Как Алешке учиться надоело
Исполнилось Алешке семь лет. Пошел он в школу, чтоб научиться читать и писать как следует. Школьный год еще не кончился, зима только-только в осенних днях стала проглядываться, а Алешка уже и читать, и писать, и даже считать умеет. Книжку может прочесть, если она крупными буквами напечатана, слова на бумаге написать, цифры сложить.
Сидел он раз на уроке, в окно смотрел, а солнце прямо Алешке в лицо светило. На солнце Алешка всегда курносый: он сморщился, и нос у него стал, как китайское яблочко.
И вдруг Алешка почувствовал, что ему надоело учиться. Читать и писать он умеет, считать — тоже, да и цифры складывать, что же еще!
Алешка поднялся с парты, портфель взял и пошел к выходу.
— Ты куда? — спросила учительница.
— Домой! — ответил Алешка. — До свидания! — И ушел.
Домой пришел и говорит матери:
— Я больше в школу не пойду!
— А что же ты будешь делать?
— Как что? Ну... работать буду.
— Кем же?
— Кем? Ну, как ты, например...
А мать у Алешки врачом работала.
— Ладно, — согласилась мать. — Вот тогда тебе небольшое поручение. Выпиши лекарство больному, у которого грипп.
И мать дала Алешке маленький листок бумаги, на котором рецепты пишут.
— А как его писать? Какое лекарство нужно? — поинтересовался Алешка.
— Писать латинскими буквами, — объяснила мать. — А какое лекарство, ты сам должен знать. Ты же — врач!
Алешка посидел над листком бумаги, подумал и сказал:
— Мне эта работа что-то не очень нравится. Я лучше так, как папа, работать буду.
— Что ж, давай, как папа! — согласилась мама.
Вернулся домой отец. Алешка — к нему.
— Я больше в школу не пойду, — говорит.
— А что же ты будешь делать? — спросил отец.
— Работать буду.
— Кем же?
— Как ты, — сказал Алешка.
А отец у Алешки мастером работал на том самом заводе, где «Москвичи» делают.
— Очень хорошо, — согласился отец. — Давай работать вместе. Начнем с самого легкого.
Достал он большой лист бумаги, свернутый в трубку, развернул и сказал:
— Вот перед тобой чертеж новой машины. В нем есть ошибки. Посмотри, какие, и мне скажи!
Алешка посмотрел на чертеж, а это — не машина, а что-то совсем непонятное: линии сходятся и расходятся, стрелки, цифры. Ничего здесь не разберешься!
— Я не умею! — признался Алешка.
— Тогда я сам поработаю, — сказал отец, — а ты пока отдохни!
Отец склонился над чертежом, лицо его сделалось задумчивым, серьезным.
— Папа! А почему у тебя на лице елочки? — спросил Алешка.
— Это не елочки, а, наверное, морщинки, — сказал отец.
— А почему?
— Потому, что учился я много, работаю много,— сказал отец. Это только у бездельников кожа гладкая.
Алешка подумал-подумал и говорит:
— Пожалуй, я Завтра опять в школу пойду.
Урок 1
Тема: Рассказ С. Баруздина «Как Алешке учиться надоело»
Задачи: формировать навык чтения; помочь детям вдуматься в содержание рассказа; обогащать словарь учащихся.
Примерная структура урока
1. Организация начала урока. Учитель обращается к школьникам с вопросами, которые воспринимаются ими на слух (за экраном)1: Кого сегодня нет в классе? Какое сегодня число? Какое число будет завтра? Который сейчас урок? Какой сейчас урок?
2. Вводная беседа, направленная на то, чтобы ввести учащихся в тему рассказа, который предстоит рассмот-
1 В школе для детей с нарушением слуха эта форма работы имеет свою специфику. На уроке часть речевого материала ученики воспринимают только на слух. Учитель задает вопросы или произносит фразы. при этом дети не видят губ учителя (они закрыты экраном), что способствует решению одной из коррекционных задач - развитию слуховою восприятия учащихся с нарушением слуха.
реть на уроке. Сопровождающие беседу вопросы и задания учителя по предыдущему уроку: Дополните предложение: На уроке надо слушать (как?) ... , нельзя .... Прочитайте предложения, которые записаны на доске: Труд кормит, а лень портит. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Как вы понимаете эти выражения? Что в них общего?
Вывод ученики читают вместе с учителем: Надо трудиться, труд необходим.
3. Сообщение темы урока. Учитель сообщает на слух (за экраном) ученикам название рассказа, который они будут читать, обращает внимание на правильное произнесение фамилии и имени автора: Сер-гей Ба-руз-дин.
4. Выразительное чтение учителем или учениками первой части рассказа.
5. Беседа, направленная на выяснение первичного восприятия прочитанного. Сопровождающие беседу вопросы учителя: О чем говорится в этой части рассказа? О ком говорится? Что ты запомнил(а)? Почему Алеша пошел домой?
6. Чтение учащимися труднопроизносимых слов с доски: ис-пол-ни-лось — испол-нилось — исполнилось; на-у-чить-ся — нау-читься — научиться; на-пе-ча-та-на — на-печа-тана — напечатана; ста-ла про-гля-ды-вать-ся -
тала проглядываться.
7. Чтение первой части рассказа вслух учениками по смысловым законченным отрывкам, беседа с выборочным чтением. В ходе беседы и выборочного чтения разъясняют-
новые слова и выражения: может прочесть; зима полько-толъко в осенних днях стала проглядывать; научиться читать и писать как следует; курносый нос; поднялся с парты. Для объяснения слов учитель использует разные приемы: показ иллюстрации, разъяснение ловами, подбор синонимов.
8. Повторное чтение первой части рассказа учащимися, при котором отрабатывается правильность произношения и выразительность чтения.
9. Беседа по содержанию первой части рассказа. Сопровождающие беседу вопросы и задания учителя: Сколько лет
Алеше? Чему Алеша научился в школе? Прочитайте. Достаточно ли этого, чтобы хороню работать? Почему Алеша ушел из школы? Как можно озаглавить эту часть рассказа?
10. Выразительное чтение первой части рассказа.
11. Обобщающая беседа. Сопровождающие беседу вопросы и задания, которые учитель задает за экраном (на слух): Повторите: Как Алешке надоело учиться. Что ты узнал об Алешке?
12. Домашнее задание: выразительное чтение первой части рассказа.
Урок 2
Тема: Рассказ С. Баруздина «Как Алешке учиться надоело»
Задачи: формировать навык чтения; учить осмыслять прочитанный рассказ; обогащать словарь учащихся.
Примерная структура урока
1. Организация начала урока. Учитель обращается к школьникам с вопросами, которые воспринимаются ими на слух (за экраном): Который сейчас урок? Какой сейчас урок? Повторите: Сергей Баруздин. Какой рассказ С. Баруздина вы начали читать?
2. Выразительное чтение учащимися первой части рассказа С. Баруздина «Как Алешке учиться надоело».
3. Выполнение учениками словарно-стилистических упражнений: Дополните предложения: Алеша пошел в школу, чтобы......и .... Мальчик научился .... ...,.......Составьте предложения: Учительница спросила: «...». Алеша ответил: «...».
4. Выразительное чтение учителем или учениками второй части рассказа.
5. Беседа, направленная на выяснение первичного восприятия прочитанного. Сопровождающие беседу вопросы учителя: О чем говорится в этой части рассказа? О ком говорится? Что вы запомнили?
6. Чтение учащимися труднопроизносимых слов: рецепт — ре-цеп-ты — рецепт — рецепты; ле-карст-во — ле-карст-ва — лекарство — лекарства; ла-тин-ски-е буквы — латинские буквы.
7. Чтение второй части рассказа вслух учениками по смысловым законченным отрывкам, беседа с выборочным чтением. В ходе беседы и выборочного чтения разъясняются новые слова и выражения: небольшое поручение, рецепт.
Для объяснения слов учитель использует разные приемы: показ иллюстрации, разъяснение словами, подбор синонимов.
8. Повторное чтение второй части рассказа учащимися, при котором отрабатывается правильность произношения и выразительность чтения.
9. Беседа по содержанию первой части рассказа. Сопровождающие беседу вопросы и задания учителя: Кем работала мама мальчика? Какое поручение мама дала Алеше? Прочитай. Почему мальчику не понравилась работа врача? Почему Алеша не смог написать рецепт? Прочитай, что мама ответила мама. Как можно озаглавить эту часть рассказа?
10. Выразительное чтение второй части рассказа по ролям.
11. Обобщающая беседа. Сопровождающие беседу вопросы и задания, которые учитель задает за экраном (на слух): Повторите: Сергей Баруздин — детский писатель. Что ты узнал об Алешке из второй части рассказа?
12. Домашнее задание: выразительное чтение второй части рассказа.
УрокЗ
Тема: Рассказ С. Баруздина «Как Алешке учиться надоело»
Задачи: формировать навык чтения; обучать характеристике персонажа по его поступкам; учить составлять рассказ от 1-го лица; ознакомить с понятиями «юмор», «герой рассказа», «персонаж», «главное действующее лицо».
Примерная структура урока
1. Организация начала урока. Учитель обращается к школьникам с вопросами, которые воспринимаются ими на слух (за экраном): Который сейчас урок? Какой сейчас урок? Повторите: Сергей Баруздин. Какой рассказ С. Баруздина вы читаете?
2. Выразительное чтение учащимися первой и второй частей рассказа С. Баруздина «Как Алешке учиться надоело».
3. Выполнение учениками словарно-стилистических упражнений: Дополните предложение: Алеша не смог написать рецепт, потому что...
4. Выразительное чтение учителем или учениками третьей части рассказа.
5. Беседа, направленная на выяснение первичного восприятия прочитанного. Сопровождающие беседу вопросы учителя: О чем говорится в этой части рассказа? О ком говорится? Что ты запомнил(а)?
6. Чтение учащимися труднопроизносимых слов: за-дум-чи-вый — задум-чивый — задумчивый; мор-щин-ки — морщин-ки — морщинки; без-дель-ник — бездель-ник — бездельник; чер-те-жи — черте-жи — чертежи; чертежи — чертеж.
7. Чтение третий части рассказа вслух учениками по смысловым законченным отрывкам, беседа с выборочным чтением. В ходе беседы и выборочного чтения разъясняются новые слова и выражения: мастер на заводе, чертеж но вой машины, задумчивое лицо, морщинки, бездельник. Для объяснения слов учитель использует разные приемы: показ иллюстрации, разъяснение словами, подбор синонимов.
8. Повторное чтение третьей части рассказа учащимися, при котором отрабатывается правильность произношения и выразительность чтения.
9. Беседа по содержанию третьей части рассказа. Сопровождающие беседу вопросы и задания учителя: Где работал отец Алеши? Какую работу он предложил выпол-
нить сыну? В чем признался Алеша? Дополните выражения: Морщинки на лице отца потому, что он много... Бездельник — это человек, который... Почему Алеша решил вернуться в школу? Как можно озаглавить эту часть рассказа? Об Алеше автор говорит с легкой усмешкой, шутливо, с юмором. Юмор — это добрый смех над каким-либо поступком или поведением человека. В каком еще произведении, которое вы уже прочитали, говорится о школьной жизни шутливо? Перечитайте последние строчки рассказа: Алешка подумал-подумал и говорит: «Пожалуй, я завтра опять в школу пойду». Что же думал Алеша? Представьте себя на месте Алеши. Подумайте вместо Алеши.
Для ответа ученикам на доске предлагаются опорные
руктуры и справочный материал:
Я не умею.......потому что не знаю... . Я не. понял.......
Ни ..., ни ... я работать не могу. Чтобы хорошо работать, надо .... А учиться надо в ....
Слова для справок: писать, составлять, выписывать, не понял, не смог прочитать, ни врачом, ни мастером, надо учиться в школе.
Примерный вариант рассказа от имени Алеши
Я не умею писать рецепт, потому что не знаю как. Я не понял
чертежа машины. Ни врачом, ни мастером я работать не могу.
Чтобы хорошо работать, надо учиться. А учиться надо в школе.
10. Обобщающая беседа. Сопровождающие беседу вопросы и задания учителя (первые два вопроса задаются учителем на слух): Какой рассказ вы прочитали? О ком говорится в рассказе? Алеша — герой рассказа, он персонаж, действующее лицо рассказа. Назовите всех героев (персонажей) рассказа.
11. Домашнее задание: выразительное чтение рассказа, рисование иллюстраций к каждой его части.
Для целенаправленной организации учебной работы рассмотрим, как общепринятые в сурдопедагогике формы учебной деятельности используются на уроках чтения.
Фронтальная работа организуется на уроках чтения в виде бесед, чтения текста изучаемого произведения, составления плана прочитанного, просмотра фильма, рассматривания иллюстраций и пр. Организатором фронтальной работы является педагог; обращаясь ко всему классу, он включает школьников в учебную работу. При этом все ученики класса одновременно выполняют одно и то же задание; когда же один из учащихся отвечает на вопрос педагога, остальные слушают отвечающего, вносят поправки, дополняют его ответ. Для достижения большей эффективности фронтальной работы необходимо соблюдение определенных педагогических требований:
• организационная установка на фронтальную работу;
• совместное проговаривание ответов (1—2-е классы);
• использование звукоусиливающей аппаратуры, позволяющей следить за ответами или чтением товарищей;
• исправление учащимися аграмматизмов, ошибок в произношении у отвечающего;
• исправление фактологических неточностей, дополнение, расширение ответов;
• справочный материал для учащихся (запись на доске плана ответа, отдельных слов, словосочетаний, предложений).
Индивидуальная форма работы на уроках чтения предполагает выполнение одного и того же задания каждым учеником самостоятельно. Это может быть иллюстрирование текста; выполнение письменных заданий (ответы на вопросы, составление предложений с данными словами); расчленение текста на части; пересказ прочитанного и др.
Педагогические требования к выполнению индивидуальной формы работы:
• учет личностных возможностей каждого ученика, его интеллектуальных, речевых, слуховых, творческих данных;
• консультирование всех учеников и тех, кто нуждается в дополнительной помощи;
• обучение школьников умениям организовывать свою индивидуальную работу, использование разных видов помощи;
• обучение учащихся умениям самопроверки и взаимопроверки выполненного задания;
• проведение итоговой проверки выполненного задания педагогом и коллективом школьников, коллективное оценивание работы каждого.
