Выбор педагогических технологий в профессиональном образовании. Критерии и алгоритм выбора технологии обучения
Выбор технологии обучения один их важнейших и, в тоже время, наиболее трудных элементов педагогической технологии. Осуществляя его, надо исходить из того, что каждая технология ориентирована на определённый круг дидактических задач.
Необходимо обоснованно и творчески оценивать возможности конкретной технологии обучения, знать её сильные и слабые стороны. На этой основе следует выбирать оптимальное сочетание технологий применительно к теме учебного предмета и к определённому занятию.
В процессе обучения важно выбрать генеральные технологии, носящие конкретный характер, и частные, с помощью которых обучение осуществляется как целостный процесс. Первые определяют выбор вторых. Сама процедура выбора и механизм осуществления очень индивидуальны и вариативны.
Одни педагоги при выборе технологии обучения исходят из цели и результатов обучения. Другие – из содержания учебного материала и его возможностей. Третьи – из анализа прогнозируемых учебных ситуаций, способов обучения, системы доказательств. Некоторые при этом опираются на житейский опыт, аналогии, на интуицию. Кто-то соединяет опыт с анализом вариантов, используя известные педагогические принципы, законы и подходы.
Все успешные в своей работе преподаватели при выборе технологии обучения учитывают следующие критерии выбора технологии обучения:
· ведущие цели обучения и воспитания, а также конкретные задачи изучения темы, раздела;
· содержание учебного занятия, степень сложности изучаемого материала, его образовательные и развивающие возможности;
· уровень базовой подготовки учащихся по предмету, степень интереса к изучаемому материалу;
· уровень развития учащихся, их интеллектуальные возможности;
· возможности и предпочтения преподавателя, уровень его методической компетентности;
· наличие оборудования и дидактических средств;
· лимит времени (продолжительность учебного занятия).
Рассмотрим примерные этапы принятия решений о выборе технологии обучения, то есть примерный алгоритм выбора (по В.И. Загвязинскому).
Этап | Содержание педагогической технологии |
Осознание или актуализация цели, общих задач, изучения курса, раздела, темы | |
Анализ характера и возможностей изучаемого материала. Материал оценивается по разным параметрам: o по уровню значимости: 1) мировоззренческий, 2) общенаучный, 2) межпредметный, 3) тематический, 4) локальный; o по характеру: теоретический или практический; o по уровню сложности: высокий, средний, низкий | |
Анализ учебных возможностей обучаемых: 1) уровень их знаний и умений, 2) характер накопленного опыта, 3) степень подготовленности, 4) степень интереса к изучению соответствующего материала | |
Определение конкретных задач занятия: образовательных, в том числе развивающих, включающих в себя ориентацию на определённый уровень деятельности, который необходимо сформировать (репродуктивная, алгоритмическая, продуктивная деятельность). | |
Принятие предварительного решения о предпочитаемой технологии обучения | |
Корректировка и конкретизация принятого решения с учётом имеющегося времени, средств, оборудования, возможностей и предпочтений преподавателя |
Для выбора технологий следует учитывать ряд факторов педагогического процесса:
1) потенциальные возможности организационных форм учебной деятельности с точки зрения освоения с их помощью тех или иных профессиональных умений;
2) функция учебной информации в педагогическом процессе: обучающая, контрольно-диагностическая;
3) целевое назначение учебной информации;
4) возможности обучаемых: уровень учебно-познавательной деятельности; уровень базовой подготовки по предмету;
5) возможности обучающего (уровень методической компетенции, методическая и техническая оснащенность учебного процесса);
6) временные возможности.
Рассмотрим, как выбираются технологии обучения, адекватные соответствующей цели изучения раздела или темы.
1. Если цели изучения раздела или темы не превосходят уровня усвоения, то вполне уместной будет репродуктивная технология обучения. Она включает в себя:
– внимательное слушание преподавателя;
– работу учащегося с учебником;
– наблюдение за изучаемыми объектами, явлениями;
– выполнение практических действий по подсказке преподавателя.
2. Если цель изучения раздела или темы – усвоение основных алгоритмов деятельности, то технология обучения должна быть репродуктивно-алгоритмической. Она предполагает
– учебно-познавательную деятельность, включающую в себя конспектирование учебного материала,
– выступления с докладом (сообщением),
– решение типовых задач, участие в дидактических играх.
3. Если цели изучения раздела или темы направлены на формирование опыта поисковой, эвристической деятельности, то следует выбрать эвристические технологии обучения, в которых доминируют дидактические методики с использованием
– проблемного обучения,
– деловых игр, реального проектирования,
– разбора нетиповых производственных ситуаций.
4. Если в цели изучения раздела, темы входит формирование творческого технологического мышления, то необходимы творческие технологии обучения, основой которых являются методы освоения опыта творческой деятельности:
– ситуация затруднённых условий;
– групповое решение творческих задач;
– коллективное стимулирование творческого поиска («мозговой штурм», синектика, метод морфологического анализа и синтеза технологических решений; функционально-стоимостный анализ; метод «ТРИЗ» – теория решений изобретательских задач и др.).
5. Если цели изучения раздела или темы направлены на формирование информационной культуры обучаемых, умение обрабатывать информацию, то должны применяться новые информационные технологии:
– автоматизированные обучающие системы;
– интерактивные программы;
– технологии мультимедиа;
– гипертекстовые технологии;
– телекоммуникационные проекты и др.
Каждая выбранная технология обучения должна осуществляться на основе ряда факторов педагогического процесса:
o структурирования учебной информации;
o предметности изучения;
o образовательной и психологической готовности учащихся;
o субъективности педагогических учебных действий;
o комплиментарности действий преподавателя и учащихся;
o синхронности учебного процесса;
o применения системы дидактических средств обучения.
Выбор технологии должен позволять получить наилучшие для данных условий учебно-воспитательные результаты за отведенное время. Каждая из технологий обучения ориентирована на решение определенного круга дидактических задач. Поэтому необходимо обоснованно и творчески подходить к оценке возможностей каждой технологии обучения, знать её сильные и слабые стороны, выбирать их оптимальное сочетание применительно к каждой дисциплине, к каждой теме учебного предмета и каждому конкретному занятию.
При этом нужно понимать, что выбранные и реализуемые технологии обучения должны создавать информационную образовательную среду. Учащиеся должны принимать её на положительной мотивационной основе. Методы и средства учебной работы должны восприниматься обучаемыми как свободно выбранный способ деятельности, а поиск решения задачи – приносить удовлетворение.