напря­жена

Дополнительные вопросы

1. В какой последовательности ставятся звуки в группе сви­
стящих?

2. В какой последовательности ставятся звуки в группе ши­
пящих?

3. Какой из видов дифференциации звуков используют
раньше: дифференциацию на слух или в произношении?

Практические задания

1. Подберите наглядный дидактический материал для про­
ведения занятия по дифференциации свистящих и шипящих
звуков.

2. Составьте план логопедической работы с ребенком, име­
ющим нарушение всех шипящих и свистящих звуков.

3. Ответьте на вопросы карточек программированного кон­
троля.

Карточка 7.1.

В какой последовательности ставятся звуки в 1. [с] — [ц] — [з].

группе свистящих? 2. [ц] — [с'] — [с].

4. [с] -[з]- [с].

Карточка 7.2.

В какой последовательности ставятся звуки в

группе шипящих?

2. [щ] - [ш] - [ж] - [ч]. З.[ш]-[ж]-[ч]-[щ]. 4. [ш] - [ж] - [щ] - [ч].

Карточка 7.3.

Какой звук является базовым в группе свистящих?

2. [ц].

3. [с].

4. [з].

Карт очка 7.4.

1.-М. 2. [с]. 3. [ш]. 4. [ж].

Какой звук является базовым в группе шипящих?





4. Решите задачи практического характера.

Задача 7.1. У ребенка при обследовании произносительной стороны речи выявлено межзубное произношение звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц].

Сформулируйте логопедическое заключение. Составьте план логопедической работы с данным ребенком.

Задача 7.2. В результате логопедического обследования у ре­бенка обнаружено нарушение фонематического слуха и заме­ны звуков: [ш] Þ [с]; [ж] Þ [з]; [ч] Þ [т'].

Сформулируйте логопедическое заключение. Составьте план коррекционной работы с данным ребенком.

5. Составьте план-конспект занятия по устранению:

а) сигматизма свистящих звуков;

б) парасигматизма свистящих звуков;

в) сигматизма шипящих звуков;

г) парасигматизма шипящих звуков.

Рекомендуемый библиографический список

1. Карелина И.Б. Учусь говорить правильно: Тетрадь для
детей 5-7 лет с нарушениями прооизношения звуков речи. —
М., 2000.

2. Каше ГЛ. Исправление недостатков речи у дошкольни­
ков. — М., 1972.

3. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи. На
звуки 3, ЗЬ, Ц. — Ярославль, 1999.

4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизноше-
нию/ Под ред. Т.В. Волосовец. — М., 2000.

5. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1969.

6. Pay Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произноше­
ния фонем// Основы теории и практики логопедии/ Под ред.
Р.Е. Левиной. — М., 1968.

7. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы лого­
педии. — М., 1989.

8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произно­
шения. — М., 1989.

9. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова ГЛ. Учителю о
детях с недостатками речи. — М., 1997.

Семинарское занятие № 8

Наши рекомендации