Политико-экономическая и социокультурная обусловленность развития образования на Севере и Юге.
Образовательное пространство на рубеже XX и XXI вв.
Политико-экономическая и социокультурная обусловленность развития образования на Севере и Юге.
Понятие мирового образовательного пространства означает совокупность всех образовательных и воспитательных учреждений, научно-педагогических центров, правительственных и общественных организаций по просвещению в разных странах, геополитических регионах и в глобальном масштабе, их взаимовлияние и взаимодействие в условиях интенсивной интернационализации разных сфер общественной жизни современного мира.
Новейшим этапом интернационализации стала глобализация: формируется всемирное хозяйство как целостный организм, углубляется международное разделение труда, интенсифицируются культурные связи. Однако глобализация обнаруживает и серьезные негативные аспекты. Неравномерность развития стран и регионов не преодолена. Разрыв между развитыми и развивающимися странами не только не сократился, но, напротив, расширился, и это превратилось в острейшую проблему, затрагивающую интересы всего человечества и создающую взрывоопасную ситуацию в мире.
Процессы глобализации стимулируются Западом и в первую очередь Соединенными Штатами Америки, которые стремятся ориентировать весь остальной мир на свою систему производства и на свои политические и социокультурные ценности. Но космополитизация массовой культуры нередко входит в острые противоречия с многовековыми традициями и обычаями разных народов, сопротивляющихся культурной экспансии Запада. Глобализация воспринимается подчас как угроза государственному суверенитету отдельных стран и национальной идентичности их народов.
Все это вызвало к жизни движение "антиглобалистов". Некоторые их тезисы находят поддержку среди части общественности ряда стран. Но попытки остановить, а тем более обратить вспять процессы глобализации бесперспективны. Глобализация — объективная тенденция развития современного мира. Ее следует воспринимать как данность, а задача состоит в том, чтобы использовать ее возможности для блага человечества и минимизировать ее негативные аспекты и последствия.
Сложные и противоречивые процессы глобализации находят специфическое отражение и в сфере образования.
В современной политологической и социологической литературе термины "развитые страны" и "развивающиеся страны" часто заменяются терминами Север и Юг. В ближайшие десятилетия сохранится огромный разрыв в экономическом и научном развитии различных стран. Их можно разделить на три категории: предындустриальные, индустриальные и постиндустриальные.
В развитых странах прогресс образования непосредственно связан с потребностями современного этапа научно-технической революции. Широкое использование микроэлектроники, робототехники, биотехнологии, появление все более усовершенствованных компьютеров меняют характер труда и место человека в производственном процессе, модифицируют структуру современных обществ, образ жизни и психологию людей. С головокружительной быстротой меняется экономика. Ключевое значение приобретает информация — единственный неисчерпаемый и неограниченно растущий ресурс. Меняется профессионально-квалификационный состав населения. Растет численность инженерного персонала и работников, занятых в науке, культуре, просвещении, здравоохранении, административном аппарате. Значительно возросло количество высококвалифицированных специалистов, занятых в научных исследованиях и экспериментальных разработках
Очень важно, чтобы уже во время учебы будущий рабочий усваивал навыки, необходимые для быстрой адаптации к новым условиям работы на современном предприятии.
Таким образом, современная НТР (научно-техническая революция) объективно поставила задачу создания системы массового среднего образования и широкого охвата молодежи разными видами послесреднего образования. Естественно поэтому, что вопросы повышения образовательного уровня и переподготовки кадров являются теперь важной составной частью планов модернизации производства и создания новых технологий.
Несколько десятилетий назад государственное планирование образования в промышленно развитых странах исходило прежде всего из конъюнктурных потребностей экономики, причем одна из задач состояла в том, чтобы не допустить "переобученности" населения. Теперь складывается принципиально иное понимание этой проблематики. Составители новейших планов все больше руководствуются концепцией "квалификационного запаса", т.е. подготовки такого количества квалифицированных кадров, которое сегодня может показаться как бы избыточным, но в действительности открывает возможность развивать в последующие годы и десятилетия высокотехнологическое производство.
