Система мониторинга качества образования в дошкольном учреждении
Если рассматривать мониторинг как систему, включающую в свой состав определённые элементы (компоненты), которые определённым образом структурированы и между которыми имеются системообразующие факторы (связи и отношения), можно глубже понять его сущность [11].
Структура мониторинга включает следующие компоненты: нормативно-целевой, методический (содержательный и процессуальный) и результативный компоненты (таблица 1). Между структурными элементами системы мониторинга качества образования устанавливаются организационные отношения, к которым относятся линейные и функциональные связи.
Таблица 1 – Система мониторинга качества образования
Нормативно-целевой компонент | Объект мониторинга | Стандарт Заказ социума Потребности ДУ и семьи Тип мониторинга | |
Предмет мониторинга | |||
Цели и задачи | |||
Методический компонент | Содержательный компонент | Критерии оценки | Вид мониторинга |
Программа мониторинга | Организационная структура | ||
Информационная структура | |||
Процессуальный компонент | Этапы мониторинга | Формы Методы Средства мониторинга | |
Операции мониторинга | |||
Субъекты мониторинга | |||
Результативный компонент | Оценка Прогноз | Управленческие решения |
Особая значимость нормативно-целевого компонента заключается в том, что он отражает суть управления как деятельности.
Объектом мониторинга качества образования являются подсистемы и службы системы дошкольного учреждения, в рамках которых реализуются процессы, обеспечивающие стабильное его функционирование и развитие. Эти процессы определяют предмет исследования.
Цели мониторинга качества образования носят исследовательский, а не образовательный характер, ибо непосредственными результатами будет информация о состоянии и динамике развития образования в дошкольном учреждении, на основании которой предоставляется возможность принимать управленческие решения по достижению образовательных целей в дошкольном учреждении. Задачи мониторинга — это пошаговое достижение исследовательских целей.
Определение нормативно-целевого компонента осуществляется на основании заказа на образовательные услуги, предоставляемые дошкольным учреждением, со стороны государства, общества и самого дошкольного учреждения.
Методический компонент включает в свою структуру содержательный и процессуальный компоненты, которые раскрывают специфику и закономерности организации мониторинга.
Содержательный компонент определяет критерии оценки исследуемых объектов и предметного поля мониторинга. Общая реализация мониторинга происходит циклично, поэтому первоначально критериями оценки выступает нормативно-правовая база функционирования учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования (стандарты, нормы, определённые в законодательстве Республики Беларусь). В дальнейшем критерии оценки определяются по результатам мониторинга (достижения самого дошкольного учреждения). Следовательно, программа мониторинга разрабатывается на каждый цикл. Каждый цикл состоит из относительно самостоятельных этапов: информационно-аналитическое обеспечение системы управления качеством образования дошкольного учреждения; целеполагание; разработка средств повышения эффективности системы; их реализация; диагностирование. Все этапы логически взаимосвязаны и каждый является соответствующим продолжением управленческого воздействия, опирается на достигнутые результаты предыдущего.
Процессуальный компонент системы мониторинга качества образования в дошкольном учреждении определяет алгоритм мониторинговой деятельности. В этом заключается сущность мониторинга как механизма управления качеством образования в дошкольном учреждении: этапы соотнесены с основными операциями мониторинга, а их содержание обусловило пооперационную группировку. Каждая операция отражает одну из сторон мониторинговой деятельности и осуществляется разными участниками мониторинга, что вызывает необходимость согласования действий и организацию информационных каналов прямой и обратной связи. Последовательность операций носит цикличный характер.
Результативный компонент в системе мониторинга имеет объективный характер – применение адекватных методов исследования предоставляет возможность получения объективной информации о состоянии объекта и предмета исследования (оценка достижений), а каждый участник мониторинга имеет возможность принятия управленческого решения в рамках своих компетенций, обозначенных в функциональных обязанностях (прогноз развития). Реализация системы мониторинга предоставляет руководителю возможность осуществления всех функций управленческого цикла на основании оперативной, своевременной и достоверной информации об объекте управления в любой момент времени.
Механизмом информационного обмена, обеспечивающего движение информации в процессе управления качеством образования, выступает мониторинг как информационный процесс.
