Виды анализа художественного произведения
Методисты выделяют 4 вида анализа литературного произведения:
1вид: анализ развития действия - в его основе лежит работа над сюжетом и его элементами, т.е частями и главами. Предполагает работу над сюжетом литературного произведения и его элементами (эпизод, глава) при этом задача учителя – найти вместе с детьми черты целостности в каждой части произведения и органичную связь части с целым.
2 вид: проблемный анализ– во главу анализа поставлен проблемный вопрос в ходе поиска ответа на него могут возникнуть разные точки зрения, которые подтверждаются вчитыванием в текст. Чтобы превратить проблемный вопрос в проблемную ситуацию, надо обострить противоречия, сопоставить разные варианты ответов. Постановка вопросов проблемного характера целесообразна при чтении тех произведений, где есть ситуации, предполагающие различное понимание героев, их действий, поступков, этических проблем, затронутых писателем[3,с.48].
Черты проблемных вопросов:
1) наличие противоречия и возможности разных ответов;
2) интерес детей к поставленной теме;
3) возможность сопоставления разных ответов на вопрос.
3 вид: анализ художественных образов– в центре анализа образы героев или пейзаж Анализ художественных образов.
Основные принципы.
1.при анализе доводим до детей, что действующее лицо – это представитель определенной общественной группы людей, эпохи, и одновременно это живой конкретный человек.
2.в характере героя определяем ведущие черты.
3.выясняем авторское отношение героев (вычитывая в тексте)
4.способствует сопереживанию детей, их личному отношению к герою.
Последовательность работы:
1.эмоциональное восприятие героев:
- после первоначального чтения, что можете сказать о герое? Понравился или нет? Чем?
2. анализ образов идет в ходе повторного чтения:
1) чтение эпизода или слов, говорящих что-либо о герое – беседа: как характеризует это героя, его слова, поступки. Подбор слов называющих черту героя – вывод обобщение, т.е рассказ о герое.
2) учитель или ученики называют качество героя – подтверждение текста и вывод – составление рассказа о герое.
План рассказа о герое.
1. кто он такой? (когда, где он жил, живет, его возраст, пол)
2. внешность героя.
3. какие поступки он совершает и как его это характеризует
4. особенности речи героя.
5. авторское отношение к герою.
6. мое отношение.
Приёмы работы над характеристикой героя:
1. учитель называет качество героя, дети подтверждают текстом.
2. дети самостоятельно называют свойство характера и подтверждают текстом.
3. сравниваются герои одного произведения или близких по тематике.
4. выделение авторских слов косвенно характеризующих героя.
5. придумывание ремарок автора, передающих душевное состояние героя.
6. лингвистический эксперимент: исключение из текста слов, содержащих авторскую оценку.
7. вывод (главная идея – смысл произведения)
в процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа), и смысл этого образа, т.е нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения.
4 вид: стилистический (языковой) анализ– это анализ изобразительных средств языка используемых автором в данном произведении.
Цель анализа: помочь детям уяснить мысли и чувства автора, выраженные прежде всего в образных словах, развитие воображения, выразительное чтение[5,с.31].
Методика работы:
1. выделение слова или образного выражения.
2. определение мысли и чувства, заключенного в них (почему поэт так называет…., какую картину вы представляете при этом? Какое чувство испытывает автор? Что с чем сравнивает автор? Почему?)
3. приемы стилистического анализа:
1. сравнение поэзии и прозы, посвященных одной теме
2. сопоставление разных произведений одного автора. Цель: выделение характерных черт творчества.
3. Сравнение произведений разных авторов на одну тему. Цель: определение своеобразия авторской манеры (3-4кл)
4. Замена авторского слова синонимом. Цель:привлечь внимание детей к авторскому слову.
Итак, работа над словом должна быть направлена на то, чтобы помогать детям уяснять образный смысл произведения, мысли и чувства писателя, которые воплощаются в подборе лексики, в ритме фразы, в каждой художественной детали. Поэтому для языкового анализа выбираются слова и выражения, которые помогают лучше понять образный смысл произведения (рисуют картины природы, выявляют авторские чувства) и в то же время наиболее выразительны и точны. После выделения слова или выражения осознается их роль в тексте, те определяется, какие чувства (мысли) заключены в них.
Главный прием всех видов анализа это беседа над текстом[25,с.49].
Какой выбрать анализ зависит от характера (жанра) произведении, от возможностей учащихся, но все же более распространенным и целесообразным можно считать анализ художественных образов.