Вместе с тем тенденции и перспективы развития образования нельзя рассматривать лишь сквозь призму потребностей экономики. Гуманистическое понимание этой проблематики находит все большее распространение в мире. Развитие культуры благотворно влияет и на саму экономику. Становится очевидным, что социальный эффект образования часто превышает его непосредственную экономическую выгоду.
В нашу эпоху, когда от "субъективного фактора", от воли и сознания людей все более непосредственно зависит претворение в жизнь объективных социальных закономерностей, в новом свете представляются критерии общественного прогресса. Решающим является теперь прежде всего не определенная сумма экономических показателей, при всей их безусловной важности, а то, созданы ли условия, дающие человеку возможность наиболее полно раскрыть свои творческие способности, благоприятствующие самореализации личности. Значение образования тут очевидно. Поэтому увеличивается социальный спрос на полноценное образование, и эта проблематика вызывает все больший общественный интерес.
В прошлом для большинства народа даже в самых развитых странах проблемы образования не стояли на переднем плане и как бы заслонялись задачами удовлетворения минимально необходимых материальных запросов. Сегодня для значительных слоев населения развитых стран характерен иной образ жизни, отличающийся как более высокими экономическими стандартами, так и более высоким уровнем социокультурных притязаний. Центр тяжести смещается для них в сторону так называемых постматериальных ценностей (творческий характер труда, полноценный досуг и т.п.). Сохраняют свое значение и вполне "земные" мотивы. Широкие слои молодежи рассматривают получение хорошего образования как необходимое условие достижения желаемого социального статуса. Между уровнем образования и размером заработной платы обнаруживается четкая корреляция. В США работники, окончившие лишь среднюю школу, зарабатывают в среднем в полтора-два раза меньше, чем их сверстники, имеющие диплом бакалавра, и почти втрое меньше, чем доктора. Примерно такая же пропорция существует в странах Европы. Каждый шаг наверх по образовательной лестнице определенным образом вознаграждается. Общественная востребованность знаний проявляется и в том, что оплата малообразованных работников относительно снижается, а высокообразованных — растет и относительно и абсолютно. Действуют материальные стимулы, способствующие привлечению способной молодежи к научной деятельности.
Россия в этом отношении выглядит сейчас исключением. Происшедшая у нас в последние годы девальвация социального статуса научного труда не имеет прецедентов ни в одной развитой стране ни в прошлом, ни в настоящем. В США, Японии, Великобритании размер оплаты труда научных сотрудников примерно вдвое выше, чем по народному хозяйству в целом, в России же он почти на 50 % ниже, чем в промышленности. Это неизбежно создает кризисную ситуацию в науке.
В развитых зарубежных странах высокий образовательный уровень рассматривается и как известная гарантия от безработицы.
Повысилось значение образования и для молодежи из привилегированных групп населения, что связано с новыми способами формирования элиты западного общества. В прошлом отдельным энергичным и предприимчивым людям на Западе удавалось достичь высших ступеней социальной лестницы и с минимальным образованием. Теперь важнейшим условием вхождения в состав финансово-экономического и политического истеблишмента стало наличие диплома престижного университета.
В развитых странах проблемы образования составляют все более важный аспект социальной стратегии. Становится очевидным, что низкий профессиональный и общекультурный уровень значительной части населения, особенно молодежи, угрожал бы не только перспективам экономического роста, но и социальной стабильности, которой большинство жителей стран Севера весьма дорожат. И многие считают, что главные враги стабильности — люди малограмотные, некультурные, озлобленные, не получившие в свое время необходимого образования.
Специфическое положение в мировом образовательном пространстве занимает Юг, т.е. развивающиеся страны Азии, Латинской Америки и Африки. Их нельзя рассматривать как некий единый комплекс. Разные группы этих стран существенно различаются по многим показателям развития.
Так называемые новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки интенсивно сокращают разрыв со странами Севера в технико-экономическом отношении: там быстрыми темпами растет добыча полезных ископаемых, развиваются новые отрасли обрабатывающей промышленности. Рост наукоемкого производства стал важнейшим условием, при котором эти страны могут включиться в процесс глобализации не как пассивный объект, а как активный субъект международных экономических отношений. Современному производству не подходит дешевая, но текучая, малограмотная, неквалифицированная рабочая сила. Ему требуются постоянные обученные работники, умеющие обращаться со сложным и дорогостоящим оборудованием. По международным стандартам, жизненный уровень таких работников остается низким, но он выгодно отличается на фоне нищеты большей части населения Юга.
