Педагогика реджио эмилия

Вспомнив фильмы итальянского неореализма, можно предста­вить себе, в какой обстановке возникли в первые послевоенные годы в городе Реджио Эмилия в Италии детские сады и ясли, признанные сегодня лучшими в мире. Родители сами построили помещения для детей, а молодой педагог Лорис Малагуцци, при­ехавший в 1946 г. на велосипеде посмотреть, как продвигаются дела в коммуне, и решивший сделать осмысленным и счастливым детство детей, остался здесь до своей смерти в 1995 г. и основал новую педагогику для младшего возраста. Без ссылок на его имя невозможна теперь ни одна статья по дошкольному воспитанию в международном журнале. Сейчас провинция Эмилия Романья -достаточно процветающий край, в котором развиты сельское хо­зяйство и крупная промышленность, но прежде всего мелкая и средняя индустрия.

Название «Реджио Эмилия» должно быть знакомо поклонни­кам «Грамматики фантазии» Джанни Родари: именно здесь он про­водил свои эксперименты по придумыванию с детьми сказок. И дру­гие знаменитости не обошли эти места стороной: профессора ма­тематики, филологии, истории, издатели, поэты, архитекторы, режиссеры (в числе последних — Юрий Любимов) приезжают сюда, чтобы поиграть с воспитанниками Реджио Эмилия. Выставки дет­ских работ объехали весь мир. Чтобы принимать всех желающих ознакомиться с педагогикой, была организована специальная служ­ба. Сейчас в провинции функционируют краткосрочные и долго­срочные курсы, готовящие специалистов, и проводятся семина­ры, позволяющие приверженцам обмениваться опытом. Серджо Спаджиари и Веа Векки продолжают дело Лориса Малагуцци. Опыт Реджио Эмилия не поддается буквальному переносу в другую культу­ру, в другие условия, к другим людям. Вырастая и складываясь посте­пенно в определенное время и под знаком личности Л. Малагуц­ци, он может быть усвоен и переработан, но повторить его мож­но, только изменив, приспособив к своим нуждам и создав твор­ческий, постоянный, слаженный коллектив взрослых, заинтере­сованных в этом типе работы с детьми.

Чтобы более глубоко понять значение этой педагогики, следует знать, что в Реджио Эмилия много дошкольных учреждений: 47 % из них коммунальные, 34 % — католические (в Италии в целом -30%), 13% — государственные (в Италии в целом — 50%) (ос-

ильные частные или акционерные). Традиционная итальянская се­мья, где сосуществуют многие поколения, в чистом виде — анах­ронизм. Наиболее часто встречаются семьи из отца, матери и од­ного, редко двух детей. В области Эмилия Романья (столица — Бо-юнья) нет безработицы (оба родителя работают), нет миграции, пгт прироста населения. Сильно влияние коммунистической партии. Рождаемость в Италии вообще сейчас самая низкая по сравнению ' 11 всеми предшествующими временами. Женщины (они составля­ют большинство персонала дошкольных учреждений) в Италии имеют право на пенсию после 20 лет работы. Дети живут с родите -1ями вплоть до 30 лет, связь между поколениями прочная, конф­ликтов между поколениями не наблюдается. Официально браки часто не заключаются. Обряд по католическому закону если и про­исходит, то достаточно поздно, когда люди прожили вместе мно-i о лет, и то в редких случаях. Это не мешает тому, что фактически i у шествующие семьи включены в плотную и прочную сеть род-II венных отношений, старики живут близко к молодым, все друг другом часто и активно общаются, а бабушки присматривают за младенцами. Путешествуют мало, обычно внутри Италии. Ребе­нок — это как бы предмет роскоши, которого красиво одевают, которым забавляются, но собственно детскую жизнь ему не обес­печивают (в системе дошкольного воспитания, созданной Л. Ма-'кпуцци и его последователями, это не так). В Италии очень корот­кий послеродовой отпуск для матери, после которого женщины идут работать, а детей отдают в ясли, принимающие воспитанни­ков от 0 до 3 лет. Вообще, в Италии школьная система зависит от жономических возможностей коммуны. Частные школы часто орга­низуются духовными братствами, например братьями-монахами или сестрами-монахинями. Специальной подготовки к школе нет, однако много детских садов для детей 3 — 5 лет, где используются элементы метода Монтессори. В основной школе дети учатся с б до I б лет.

В Реджио Эмилия дошкольным воспитанием охвачено 94 % де­тей. Система Реджио Эмилия, система Лориса Малагуцци, роди-лась из практической работы, а не из какого-то специального педа­гогического исследования. В начале нового педагогического пути лежало стремление воспитать «нового» человека. Не обошлось без

коммунистических идей: равные возможности для всех детей, не сугубо религиозное воспитание. Первая попытка нового метода от­носится к 1963 г. Это был детский сад под названием «Робинзон»: в нем пытались повторить с детьми содержание жизни героя книги Дефо, на пустом месте воздвигнуть целое функционирующее хо­зяйство. Поскольку отношение общественности было насторожен­ным, приходилось документально фиксировать каждое педагоги­ческое решение, чтобы всегда можно было доказать, что ничего плохого с детьми не делают. Однажды в течение недели препода-

вание велось прямо в центре города, в колоннаде театра и парке, чтобы сделать метод открытым для всех. На следующий год за основу работы была взята история Пиноккио. Проникнувшись идеями Пиаже, Малагуцци и его коллеги начали эксперимен­тировать с преподаванием математики и абстрактных понятий, что было новым для Италии. В конце 60-х годов детские сады, созданные по инициативе родителей, стали муниципальными и получили, таким образом, финансовую поддержку коммуны. По­степенно приходило признание, хотя нужно было бороться за право на существование с церковными кругами. Сегодня детские сады являются местом, где взаимодействуют воспитатели, дети и родители, и их связи разнообразны, обширны, подкреплены информацией, передающейся как бы «на ста языках» — всеми возможными способами. Дух кооперации, соединение индивидуаль­ных и коллективных усилий, взаимосвязь роста, развития и обуче­ния, разнообразные типы отношений с окружающим миром и внутри детского сада составляют суть философии Реджио Эмилия. В раз­ные годы на нее оказывали воздействие различные психологи­ческие и педагогические теории, а также обмен опытом с други­ми детскими садами и реакция общественности на работу Реджио Эмилия.

«Ребенок состоит из сотни, — писал Л. Малагуцци в одном из своих стихотворений. — У ребенка сто языков, сто рук, сто мыс­лей, сто способов думать, играть и говорить. Сто, всегда сто спо­собов слушать, восхищаться, любить. Сто радостных чувств, что­бы петь и понимать, сто миров, чтобы совершать открытия, сто миров, чтобы делать изобретения, сто миров, чтобы мечтать. У ре­бенка сто (и еще сто, сто, сто) языков, но у него крадут девяно­сто девять из них. Школа и культура отделяют голову от тела. Они учат думать без рук, делать без головы, слушать молча, понимать без радости, а любить и восторгаться только на Пасху и Рождество. Они учат открывать уже существующий мир, а девяносто девять из ста миров крадут. Они учат: игра и труд, реальность и фантазия, наука и воображение, небо и земля, разум и мечты — вещи, не­совместимые друг с другом. В общем, учат, что нет никакой сотни. Ребенок говорит: сотня здесь».

В 60-е годы детские сады были в основном католическими и частными, теперь появилось еще и много коммунальных. Нужно было весьма аргументированно доказывать, что избранный педа­гогический путь не только имеет право на существование, но и является хорошей альтернативой традиционному, прежде всего религиозному воспитанию. В частности, отсюда родилась идея «до­кументирования»: регистрации всего, что делают и говорят дети. Накопленный за 50 с лишним лет материал — уникальное собра­ние документов детства. В тот момент, когда в Реджио Эмилия на­чали создаваться детские сады, в области отмечался прирост насе-

пения, происходил всплеск женского движения, а строительство it организация общественного дошкольного воспитания вызывали общий энтузиазм и желание работать безвозмездно. Участвовали вообще все взрослые, а не только родители детей, поскольку они возлагали надежды на будущее поколение.

Большинство дошкольных учреждений в Реджио Эмилия было построено в середине 70-х годов, и теперь в старинном городе с населением в 130 тыс. жителей 22 детских сада (для детей 3 — 5 лет) и 13 яслей (для детей 0 — 3 лет), работающих по этому методу. Же­лающих поступить слишком много, и они должны выдержать эк-чамен. Без экзамена берут только детей с недостатками развития и детей из неполных семей. Плата за пребывание в детском саду та­кая же, как в обычных детских садах (исчисляется в зависимости от доходов и расходов каждой семьи). Воспитатели получают обыч­ную для Италии зарплату.