Анализ образов героев
В начальном литературном образовании при анализе художественного произведения внимание младших школьников акцентируется на анализе образа персонажа. Термин «образ» в начальной школе не употребляется, он заменяется словами «герой произведения», «действующее лицо», «персонаж».
Развернутого определения термина «персонаж» в литературоведении не существует.
Персонаж – это не сумма деталей, из которых слагается изображение человека, но целостная личность, воплощающая характерные черты жизни и вызывающая к себе определенное отношение читателя. Это отношение «задается» творческой волей автора. «Персонажи художественного произведения – не просто двойники живых людей, - отмечал Б.Брехт, - а образы, очерченные в соответствии с идейным замыслом автора [29, с.189].
«Литературный персонаж – как отмечает Л. Гинзбург, - это, в сущности, серия последовательных проявлений одного лица в пределах данного текста. На протяжении одного текста … он может обнаруживаться в самых разных формах: упоминание о нем других действующих лиц, повествование автора или рассказчика о связанных с персонажем событиях, анализ его характера, изображение его переживаний, мыслей, речей, наружности, сцены, в которых он принимает участие словами, жестами, действиями» [2]. Е.В. Хализев полагает, что термин «герой» подчеркивает позитивную роль, яркость, необычность, исключительность изображаемого человека.
«Действующее лицо, персонаж, - по мнению Л.И. Тимофеева, - понятия, при помощи которых мы обозначаем изображенного в произведении человека…»
В книге «Введение в литературоведение» под ред. Г.Н.Поспелова говорится: «Персонажи, в своей совокупности составляющие систему, - это, как видно, сторона литературно-художественного произведения, наиболее тесными узами связанная с содержанием. И при уяснении идеи эпического или драматического произведения важно понять, прежде всего, функцию системы персонажей – ее значение и смысл. Именно с этого естественно начинать рассмотрение новеллы или романа, комедии или трагедии.[29, с.161]
На некоторых аспектах системы персонажей останавливается А.Г. Цейтлин в книге «Труд писателя». Во-первых, персонажи художественного произведения некоторым образом действуют, то есть совершают поступки, и находятся поэтому в определенных взаимоотношениях. Далее: «Писатель стремится… к тому, чтобы душевное состояние героев стало бы понятно из его действий». Система персонажей «непрерывно меняется», при этом соблюдается некая «иерархия действующих лиц». Кроме того, происходит группировка, которая «в пределах системы персонажей всякий раз соответствует соотношению определенных общественных сил»; так осуществляется принцип «репрезентативности» персонажей.![41, с.375]
Понятие системы персонажей используется многими исследователями и без специального определения, хотя следует отметить, что речь идет в основном о системе образов, так у А.Г. Цейтлина, где под образом подразумевается образ человека в художественном произведении [10, с.14].
Не употребляя термина «система персонажей», Ю.В. Манн пишет о различного рода связях персонажей. Обращая внимание на важность « мотива оставления, ухода». В его работе важно отметить, во-первых, выделение различных связей между персонажами, во-вторых, установление связи между «идеологическим противостоянием» и широким кругом взаимоотношений, которые составляют событийно-психологическую основу системы персонажей [20, с.137].
При анализе эпических и драматических произведений много внимания приходится уделять композиции системы персонажей, то есть действующих лиц произведения. Для удобства подхода к этому анализу принято различать персонажей главных (которые в центре сюжета, обладают самостоятельными характерами и прямо связано со всеми уровнями содержания произведения), второстепенных (также довольно активно участвующих в сюжете, имеющих собственный характер, но которым уделяется меньше авторского внимания; в ряде случаев их функция – помогать раскрытию образов главных героев) и эпизодических (появляющихся в одном-двух эпизодах сюжета, зачастую не имеющих собственного характера и стоящих на переферии авторского внимания; их основная функция – давать в нужный момент толчок сюжетному действию или же оттенять те или иные черты персонажей главных и второстепенных) [11, с.89].
Существуют различия между персонажами главными, центральными, второстепенными и эпизодическими. Во многих произведениях на первый план выдвигается одно лицо, на судьбе которого всецело сосредоточено внимание читателя. В иных произведениях, напротив, «на равных правах» выступает целая группа персонажей [29, с.195].
В исследованиях О.И. Никифоровой, Л. Рожиной и др. изучались психологические особенности восприятия и оценки младшими школьниками литературных героев. Было установлено, что младшим школьникам свойственно два типа отношений к литературным героям: