Особенности обучения в малокомплектной школе
В 2014-2015 учебном году малокомплектные школы в организации образовательной деятельности руководствуются нормативно-правовыми документами для общеобразовательных школ, а также на основании Приказа Министра образования и науки РК от 17 сентября 2013 года № 375 «Об утверждении Типовых правилдеятельности по видам общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего образования) и «Положением об организации работы малокомплектных школ и опорных школ-ресурсных центров».
Малокомплектные школы имеют особенности функционирования, связанные с количеством учащихся и педагогов, наполняемостью классов и с организацией учебного процесса. Именно поэтому им дано право выбирать формы и методы обучения, гибко и в соответствии с потребностями выстраивать учебно-воспитательный процесс. Это прежде всего связано с отсутствием параллельных классов, малым количеством учащихся и обучением в одном классе разновозрастных детей.
Малокомплектные школы в своей образовательной деятельности ориентируются на следующие принципы:
- принцип завершенности, или ориентации на достижение конечных результатов в обучении;
- непрерывный и системный процесс передачи полученных знаний друг другу;
- организация интегрированных занятий на основе принципа однопредметного и однотемного обучения;
- составление гибкого расписания уроков для совмещенных классов, учитывающего дидактические этапы урока;
- организация учебного процесса на основе психодиагностического анализа личности каждого учащегося, мониторинга динамики его развития ;
- определение индивидуальной алгоритма обучения каждого учащегося, создание возможности для индивидуального и дифференцированного обучения;
- реализация вариативности и гибкости содержания и технологии процесса обучения;
- предоставление возможности каждому ученику проявить себя, развитие его способности к самообразованию;
- организация плана проведения занятий для самостоятельной работы с учащимися младших и старших классов;
- развивающий, творческий и интерактивный характер образования;
- учет фактора отдаленности школ от культурных центров при организации воспитательной работы малокомплектных школ;
- сотрудничество и взаимопомощь между учащимися в ходе обучения;
- предоставление разнообразия тем и заданий (разделения труда), а также учет разноуровневости (разновозрастности) участников педагогического процесса;
- обучение с учетом способностей и потребностей каждого учащегося;
- использование эффективных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в условиях малокомплектной школы.
Существует два подхода к совмещению классов в комплекты: смежныйи разновозрастной. С педагогической точки зрения наиболее приемлема организация разновозрастных классов, что позволяет организовать работу в сменных парах и самостоятельную работу учащихся старших классов, а также высвободить время учителя для организации занятий с младшими школьниками, требующими обобого внимания в процессе обучения.
В условиях начальной школы возможны следующие варианты объединения учащихся в класс-комплекты: смешанный вариант объединения классов: 2+3, 3+4; объединение разновозрастных учащихся 2+4, 2+3 классов.
Оптимальным является объединение разновозрастных учащихся, так как возрастные особенности учащихся и различие между учебными программами этих классов незначительны. Поэтому есть возможность обучать их в одном классе с учетом потребностей каждой возрастной группы.
Учащихся первого класса должны обучаться отдельно. Для обеспечения адаптации к учебной деятельности учащихся, только что переступивших порог школы, а также в целях повышения их интереса, устойчивости внимания и развитию интереса к обучению учащихся первых классов не следует включать в состав класса-комплекта, они должны учиться отдельно.
При необходимости объединения двух или трех классов в один комплект (2+3+4) следует применять скользящий график организации учебных занятий с целью создания условий для проведения отдельных частей уроков в каждом классе.
Порядок совмещения классов в комплекты на уровнях основного среднего и общего среднего образования зависит от числа учащихся в каждом классе.
В условиях малочисленности учащихся целесообразно совмещать классы в следующем порядке: 5+6, 7+8, 6+7. При данном объединении возможно обучение путем внутрипредметной интеграции схожих по содержанию тем на основе принципа однопредметности, однотемности. Рекомендуется интегрированное обучение по смежным предметам: казахский язык, литература, биология, история, география и др.
Для учителей и учащихся межпредметное интегрированное обучение в совмещенных классах имеет следующие преимущества:
- освоение предметной области на разных уровнях, при конкретной детальности;
- возможность обратить внимание учащихся на содержание схожих тем внутри одного предмета, хотя они обучаются в разных классах;
- выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях;
- выполнение различных видов самостоятельной работы в соответствии с уровнем знаний;
- создание условий для самостоятельной работы разного уровня сложности с учетом возрастных особенностей учащихся;
- возможность коллективного общения учащихс в процессе взаимопомощи во время обучения;
- освоение учащимися механизмов взаимопроверки, самопроверки и самооценки;
- возможность использовать свои знания на практике старшеклассниками в процессе проверки и оценивания работы младших классов;
- выработка у учащихся умений и навыков решения типовых практических задач в различных предметных областях, развитие способностей к определенным видам деятельности;
- контроль и оценивание уровней знаний и умений.
В случае отсутствия реализации внутрипредметной связи, имеется возможность межпредметного интегрированного обучения: литература и история, история и география, биология и химия, математика и информатика.