Основная идея состоит в том, что ребенок самовыражается мно­жеством способов, которые остаются не замеченными взрослыми. Способности детей останутся нераскрытыми, если не поощрять вос­приятие и не давать времени и возможности вдуматься в окружаю­щее. Глаз дремлет, пока разум не разбудит его вопросом. Восприя­тие ребенка своеобычно, его интерпретации и трактовки само­ценны, он учится у самого себя, у других детей и взрослых, но не прямо, а косвенно, включая свои впечатления в контекст деятель­ности и перерабатывая их. Дети с недостатками развития могут вос­питываться вместе с нормально развитыми детьми. Такие природ­ные явления, как вода и ветер, свет и тень, преломление луча в призме, рост и развитие растений, жизнь и способы передвиже­ния животных (улитки, например) изучаются так же подробно, как произведения человеческих рук (стол, обувь, колодец, статуя льва), сказки, общественные отношения (работа почты, транс­порта, типографии, супермаркета). Детям предоставляют возмож­ность несколько раз взглянуть в разное время (дня, недели, года, при разном освещении и погоде) на одно и то же явление, сфо­тографировать происходящее. Тема работы определяется спонтан­но, из вопросов и интересов детей, из догадок, случайно возник­ших в ходе детских разговоров. Обсуждение происходит каждое утро во время сбора всей группы и на протяжении работы. Оречевление происходящего — важнейший принцип Реджио Эмилия. Дети учатся друг у друга задавать вопросы, ставить и обсуждать проблемы, выд­вигать объяснительные гипотезы. В области обучения важнейшим принципом является следующее положение: то, что дети выучи­вают, не следует автоматически из того, что им преподают; это, скорее, в значительной степени вытекает из их собственной дея­тельности как следствие их активности и ресурсов взрослых. Среди психологов, наиболее сильно повлиявших на формирование мето­да, кроме Пиаже и Выготского перечисляются также Ферриере,





Дьюи, Брунер, Бронфенбреннер и др. Говоря о детской креатив­ности, Малагуцци не считал ее «священной»: возникая из повсед­невного опыта, она является неотъемлемой характеристикой че­ловеческого способа мышления, знания и выбора. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения. Творчество можно стимулиро­вать, поддерживая когнитивные, аффективные, имагинативные (свя­занные с воображением) процессы и интерперсональную (межличнос­тную) коммуникацию.

Пространство детского сада сверхнасыщено полезной для ре­бенка зрительной и тактильной информацией, предметами, кото­рые интересно взять в руки, разобраться в их устройстве, приме­нить в игре: это огромное количество природных материалов (ли­стья, семена, ветки и т. п.) и предметов для их изучения (лупы, микроскопы, просветные столы, столярно-слесарные инструмен­ты и т. п.), разные конструкторы и игрушки, бусины и краски, бросовые материалы. Мебель предпочтительна старинная (комо­ды, сундуки, ящички, корзинки и этажерки), которая имеет «ин­дивидуальное лицо» и постепенно заполняется материалами и ра­ботами детей. В помещении есть несколько уровней: можно залезть на полати, уединиться в уголке-домике с книжкой, зарыться в подушки или уйти в кукольную избушку. Есть место переодеться для ролевой игры: там собирают разную одежду, шляпы, ленточ­ки, кружева, обувь. В детском саду постоянно работает художник-ательерист, который придумывает, как помочь детям открывать мир. Творчество, фантазия — вот что максимально развивается в таком дошкольном учреждении. Дети очень много рисуют и изоб­ражают, используя разные материалы. Вначале обычно передают первые впечатления фломастером, затем техника усложняется, а под конец может быть создано большое общее панно. Интерес к каждому отдельному ребенку приводит к созданию коллекции его произведений за время пребывания в детском саду. В детском саду детей кормят завтраком, обедом и ужином. Для разных возрастных групп это возможность встретиться вместе в одной столовой. Об­щим местом для игр является и внутренний двор в помещении, и прогулочный участок.