Огромная экономическая и социальная роль образования наглядно выявляется на примере Южной Кореи. Всего поколение назад она обнаруживала типичные признаки слаборазвитой аграрной страны. В 1960 г. годовой ВНП на душу населения составлял 80 долларов США, что примерно соответствовало аналогичному показателю Японии середины XIX в. Но в последние десятилетия небогатая природными ресурсами, долгое время являвшаяся японской колонией, а затем сильно пострадавшая от войны 1950—1953 гг. Южная Корея превратилась в развитое индустриальное государство; согласно прогнозным оценкам, к 2010г. оно поднимется по своему экономическому потенциалу до уровня стран "большой семерки".
Эти сдвиги в значительной мере обусловлены интенсивным развитием образования. Вскоре после освобождения страны от японской оккупации начала складываться национальная законодательная база народного образования. Вопросы развития просвещения нашли отражение в Конституции 1948 г., в 1949 г. был принят Основной закон об образовании, в 1952г.— закон об обязательном бесплатном начальном образовании, в 1958 г.— закон о развитии профессионального обучения, в 1980 г. — закон о реформе образования. В 1994 г. была создана президентская комиссия для разработки путей дальнейшего развития образования. Постоянное внимание правительства к этим проблемам, подкрепленное крупными финансовыми вложениями, дало впечатляющие результаты. В относительно короткие сроки массовая неграмотность была ликвидирована и, напротив, массовым стало среднее образование. Существенно расширились контингента послесредних учебных заведений; в конце 1990-х гг. университеты насчитывали более миллиона студентов. Значительное повышение образовательного уровня населения, наличие квалифицированных кадров способствовали развитию экспортноориентированного производства. Стали создаваться научно-промышленные парки, где осуществляется сотрудничество производственных фирм, исследовательских институтов, университетов и колледжей.
Пример Южной Кореи интересен и в другом отношении. Зарубежные достижения науки и техники внимательно изучаются; внешнеэкономические связи получили большое развитие. Тысячи южнокорейских студентов проходят учебу в зарубежных университетах, преимущественно в США и Японии. Но в самой Южной Корее сфера культуры и образования жестко ограждается от "стихийных" чужеземных влияний. Показательно, что в учебных заведениях страны не корейцам разрешается преподавать только иностранные языки. Они не имеют право занимать штатные профессорско-преподавательские должности даже в частных университетах; для них возможен лишь статус "гостя-профессора". Такую настороженность в отношении внешнего мира можно объяснить в значительной мере тем, что на протяжении веков корейцы были объектом агрессии со стороны китайцев, монголов, японцев.
К Югу относится и Латинская Америка. Наиболее развитые страны континента — Мексика, Аргентина, Бразилия, Чили, Уругвай — достигли за последние десятилетия значительных успехов в экономике. Там удалось осуществить индустриализацию и наладить выпуск конкурентоспособных промышленных товаров. Сдвиги происходят и в сфере образования. Увеличивается доля ВНП, отводимая на просвещение, расширяется реальный охват детей обязательным обучением, растут контингенты средних школ и послесредних учебных заведений. Лучшие университеты — Национальный автономный университет Мексики, Университет Буэнос-Айреса, Чилийский университет — приобрели международное реноме.
В этих странах приняты прогрессивные законы об образовании. В 1993 г. Национальный конгресс Аргентины утвердил Федеральный закон об образовании. Его девиз — "качественное образование всем и каждому". Закон установил 9-летнее обязательное обучение, а для молодежи 15—18 лет предусмотрел создание многовариантной старшей средней школы. В этом же году в Мексике был принят Всеобщий закон об образовании, а в Бразилии — десятилетний план (1993—2003) "Образование — всем". Принятый в Бразилии в 1996г. закон "О главных направлениях и основах национального образования" сформулировал цели образования, принципы его организации, обязанности государства, порядок финансирования.
