Понятие «коллективного творческого дела». Методика организации КТД
Коллективная деятельность - это деятельность, организованная по принципу «имеете». Примером коллективной деятельности может служить коллективное творческое дело. К'ГД - способ организации жизни единой группы воспитателей и воспитанников, старших и младших (по Игорю Петровичу Иванову). И.П.Иванов в 60-е годы разработал методику коллективного творческого воспитания.
Суть каждого дела, по мнению Иванова, заключается в заботе о своей группе, друг и друге, об окружающих людях. Делопотому коллективное, что совершается всеми участниками образовательного процесса. Дело творческое потому. Что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важных задач, которые выполняются, организуется (задуумывается, планируется, оценивается) вместе, и педагогом и детьми.
Успешность использования КТДопределяется единством и последовательностью шестистадий.
1.Предварительная работа педагога.(выделение, конкретизация воспитательных задач.
перспектива возможного К'ГД).
2.Коллективное планирование КТД.(обсуждение предложений по планированию КТД, выбор совета).
3.Коллективная подготовка дела.(подготовка каждой группой своей части КТД)
4.Проведение КТД (осуществление конкретного лана).
5.Коллективное подведение итогов КТД.(анализ проведенного дела, выделение положительных моментов и недостатков).
6.Ближайшее последствие К'ГД.(внесение изменений в поручения микрогрупп, планирование будущего КТД).
Проанализировать на примере любого КТД («Папа, мама, я - спортивная семья», «День здоровья», военно-спортивная игра).
Организатору коллективной творческой деятельности полезно помнить, что:
-число участников в коллективе может быть от 7—9 До 25—30 человек (оптимально для групповой и коллективной формы работы). При увеличении количества участников эффективность дела резко снижается;
-доминируют цели индивидуального развития личности каждого участника КТД;
- творческие задачи определяются самими участниками деятельности;
- каждому воспитаннику предоставляется возможность выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям.
Примеры КТД:
КТД "Школа мастерства"
Дело проводится после выявления различных интересов и склонностей учащихся класса. Класс делится на микрогруппы и заявляет своего мастера (того, кто может научить чему-то интересному и полезному других). Микрогруппы готовят своему мастеру творческую рекламу. Затем "Школа мастерства "выходит за рамки одного класса (возможно, она будет проводиться в параллели классов или младших школьников
Заявить себя как мастера школьники могут:
- в деле разучивания игр-пауз с большим количеством собравшихся (от 20 до 50 и более человек);
- в разучивании популярных песен;
- в изготовлении оригинальных поделок (из бумаги, оформление к празднику);
- в выпуске мини-газеты;
- в обучении игры на барабане;
- в изготовлении карнавальных костюмов;
- в конструировании из деталей конструктора;
- в лепке забавных фигур и человечков и т. д.
Мастерами могут быть и школьники, способные дать полезные советы в той или иной области: в разведении рыб, уходу за животными" в фотоделе, в предложении программы того или иного дела.
КТД "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ"
Весь класс делится на микрогруппы по интересам к какому-либо предмету и готовится "по секрету" к защите своего предмета в творческой форме. А творческая защита произойдет в какой-то определенный день, когда весь класс отправится в путешествие в страну знаний на прекрасном белом пароходе или корабле с алыми парусами. Командой корабля могут быть любители географии. Они поведут корабль по чудесным местам земного шара и расскажут о них, используя слайды, диафильмы, карты. В процессе путешествия корабль может быть взят в плен жителями острова математики, где гостей встретит царица науки — Математика со своими придворными и только тогда отпустит путешественников, когда они пройдут определенные испытания на знание математики…
Вывод: КТД сплачивает коллектив, формирует дружеские отношения, способствует развитию творческих, организаторских способностей.