Основные приемы постановки свистящих и шипящих звуков
Виды | Методика постановки | |
нарушений | свистящих звуков | шипяших звуков |
/. Межзубный сигматизм | 1. Поподражанию. 2. С механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы 3. Пение [т'] | 1. По подражанию. 2. С механической помощью, используя зонд «рамка», поднять кончик языка к альвеолам. 3. От артикуляционного упражнения «Чашечка». Инструкция: занеси «чашечку» в рот, не разлив чай. 4. От английского [t] с сомкнутыми зубами и вытянутыми вперед губами. 5. От [р], остановив вибрацию и вытянув губы вперед трубочкой |
II. Боковой сигматизм | 1. Через межзубное произношение. Далее см.: 1.2; 1,3 | 1. Через межзубное произношение. Далее см.: 1,3; 1.4; 1,5 |
Ш.Носовой сигматизм | 1. От [ф] с положением языка между нижней губой и верхними резцами. 2. Произнести [с] при зажатых крыльях носа. 3. Через межзубное произношение | 1. Произнести [ш] при зажатых крыльях носа. Через межзубное произношение |
IV.Губно-зубной парасигматизм | 1. Выполнить артикуляционное упражнение «Заборчик», произнести звук [с], придерживая нижнюю губу. 2. Пение [т] | Произнести звук [ш], вытянув губы вперед и придерживая нижнюю губу |
V. Призубный парасигматизм | 1. Через межзубное произношение. 2. С механической помощью (см. 1.2) | 1. Через межзубное произношение. 2. С механической помощью |
VI. а) Шипящий парасигматизм б) Свистящий парасигматизм | 1. С механической помощью (см. 2. 2.Через межзубное произношение звука [ф] - | - С механической помощью (см. 1.2) |
Таблица 7.2 ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЗВУКОВ
Вид пароснгмат изма | Дифференциальные признаки звуков | |
[с] = [ш] | [с] | [ш] |
1. Нижнее положение кончика языка. 2. Губы в улыбке. 3. Воздушная струя холодная | 1. Верхнее положение кончика языка. 2. Губы выдвинуты вперед. 3. Воздушная струя теплая | |
[с] = [Ф] | [cl | [Ф] |
1. Губы в улыбке. 2. Зубы сближены и расположены друг над другом | 1. Верхние резцы сближаются с нижней губой | |
[с] = [т] | [с] | |т] |
1. Щелевой. 2. Нижнее зазубное положение языка | 1. Смычно-взрывной. 2. Верхнее призубное положение языка | |
[с] = |щ] | [с] | [ш] |
1. Кончик языка расположен за нижними резцами. 2. Средняя линия языка не напряжена | 1. Кончик языка поднят к альвеолам. 2. Средняя линия языка напряжена | |
[c]=[з] | [с] | [з] |
1. Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют («горлышко молчит») | 1. Голосовые складки сомкнугы и вибрируют («горлышко гудит») | |
[ж] = [ш] | |ж] | |ш1 |
1. Голосовые складки разомкнуты («горлышко молчит») | ]. Голосовые складки сомкнуты («горлышко молчит») | |
[ж] = [3] | [ж| | 1з] |
1. Кончик языка вверху. 2. Выдыхаемая воздушная струя теплая | 1. Копчик языка внизу. 2. Выдыхаемая воздушная струя холодная | |
[ш] = [ф] | [ш] | [ф] |
1. Зубы сближены и располагаются друг над другом | 1. Верхние резцы сближены с нижней губой | |
[ш] = [т] | [ш| | [т] |
1. Щелевой. 2. Кончик языка поднят к твердому нёбу | 1. Смычно-взрывной. 2. Кончик языка касается верхних резцов | |
[ш] = [щ] | [ш1 | [щ] |
1. Кончик языка образует щель с твердым нёбом. 2. Средняя линия языка не напряжена | 1. Кончик языка образует щель с альвеолами. 2. Средняя линия языка напряжена | |
[ц] = [ч] | |Ц] | |ч| |
1. Нижнее положение кончика языка. 2. Состоит из звуков [т] и [с]. 3. Средняя линия языка не напряжена | 1. Верхнее положение кончика языка. 2. Состоит из звуков [т'] и [щ]. 3. Средняя, линия языка напряжена |
Дополнительные вопросы
1. В какой последовательности ставятся звуки в группе сви
стящих?
2. В какой последовательности ставятся звуки в группе ши
пящих?
3. Какой из видов дифференциации звуков используют
раньше: дифференциацию на слух или в произношении?
Практические задания
1. Подберите наглядный дидактический материал для про
ведения занятия по дифференциации свистящих и шипящих
звуков.
2. Составьте план логопедической работы с ребенком, име
ющим нарушение всех шипящих и свистящих звуков.
3. Ответьте на вопросы карточек программированного кон
троля.
Карточка 7.1.
В какой последовательности ставятся звуки в 1. [с] — [ц] — [з].
группе свистящих? 2. [ц] — [с'] — [с].
4. [с] -[з]- [с].
Карточка 7.2.
В какой последовательности ставятся звуки в
группе шипящих?
2. [щ] - [ш] - [ж] - [ч]. З.[ш]-[ж]-[ч]-[щ]. 4. [ш] - [ж] - [щ] - [ч].
Карточка 7.3.
Какой звук является базовым в группе свистящих?
2. [ц].
3. [с].
4. [з].
Карт очка 7.4.
1.-М. 2. [с]. 3. [ш]. 4. [ж]. |
Какой звук является базовым в группе шипящих?
4. Решите задачи практического характера.
Задача 7.1. У ребенка при обследовании произносительной стороны речи выявлено межзубное произношение звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц].
Сформулируйте логопедическое заключение. Составьте план логопедической работы с данным ребенком.
Задача 7.2. В результате логопедического обследования у ребенка обнаружено нарушение фонематического слуха и замены звуков: [ш] Þ [с]; [ж] Þ [з]; [ч] Þ [т'].
Сформулируйте логопедическое заключение. Составьте план коррекционной работы с данным ребенком.
5. Составьте план-конспект занятия по устранению:
а) сигматизма свистящих звуков;
б) парасигматизма свистящих звуков;
в) сигматизма шипящих звуков;
г) парасигматизма шипящих звуков.
Рекомендуемый библиографический список
1. Карелина И.Б. Учусь говорить правильно: Тетрадь для
детей 5-7 лет с нарушениями прооизношения звуков речи. —
М., 2000.
2. Каше ГЛ. Исправление недостатков речи у дошкольни
ков. — М., 1972.
3. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи. На
звуки 3, ЗЬ, Ц. — Ярославль, 1999.
4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизноше-
нию/ Под ред. Т.В. Волосовец. — М., 2000.
5. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1969.
6. Pay Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произноше
ния фонем// Основы теории и практики логопедии/ Под ред.
Р.Е. Левиной. — М., 1968.
7. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы лого
педии. — М., 1989.
8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произно
шения. — М., 1989.
9. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова ГЛ. Учителю о
детях с недостатками речи. — М., 1997.
Семинарское занятие № 8