Учитывая, что 9 и 11 классы являются выпускными, не допускается их объединение с другими классами, даже при недостаточном контингенте учащихся.
В условиях начальной малокомплектной школы должна соблюдаться предельно допустимая продолжительность организации самостоятельной работы учащихся:
- на уроках письма во 2 классе – не более 20 минут, в 3 классе – не более 25 минут;
- на уроках математики во 2 классе – не более 15 минут, в 3 классе – не более 20 минут.
Для организации учебного процесса в малокомплектной школе используются оптимальные педагогические технологии (уровневое, дифференцированное обучение, коллективный способ обучения, укрупнение дидактических единиц, информационно-коммуникативные технологии, развивающее обучение, модульное обучение, критическое мышление через чтение и письмо и др.).
Уровневое обучение дает возможность повышения познавательных интересов учащихся, учитывая их возрастные особенности и уровни знания.
Коллективный способ обучения используется для организации познавательной деятельности учащихся путем их общения в динамических парах, обучая друг друга. Коллективный способ обучения способствует преодолению дефицита детского общения, стимулированию развития монологической и диалогической речи учащихся в условиях малочисленности детей сельской местности, успешной организации индивидуальной работы учителя с учащимися.
Технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) обеспечивает целостное освоение учащимися информации на основе логико-смысловой взаимосвязи и объединения знаниевых понятий. Данная технология позволяет эффективно организовывать смешанные уроки на основе формирования дидактической структуры материалов внутри учебных предметов и внутри блока родственных предметов.
Применение информационно-коммуникационных технологий дает возможность добывать знания в области образования, науки и искусства из различных источников информации, использовать электронные учебные материалы, осуществлять дистанционное обучение, устанавливать в межсессионный период связь малокомплектных школ с опорными школами (ресурсными центрами), используя их образовательные ресурсы.
Новейшая педагогическая технология КСО является самой приемлемой и эффективной организацией учебного процесса для сельской школы, где открываются объективные возможности каждому ученику обучаться по способностям. Внедрение образовательных средств ИКТ и их возможности в организации предпрофильного и профильного обучения в МКШ будут иметь огромное значение для поднятия качества образования учащихся.
Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся.
Широко используются методы и приемы развивающего обучения, которые создают условия для всестороннего развития учащихся и воспитания активной личности.
Использование различных образовательных средстви педагогических технологий в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
- повышение качества знаний учащихся;
- обеспечение базовой подготовки учащихся в условиях малокомплектной школы;
- освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности;
- выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области;
- выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях;
- развитие способностей учащихся к определенным видам деятельности;
- эффективное использование интерактивных, электронных, поисковых, информационных ресурсов в процессе обучения;
- широкий выбор содержания, форм, темпов и уровня обучения;
- удовлетворение образовательных потребностей учащихся в углубленном изучении определенных областей знаний;
- раскрытие творческого потенциала учащихся;
- использование школой возможностей дистанционного обучения.
В процессе обучения учитель может импользовать электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией при объяснении нового материала, в качестве основы для подготовки дифференцированного раздаточного материала на уроке. Ресурсы с визуальной аудио- информацией могут включаться в объяснение учителя на уроке, а также использоваться при организации самостоятельной работы учащихся. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, учитель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебно-методического комплекса авторского элективного курса.
Одной из основных задач современной малокомплектной школы является создание развивающей педагогической среды, на основе которой возможна реализация идеи взаимодействия учащихся разного возраста.
В разработке технологии обучения необходимо ориентироваться на принципы учета психолого-педагогических, физиолого-возрастных и других особенностей детей и подростков. Конструирование инновационных образовательных технологий необходимость в условияхмалокомплектных школ, продиктованная временем. Достижение целей образования, в том числе и цели освоения научного метода познания, возможно только на основе технологического подхода к организации учебного процесса. Причём современная технология учебного процесса должна иметь теоретическое происхождение, гносеологической основой технологии должна быть логика научного познания.
Опорные школы (ресурсные центры) выполняют миссию научно-методических центров, которые оказывают помощь не только учителям в методическом сопровождении учебно-воспитательного процесса, но и учащимся близко расположенных малокомплектных школ в получении качественного образования.
На базе опорных школ (ресурсных центров) учащиеся малокомплектных школ три раза за учебный год (в начале, середине и в конце учебного года) обучаются по 10 дней (сессия), далее проходят межсессионную и заключительную аттестацию. Сессионные периоды проходят согласно утвержденного Приказа Министра образования и науки РК от 17 сентября 2013 года № 375 «Об утверждении Типовых правилдеятельности по видам общеобразовательныхорганизаций (начального, основного среднего и общего среднего образования). В межсессионный период в малокомплектных школах обучение проводится с участием учителей опорных школ (ресурсных центров) и с применением технологии дистанционного обучения.
На основе использования образовательных ресурсов опорных школ (ресурсных центров) повышается качество знаний учащихся в малокомплектных школах, укрепляются творческие связи между учителями школ и расширяется процесс обмена опытом, прежде всего успешным опытом работы в малокомплектных школах.