Понятие и компоненты содержания образования
Образование – это специальная сфера социальной жизни, создающие внешние и внутренние условия для развития индивида (ребенка и взрослого и их взаимодействие, а также в автономном режиме) в процессе освоения ценностей культуры. Образование есть синтез обучения и учения (индивидуальной познавательной деятельности), воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации.
Одна из целей модернизации отечественного образования на современном этапе – это осуществление личного смысла, жизненной значимости образования, системно-деятельностного компонента, что обеспечивает:
- реализацию ученического компонента в образовании, т. е. учет индивидуальных особенностей, личных целей и уровня развития ученика в ходе его образования, а также планирования и корректировки обучения;
- индивидуальную образовательную траекторию учащихся, определяемую на основе их личностных особенностей и социально обусловленных заданностей окружающего мира, в том числе и образовательных норм;
- продуктивную образовательную деятельность ученика, позволяющую фиксировать, диагностировать, осознавать и оценивать его личностное образовательное приращение в каждой образовательной области.
Содержание образования должно отражать в себе всю культуру, понимаемую как совокупность достижений человечества в познании природы, общества и человека, в творении духовных ценностей, в создании общественных институтов и в разработке техники и технологии, в системе воспитания человека.
В современной педагогике сформировались различные концепции содержания образования:
Содержание образования — педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре. В данном случае содержание образования состоит из четырех структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов — знаний; опыта репродуктивной деятельности — в форме способов ее осуществления (умений, навыков); опыта творческой деятельности — в форме проблемных ситуаций, познавательных задач и т. п.; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. В. Краевский).
Содержание образования — образовательная среда, способная вызывать личностное образовательное движение ученика и его внутреннее приращение. Содержание образования делится на внешнее — среду и внутреннее — создаваемое учеником при взаимодействии с внешней образовательной средой. Внешнее и внутреннее содержания образования не совпадают. Диагностике и оценке подлежит не полнота усвоения учеником внешнего содержания, а приращение его внутреннего содержания образования за определенный учебный период (А. В. Хуторской).
Подстандартом образованияпонимается система основных параметров, принимаемых в качестве нормы государственной образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы по достижению этого идеала.
Основными объектамистандартизации в образовании являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества образования.
Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования. Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
Кроме того, стандартом устанавливается объем школьного и ученического компонентов содержания образования. Школьный компонент позволяет обеспечить вариативность образования, а также учесть образовательные потребности учащихся, местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения. Ученический компонент позволяет индивидуализировать (в том числе путем организации консультативной работы) обучение школьников в соответствии с особенностями их развития, состояния здоровья, интересов и склонностей. Кроме того, он позволяет реализовать новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы и активно-двигательной деятельности учащихся.
Учебные планы.Учебный план общеобразовательной школы (среднего специального или высшего учебного заведения) является основным государственным документом, составной частью государственного стандарта в области образования. Он определяет:
· продолжительность учебного года, длительность четвертей (семестров) и каникул;
· полный перечень дисциплин, изучаемых в данном учебном заведении;
· распределение предметов по годам обучения;
· количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;
· количество часов в неделю на изучение каждого предмета;
· структуру и продолжительность практикумов.
Структура учебного плана учебного заведения детерминируется теми же факторами, что и содержание образования в целом. В нем конкретизируются критерии отбора и структурирования содержания общего среднего образования.
Учебные программы.Учебная программа — это нормативный документ, определяющий цели и содержание обучения и основные требования к методам, организации и результатам обучения. Она описывает в достаточно общем назывном виде ту информацию и процессуальные умения, которые следует усвоить учащимся. Программа составляется на основе учебного плана и отражает конкретное содержание материала, его объем, логику изучения, количество часов по темам и разделам, перечень умений и навыков, подлежащих формированию. В структурном отношении учебная программа состоит из трех компонентов: объяснительной записки или введения; собственно содержания образования, включающего основную информацию; методических указаний о путях реализации данной программы.
В объяснительной записке дается общая характеристика учебного курса, раскрываются задачи обучения данному предмету, характеризуется структура программы, последовательность изучения материала, особенности методов и организационных форм, связь с преподаванием других предметов.
Собственно содержание образования — учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных умений и навыков, а также перечень общеучебных навыков и умений, формирование которых происходит на межпредметной основе.
Методические указания содержат, главным образом, критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Учебная программа может быть построена концентрически (учебный материал повторяется на разных ступенях обучения, все более усложняясь) и линейно (материал сразу даётся на необходимом уровне сложности в виде непрерывной последовательности тесно взаимосвязанных между собой звеньев).
Учебники и учебно-методические пособия.По каждому учебному предмету создается учебно-методический комплекс (УМК), который включает, помимо учебных программ, учебники, учебные книги и пособия; рабочие тетради для учащихся, учебно-методические пособия и рекомендации для учителей, дидактический и раздаточный материал, наглядные средства обучения.
Учебник — это основной источник знаний и организации самостоятельной работы учащихся, важнейшее средство обучения. В учебнике систематически излагаются научные основы той или иной дисциплины в соответствии с учебным планом и программой. Особые требования предъявляются к языку учебника — он должен быть простым и доступным для учащихся.
Учебник должен решать три основные задачи: содержать основные понятия данной науки, представлять собой путеводитель в науку и стимулировать познавательный интерес.
Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые (вспомогательные) компоненты (Д. Д. Зуев). Текст учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический материал), дополнительный (документы, отрывки, справки) и пояснительный (подписи, определения, примечания, комментарии). Ядро основного текста составляют знания о важнейших идеях и понятиях, теориях, способах деятельности.
К внетекстовым компонентам относятся вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, иллюстрации, документы, указатели, таблицы. Основную часть методического аппарата составляют вопросы, задания и упражнения. Они помогают основательнее и глубже усвоить содержание предметного материала, а прёподавателю дают возможность осуществлять целенаправленное руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся. Вопросы разного уровня сложности позволяют дифференцировать работу учащихся.
Учебное пособие представляет собой жанр, качественно отличный от учебника. Это вспомогательное средство, отличительной чертой которого является то, что в нём учебный материал дается в расширенном плане, более детализировано, чем в учебнике. Здесь могут содержаться также материалы для практической работы учащихся — задачи, упражнения разного уровня сложности, методические указания к выполнению лабораторных работ, практикумы и т. д.
Особое место в учебно-методическом комплекте принадлежит методическим пособиям, предназначенным для учителя. Здесь даются советы о наиболее рациональном применении технологий обучения, отдельных методов и средств изучения предметного материала, формах проверки знаний и умений учащихся и т. д. Как правило, методические пособия создаются наиболее опытными учителями-методистами.