Дошкольные учреждения построены так, чтобы возбуждать дет­ское любопытство и любознательность. В центре каждого дошкольно­го учреждения находится, по итальянской традиции, «пьяцца» -место встречи всех детей; там же внутренний двор или зимний сад с зелеными растениями. Почти все стены прозрачные или с боль­шим количеством окон. Много прозрачных стен и стекол, так что все видят, что где случилось; поначалу с непривычки немного сложно ориентироваться, так как слишком много всего одновре­менно везде происходит. В яслях двери в верхней части стеклян­ные, в нижней части есть окошки, так что даже ползающие дети

могут следить за другими, да и их самих видно. Везде, в том числе п на полу, зеркала, и это принципиально: важно, чтобы дети все нрсмя наблюдали за собой, сравнивали себя с другими, анализи­ровали движения и действия. В зале — большие игровые элементы ироде пирамид, домиков, машин, спортивных снарядов (горка, Фуба, лестница и т. п.), игрушки, а также зимний сад за стеклян­ной стеной без крыши или с прозрачной крышей, так что от него исходит зеленый свет. В детский сад ведет один вход, но из разных комнат есть выходы на улицу. При изготовлении предметов для ютского пользования берутся материалы, отличающиеся на ощупь и по другим своим свойствам: мягкие, легкие, тяжелые, шерша-in.ie, наклонные, темные, светлые и т.п. Это особенно важно для и: гей ясельного возраста.

Кухня находится рядом со входом, общая столовая — это часть шла. Повар — активный участник жизни детского сада. Все дети по очереди помогают ему готовить (по-настоящему участвуют в при­готовлении пищи: режут, мешают, лепят и т.д.), накрывать на ггол, убирать. Они могут приносить свои рецепты и готовить блю­да по ним сами. Меню на каждый день написано большими буква­ми, а рядом с названием помещена фотография блюда, так чтобы даже малыши могли понять, чем их будут кормить сегодня. С пова­ром любят разговаривать родители. Они часто обсуждают, что и сколько может и будет есть их ребенок, а в детском саду или яслях стараются учитывать вкусы детей, одновременно приучая их к но-кому.

У каждой возрастной группы есть одна большая классная ком­ната; библиотека или уголок, где можно читать, слушать музыку или сказку, смотреть картинки; мини-мастерская; туалет, где есть умывальники. Часть душевой оборудована для игр с водой. Кроме того, на весь детский сад есть одна большая мастерская, где каж­дый день работает художник-ательерист. Первоначально у каждого художника была своя специализация (глина, куклы и т. п.), но постепенно все научили друг друга разным техникам и приемам и стали универсалами. Как в большой, так и в маленьких мастерских много разнообразных материалов, доступных детям. Специально подбираются и складываются в определенные емкости природные материалы (шишки, камни, листья и т.д.), которые можно по желанию использовать в творчестве.

В ясельных группах есть по-разному решенные спальни: особое помещение со свисающими с потолка тканями; матрасы; двух-> гажные кровати. В детских садах отдыхают в комнатах, кто хочет — спит.

По возможности все разговоры и действия детей записываются па магнитофон или протоколируются, фотографируются, снима­ются на видео. Регистрируются все стадии работы, а результаты деятельности детей вывешиваются на стендах и просто в помеще-



нии. Архив ведется с самого основания, совершенствуются только сами способы фиксации. Для хранения таких материалов в каждом детском саду есть свой архив. Для каждого ребенка создается своя папка с документами (фотографии, рисунки, записи рассказов, сувениры и др.), которую родители могут купить, когда ребенок будет поступать в школу. В папке оставляют пустые страницы, что­бы родители и ребенок продолжали ее заполнять.

Кроме того, есть общий педагогический центр, где работают педагоги, каждый из которых курирует по 4 — 5 учреждений. Они не участвуют в работе с детьми, но работают с персоналом, бывая в детских садах или яслях минимум раз в неделю. Они же организу­ют курсы повышения квалификации для своих педагогов и семи­нары для чужих. Постоянное общение, слушание специальных лек­ций, разбор документации — факторы, позволяющие формиро­вать профессиональных педагогов.