Латиноамериканские государства первыми среди стран Юга стали на путь образовательной интеграции.
С начала 1980-х гг. реализовывался "Основной проект ЮНЕСКО по образованию для стран Латинский Америки и Карибского бассейна до 2000 года". В 1993 г. совещание министров образования 21 латиноамериканского государства в Чили приняло "Декларацию Сантьяго", предусматривавшую расширение внутрирегионального сотрудничества и обмена педагогическим опытом. В 1994 г. вступил в силу договор о трехстороннем сотрудничестве в области образования США, Канады и Мексики. В этом же году представители 31 латиноамериканского государства и США подписали в Боготе (столице Колумбии) договор о социальной защите детей и подростков, где большое внимание уделялось дошкольному воспитанию и начальному обучению. Наиболее заметны интеграционные тенденции в области высшего образования. Функционирует Центральноамериканский высший университетский совет, разрабатывающий планы реформ высшего образования для шести центральноамериканских государств. С начала 1990-х г. реализуется программа "Колумбус", в которой участвуют 40 латиноамериканских и 20 европейских университетов. В ее рамках руководители латиноамериканских высших школ знакомятся с европейским опытом развития научных исследований в высшей школе и сотрудничества университетов и промышленных фирм.
Но даже самые развитые страны Латинской Америки только подходят к созданию эффективных современных систем образования, и на этом пути им предстоит преодолеть огромные трудности.
Социальные контрасты, характерные для латиноамериканских стран, не минуют и область образования. Сохраняется колоссальный разрыв между относительно высоким уровнем элитарного университетского образования в отдельных странах и низким качеством массового школьного образования. Приоритетное финансирование высшего образования идет в ущерб массовой школе. К тому же латиноамериканские университеты вплоть до самого последнего времени ориентировались преимущественно на подготовку специалистов гуманитарного профиля, мало связанных с актуальными потребностями национального производства.
Контрасты между экономическим ростом и развитием сферы образования хорошо видны на примере Бразилии. По общему объему ВВП она находится на восьмом месте в мире, но там сохраняется массовая неграмотность. В середине 1990-х гг. из числа детей, поступивших в первый класс школы, только 40 % завершили пятилетнее обучение, а восьмилетнюю школу, являющуюся по закону обязательной, успешно заканчивали не более 20—25 % всех детей.
Что же касается менее развитых стран Латинской Америки и особенно самых отсталых (Гватемала, Гондурас, Парагвай и др.), то там бедственное состояние образования во многом аналогично ситуации, существующей в большинстве стран Юга.
В целом для большинства стран Юга экономика характеризуется либо застоем, либо преимущественно экстенсивными факторами роста, сохраняются в широких масштабах доиндустриальное производство, низкая производительность труда, замедленная трансформация социальных структур. Обретя политическую независимость, многие из этих стран продолжают оставаться аграрно-сырьевыми придатками промышленно развитых государств. Одновременно наблюдаются массовая неграмотность, большой процент детей, не охваченных элементарным образованием, крайне бедственное финансовое положение школ, нехватка учителей. Связь с социально-экономическими факторами здесь очевидна: дети из многочисленных бедных семей вынуждены бросать школу и идти на неквалифицированные низкооплачиваемые работы; иначе семьям просто не прокормиться. В результате возникает порочный круг: бедность становится причиной неграмотности, а неграмотность в свою очередь расширяет зону бедности.
Трудности развития образования в ряде стран Юга существенно усугубляются языковыми проблемами. В колониальный период в начальных школах некоторых стран применялись местные языки, тогда как в средних школах обучение велось, как правило, на языке метрополии. Теперь не только в начальных, но и в средних школах обучение ведется на национальных языках.
Переход к обучению на родном языке способствует развитию национальной культуры, преодолению разрыва между школой и жизнью. Но это сложный и противоречивый процесс.
Хотя нынешний уровень социально-экономического развития многих стран Юга не создает пока достаточных стимулов к широкому применению квалифицированного труда, само их будущее, перспективы их поступательного развития властно требуют развития образования, целенаправленной подготовки квалифицированных кадров, необходимых для подъема экономики и продвижения по пути социального прогресса.