Тема 14. Социально-педагогическая профилактика наркотической зависимости у детей и подростков
Наркомания и токсикомания как формы девиантного поведения. Причины наркомании и токсикомании: социальные, психологические, биологические. Понятие психической и физической зависимости наркоманов. «Синдром абстиненции».
Факторы формирования наркотической зависимости. Мотивация первичного употребления наркотических веществ.
Деятельность социальных институтов общества и социальных служб по профилактике и преодолению наркомании и токсикомании. Отечественный и зарубежный опыт.
Профилактика наркотизации в подростковой среде. Организация деятельности социального педагога с подростками, склонными к употреблению наркотиков. Формы профилактической работы с детьми, употребляющими или склонными к употреблению наркотических веществ.
Термин «наркомания» происходит от греческих слов narke (оцепенение, онемение) и mania (безумие, страсть, влечение) - пристрастие к употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям физических и психических функций. Наркомания – группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств, вследствие стойкой психической или физической зависимости от них с развитием абстиненции после прекращения их приема.
Наркотики – это такие химические вещества синтетического или растительного происхождения, лекарственные средства, которые оказывают особое, специфическое действие на нервную систему, весь организм человека.
Комитет Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) определяет наркоманию как состояние, характеризующееся неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлением к постоянному повышению доз, приводящему к физической и моральной деградации личности и вредным для общества социальным последствиям.
К критериям наркотической зависимости относятся следующие явления: непреодолимая потребность принимать психоактивное вещество, снижение контроля над его употреблением, безуспешные попытки (даже при желании) уменьшить дозу принимаемого вещества, повышение дозы за счет появления реакции привыкания к наркотику и снижения эффекта наслаждения от его действия. При регулярном приеме наркотических веществ формируются два типа зависимости: сначала психическая, а через какое-то время – физическая.
Психическая зависимость – эмоциональное состояние, связанное с настоятельной потребностью в наркотике либо для получения желаемых ощущений, либо для устранения явлений психического дискомфорта.
Физическая зависимость – состояние особой перестройки всей жизнедеятельности организма человека в связи с систематическим употреблением наркотических или других психоактивных веществ. Одним из признаков физической зависимости является появление так называемого состояния отмены, или «ломки», когда в организм не поступает определенная доза вещества и, соответственно, первоначальный эффект наслаждения от его приема снижается, наркотик принимается для поддержания «нормальной» жизнедеятельности.
Употребление наркотических веществ стало серьезной молодежной проблемой, которая характеризуется:
- массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков, причем у подростков влечение к наркотику очень долго остается психическим;
- «омоложением» контингента лиц, употребляющих наркотические средства, до возраста 13-14 лет;
- распространением более опасных форм употребления наркотических веществ (например, внутривенные инъекции) в группе;
- переходом от «легко доступных» психоактивных веществ, таких как транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к таким дорогостоящим наркотикам, как кокаин, героин, «экстази», наносящим более разрушительное действие на организм подростков, вызывающим быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации личности;
- широким распространением «наркокультуры», которая подогревает любопытство подростков относительно действия наркотических веществ;
- изменением социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические препараты. Если ранее это были дети из неблагополучных семей, где ведущими были такие асоциальные факторы, как пьянство или криминальность родителей, жестокие внутрисемейные отношения, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким достатком. Существующая в этих семьях финансовая свобода подростка, невысокие морально-этические нормы приводят к формированию особой молодежной субкультуры, в которой ведущей ценностью становится свободное времяпрепровождение, а наркотики выступают атрибутом определенного стиля жизни.
Выбор в пользу приема наркотиков обусловлен трудностями в адаптации к жизненным проблемным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. Существуют так называемые факторы риска, способствующие возникновению зависимого поведения.
Факторы риска на уровне общества в целом:
- неблагополучная социально-экономическая ситуация;
- возрастание активности криминальных наркоструктур на региональном и международном уровнях;
- доступность психоактивных веществ;
- массовая культура;
- социокультурные особенности.
Факторы риска на межличностном уровне:
o использование психоактивных веществ родителями, торерантное отношение к наркотикам и алкоголю в семье;
o неблагополучные семьи, дисфункциональные семьи с неправильным воспитанием, дисгармоничными отношениями;
o конфликты в семье, развод;
o низкий социальный статус семьи;
o группы сверстников: давление, насилие и неприятие со стороны сверстников, дружеские отношения с наркопотребителями;
o конфликты в процессе социализации.
Индивидуальные психосоциальные факторы риска:
- устойчивое раннее проблемное поведение;
- раннее пристрастие к употреблению алкоголя и табака;
- неудачи в учебе и, как следствие, – прогулы, уход из школы, безработица;
- психические расстройства;
- психологические особенности (низкая самооценка, депрессия, тревога, неумение справляться с чувством стыда, досады, низкая устойчивость к стрессам, отсутствие чувства ответственности, гедонизм; неразвитые навыки общения, неумение решать проблемы самостоятельно и пр.);
- протест, любопытство;
- позитивное отношение к наркотикам, вызванное ложным представлением о последствиях их употребления и, как следствие, связанные с этим положительные ожидания.
Биогенетические факторы риска:
o генетическая и биологическая (н-р, травма головы) предрасположенность.
Последствия употребления наркотических веществ:
- медицинские последствия приема психоактивных веществ: необратимые поражения органов и систем организма, в первую очередь, головного мозга, центральной нервной системы, сердца, печени и почек; передозировки и отравления; психозы; инфицирование ВИЧ и гепатитами В и С; снижение иммунитета;
- психологические последствия: потеря навыков обычной жизни, депрессии, утрата смысла жизни, ощущение безысходности, самоубийства;
- социальные последствия: потеря социальных связей – семьи, друзей, работы, дома; незаконченное образование; правонарушения; утрата всех прежних интересов и увлечений.
Система профилактики наркомании включает в себя: первичную, вторичную и третичную профилактику.
Первичная профилактика - это система действий, направленная на формирование позитивных стрессоустойчевых форм поведения с одновременным изменением уже сформированных дезадаптивных, нарушенных форм поведения. Первичная профилактика проводится в отношении лиц, не имеющих опыта потребления наркотических веществ, а также допускающих нерегулярное потребление наркотических веществ.
Первичная профилактика включает:
- антинаркотическую пропаганду и пропаганду здорового образа жизни;
- выявление на ранней стадии лиц, потребляющих наркотические вещества и проведение с ними профилактической работы;
- антинаркотическое воспитание граждан и обучение их навыкам противодействия потреблению наркотических веществ;
- достоверное и систематическое информирование граждан о текущей ситуации с распространением наркомании, их причинах и негативных медицинских и социальных последствиях;
- профилактическую работу с лицами, входящими в группу риска;
- профилактическую работу с семьями;
- организацию досуга.
Первичная профилактика наркомании проводится посредством нескольких стратегий:
1) информирование населения о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие;
2) формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение;
3) развитие протективных факторов здорового социально-эффективного поведения;
4) развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества.
Социальные и педагогические технологии первичной профилактики:
- воздействие средств массовой информации;
- антинаркотическое обучение;
- использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой активности;
- создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные организации и т.д.);
- проведение антинаркотических мотивационных акций;
- организация деятельности социальных работников волонтеров;
- деятельность системы ювенальной юстиции.
Психологические технологии первичной профилактики:
- развитие личностных ресурсов;
- формирование социальной и персональной компетентности;
- развитие адаптивных стратегий поведения;
- формирование функциональной семьи.
Вторичная профилактика злоупотребления наркотическими веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от наркотических веществ, и предполагает работу с людьми, употребляющими наркотические средства, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости.
Вторичная профилактика направлена на изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.
Вторичная профилактика наркомании осуществляется с применением следующих стратегий:
1) формирование мотивации на изменение поведения;
2) изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные;
3) формирование и развитие социально-поддерживающей сети.
Социальные и педагогические технологии вторичной профилактики:
- формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, если оно имеет место;
- формирование мотивации на изменение поведения;
- развитие проблем - преодолевающего поведения;
- формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в просоциальных сетях.
Психологические технологии вторичной профилактики:
- преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний;
- осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности;
- развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем - преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания).
Третичная профилактика проводится в отношении лиц, прошедших курс лечения от наркомании в виде реабилитационных мероприятий, и направлена на восстановление личного и социального статуса больного наркоманией, уменьшение вероятности рецидива заболевания.
Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем первичной и вторичной, так как эффект от превентивного воздействия определяется необходимостью замены патологических звеньев поведения индивида на здоровые. Если при первичной профилактике эффективность воздействия составляет 60-70%, при вторичной - 30-40%, то при третичной – всего 3-5%.
Данный вид профилактики основан на медицинском воздействии, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Он требует индивидуального подхода и направлен на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье - обязательное условие проведение третичной профилактики.
Третичная профилактика наркомании осуществляется с применением нескольких стратегий:
1) формирование мотивации на изменение поведения, включение в лечение, прекращение употребления наркотиков или других психоактивных веществ;
2) изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные;
3) осознание ценностей личности;
4) изменение жизненного стиля.
5) развитие коммуникативной и социальной компетентности.
6) формирование и развитие социально – поддерживающей сети.
Социальная и педагогическая технологии третичной профилактики:
- формирование социально-поддерживающей и развивающей среды;
- формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления психоактивных веществ и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью;
- развитие социальной компетентности, преодоление искушения наркотизации;
- формирование социально-поддерживающей стратегии поиска социальной поддержки в поддерживающих сетях.
Психологические технологии третичной профилактики:
- осознание личностных, экзистенциальных, духовных и нравственных ценностей;
- осознание личных целей и путей их достижения;
- осознание влечения и зависимости;
- изменение жизненного стиля в целом;
- развитие коммуникативной и социальной компетентности;
- развитие когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер;
- развитие личностных ресурсов совладания с зависимостью.
Все виды профилактической деятельности, реализуемые в обществе, разделяются на ряд направлений:
- профилактика в учебных заведениях (школьные программы);
- профилактика, основанная в семье (семейные и родительские программы);
- профилактика в организованных общественных группах населения;
- профилактика с помощью средств массовой информации;
- профилактика, направленная на группы риска в учебных заведениях и вне их;
- систематическая подготовка специалистов в области профилактики;
- мотивационная профилактическая работа;
- профилактика рецидивов;
- терапия социальной средой;
- профилактика последствий, связанных с употреблением наркотических веществ.