Детские сады Реджио Эмилия открыты с начала сентября до конца июня. Персонал выходит на работу раньше детей и уходит позже, отпуск составляет полтора месяца. В каждом детском саду 3 — 4 группы по 25 детей, в ясельных группах младенческого возра­ста до 15 человек в группе, более старшего — по 20. Все воспитате­ли имеют высшее университетское образование (6 лет обучения) в отличие от обычной практики, не требующей особенной подго­товки от сотрудников дошкольного учреждения. В каждой группе работает по два воспитателя. Заведующего нет вообще: дела рас­пределяются между всеми; кроме того, есть совет дошкольного учреждения, контролирующий его деятельность. В обязанности вспо­могательного персонала входят уборка, помощь при одевании де­тей и т. д. (примерно по одному помощнику на группу). Помощни­ки участвуют во всех делах группы, в проектах, в обучении персо­нала. Не обходится без конфликтов и споров, но здесь считают, что в результате дискуссий рождаются новые идеи, разрушаются опасные стереотипы и прокладывают себе дорогу свежие идеи.

Все (взрослые и дети) обязаны начинать свою деятельность в 8.00 и кончать в 16.00. Поскольку есть дети, приходящие к 7.30 и остающиеся до 18.20, для присмотра за ними приходят специаль­ные люди, работающие неполный рабочий день. Все дети бывают вместе только один раз в день: на утренней беседе в 9.00 — ассам­блее или форуме, когда дети и взрослые обсуждают, что происхо­дит в детском саду, что интересно делать и как могут развиваться начатые и новые проекты. Обсуждается, какие вещи сейчас инте­ресуют детей, что предстоит сделать сегодня, какие проекты про­должаются, что нового, принимаются основные решения о делах на день, обсуждаются текущие проблемы. Затем все расходятся по своим делам. Всех детей приводят почти одновременно, и момент встречи очень важен. Каждый ребенок приносит табличку со своей фотографией, которую вечером уносит, так что воспитатель все-

гда знает, кто здесь, а кого уже забрали родители. В детском саду

есть внутренняя детская почта: ящички для каждого, куда все кладут друг другу письма и рисунки.

Важнейшее условие успеха — четкая работа всех участников педагогического процесса. Так, никто из воспитателей не отвлека­ется на посторонние дела в течение того времени, что находится с детьми: 31 час в неделю в группе; 4,5 часа на обработку документа­ции, беседы, планирование, собрания; 0,5 часа на подготовку ма­-териалов и организационные моменты (всего 36 часов в неделю). Правда, многие воспитатели остаются на работе больше своего положенного рабочего времени: этого требует вдумчивое осмыс­ление происходящего в детском саду.

Взаимодействие родителей и воспитателей — важная составная часть педагогики. Совместное планирование и обсуждение, кол­лективное принятие решений, рассказы о том, что происходит, чего достигли воспитанники, занимают большую часть времени и служат дальнейшему развитию профессионализма воспитателей. Совместные мероприятия происходят и в выходные дни, что еще

более сплачивает взрослых и детей. Родители участвуют в много­численных походах и экскурсиях, в документировании и обработ­ке материала, сборе денег при помощи различных базаров и в дру­гих видах деятельности с детьми. Составляются и соблюдаются хар-111И прав детей, воспитателей и родителей. Родители могут зани­маться с детьми. Если среди родителей, бабушек и дедушек есть люди, готовые показать, что они умеют делать, то они приходят в детский сад и занимаются своим любимым делом (например, вя­жут корзины), а дети, расспрашивая, наблюдают за их действия­ми. Родительские собрания, иногда в форме лекций приглашен­ных специалистов, проходят раз в 1 —2 месяца. Воспитатели ежед­невно беседуют с родителями, хотя бы по нескольку минут. Важ­но, чтобы последние разделяли идеологию детского саца и не про­тивопоставляли свои требования требованиям персонала.

Состав группы определяется возрастом детей. Предполагается, что все дети будут вместе с начала и до конца и с одними и теми же воспитателями. Новые дети никогда не приходят в течение учеб­ного года. Перед приходом ребенок вместе с родителями заранее знакомится с воспитателями, с помещением и т.п. Если ребенок переезжает в другой город, расставание становится большим со­бытием для остальных детей в группе. Если ребенок болеет, ему звонят по телефону, посылают открытку, приносят подарок.

Начало нового учебного года проходит нелегко. Чтобы облегчить ребенку возвращение в ритм работы дошкольного учреждения, каждому дают коробку, которую за время каникул нужно запол­нять воспоминаниями о днях отдыха: класть туда камни, раковины и песок с берега моря, красивые ветки и т. п. В первые дни после лета дети работают с содержимым коробок.

Наши рекомендации