Реализация функций управления качеством образования в дошкольном учреждении посредством мониторинга как информационного процесса, характеризует модель мониторинга как механизм управления качеством образования (таблица 2).
Таблица 2 — Структурно-функциональная модель мониторинга качества образования
Функции управления качеством образования | Компоненты системы мониторинга | Процедуры мониторинга качества образования | |
Целеполагание | Руководство, координация, регулирование, активизация | Нормативно-целевой компонент | Определение объекта мониторинга; выделение предмета исследования; постановка целей и формулировка задач исследования |
Планирование | |||
Организация | Методический (содержательный) компонент | Критериальная база; программа исследования | |
Методический (процессуальный) компонент | Технология организации мониторинга (сбор, обработка, анализ, предоставление, хранение информации) | ||
Контроль | Результативный | Оценка; прогнозирование; принятие управленческих решений | |
Анализ |
В структурно-функциональной модели мониторинга выделены три компонента: функции управления, необходимые для осуществления процесса управления качеством образования; структурные компоненты мониторинга, выступающие механизмом информационного обмена данных функций; процедуры мониторинга, посредством которых осуществляется непосредственно сам процесс мониторинга.
Формулирование целей как прогнозируемых результатов деятельности определено в функции «целеполагание», основными критериями эффективности которой выступают преемственность, последовательность, структурированность целей, конкретность и измеримость прогнозируемых результатов [34]. Выявление положительных и отрицательных тенденций в области качества образования посредством мониторинговых исследований позволяет сформулировать актуальные цели.
Составление программ достижения поставленных целей осуществляется в функции «планирование», основными критериями которой являются логичность, последовательность, сбалансированность, конкретность [34]. Результаты мониторинга качества образования позволяют на основе ранжирования проблем определить логику в очерёдности их решения, выделить ресурсы и ограничения.
«Организация» как функция управления способствует предотвращению отклонений от целей управления путём передачи и усвоения информации. Н. В. Рогожкина обоснованно выделяет три критерия для оценивания качества её реализации: целенаправленность, рациональность, структурированность. Результаты мониторинга являются информационной базой управления при создании необходимых условий для реализации поставленных управленческих целей и построении рациональной структуры управления, соответствующей стратегическим целям.
Сбор информации для оказания программирующего и последующего адекватного корректирующего воздействия организуется через функцию «контроль», основными критериями эффективности которой являются целенаправленность, системность, систематичность, плановость [34]. Процесс мониторинга решает задачи данной функции на любой контрольной точке для сопоставления реального состояния объектов управления с желаемым.
Выявление причин, обусловливающих результаты деятельности по обеспечению качества образования, осуществляется в функции
«анализ», основными критериями эффективности которой являются целенаправленность, системность, чёткость [34]. Результаты мониторинга выступают информационной базой для структурирования проблем и достижений в области качества образования по целевым установкам, позволяют определить динамику качества образования по результатам образовательной деятельности.
Принятие управленческих решений по улучшению качества образования на основе результатов мониторинга осуществляется в сквозных функциях — руководство, координация, регулирование, активизация [51].
Посредством мониторинга проводится выявление тенденций в области качества дошкольного образования на всех уровнях (государственном, региональном, учрежденческом); определение ретроспективной динамики качества образования; прогнозирование, оценка рисков развития дошкольного образования; принятие управленческих решений.
Структурно-функциональная модель мониторинга качества образования обладает структурными элементами, инвариантными для любого дошкольного учреждения. Большинство объектов мониторинга выделяются в структуре дошкольного образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь, их широкое предметное поле позволяет отслеживать качество образования в соответствии с государственным заказом, заказом социума, потребностями семьи и дошкольного учреждения. При планировании деятельности дошкольного учреждения по улучшению качества образования проектируется деятельность по выявлению динамики показателей качества образования. При реализации управленческих функций контроля и анализа результаты мониторинга выступают информационной базой для прогноза качества образования в дошкольном учреждении и принятия управленческого решения.
Вопросы для контроля
1. Какие структурные компоненты в системе мониторинга? Охарактеризуйте их.
2. Какие компоненты выделены в структурно-функциональные модели мониторинга качества образования?
3. Какова роль мониторинга качества образования в процессе реализации функций управления?