Фронтальная и индивидуальная форма учебной работы может применяться на всех этапах работы с текстом. Индивидуальную форму можно использовать и при выполнении домашних заданий в условиях семьи или интерната. Она состоит в выполнении каждым учеником разных заданий педагога и рассчитана на развитие творческих способностей ученика. Преимущественно применяется при подготовке школьников к изучению того или иного произведения (на вводных уроках или на обобщающих уроках, уроках внеклассного чтения). Например, до изучения в 5-м классе произведений А. Пушкина (тема «Великие русские писатели») ученикам предлагаются индивидуальные задания: пересказать особо понравившуюся сказку поэта; прочитать любимое стихотворение; нарисовать рисунки к одному из произведений. Педагогические требования к использованию этой формы организации деятельности детей: посильность заданий, учет желания, интересов детей, оказание индивидуализированной помощи каждому при выполнении выбранного задания.
Коллективные формы организации детей на уроках чтения разнообразны: это работа парами, группами при выполнении одинаковых или различных заданий педагога. Они содействуют формированию у школьников умения сотрудничать на уроке, помогать друг другу в осмыслении читаемого, в преодолении трудностей. Коллективные формы работы возможны на любом этапе изучения произведе-
ния. Например, классу предлагается единое задание — составить план прочитанного произведения. Оно выполняется учащимися в парах или группами. В процессе работы ученики обсуждают друг с другом свои варианты, в классе допустим «рабочий шум». Подведение итога проводится в виде обсуждения выполненной работы.
Разным группам учащихся можно предложить и различные задания по одному и тому же произведению: одной группе — составить картинный план, другой — словесный план к прочитанному; варьируются между группами словарно-стилистические задания и т. д. Целесообразно использовать и такую форму коллективной работы, как чтение двух рассказов. Например, после чтения рассказов И. Соколова-Микитова «Весна» и Г. Скребицкого «Весна-художник» ученикам предлагаются для чтения рассказы Н. Сладкова «Весенняя баня» и Г. Скребицкого «Крылатые гости». Эти рассказы читаются двумя группами школьников. Каждая группа читает свой рассказ, а потом пересказывает его всему классу. Такая работа приучает работать в коллективе, сотрудничать друг с другом. Рассмотрим педагогические требования к организации коллективной формы работы:
• оказание помощи детям в организации коллективной работы внутри группы;
• изменение состава групп, участвующих в выполнении задания, соединение в одну группу учащихся с разными познавательными возможностями;
• задания для коллективной работы должны быть доступными и не особенно продолжительными;
• совместное обсуждение итогов выполнения заданий каждой группой школьников.
Использование на уроках чтения различных форм организации учебной деятельности учащихся должно способствовать повышению их интереса к чтению, стимулировать инициативу и самостоятельность.
К урокам чтения предъявляются требования, следующие из общепедагогических, специфических принципов
дидактики и особенностей работы с художественным произведением. Не останавливаясь на рассмотрении общепедагогических принципов и требований к уроку чтения, назовем специфические и рассмотрим специальные требования:
• эмоциональность, вызываемая не только содержанием читаемого, но и применяемыми методами и приемами, рассчитанными на адекватное проявление у школьников определенных эмоциональных переживаний;
• непосредственная связь изучаемого произведения с жизненным опытом учащихся, что позволяет понять конкретный и обобщенно-художественный смысл читаемого произведения;
• стимулирование творческой деятельности школьников в процессе изучения литературных произведений включением вариативных заданий: отгадывание загадок, придумывание продолжения рассказа, нового его названия, составление викторин, загадок, кроссвордов, сценариев праздников и инсценировок, иллюстрирование, инсценирование;
• развитие связной литературной речи школьников с использованием средств художественной изобразительности в связи с изучаемым произведением;
• использование методических приемов, стимулирующих разнообразие связных устных и письменных высказываний.
Анализ указанных специальных требований позволяет отметить, что они идентичны тем, которые предъявляются к урокам литературы. Иными словами, современная методика чтения, определяя целью уроков чтения воспитание читательской культуры, приближается по своим целям, задачам и требованиям к урокам литературы, тем более что уроки чтения и уроки литературы составляют единую систему литературного образования школьников.
Каждое из названных специальных требований реализуется с помощью определенных средств и приемов. Так, эмоциональная выразительность урока чтения достигает-
ся соответствующим интонационным оформлением речи учителя, выразительностью его лица при чтении художественного текста, средствами наглядности, используемыми на уроке. Однако более значимы другие условия: привлечение внимания в ходе анализа текста к языку произведения, к образным картинам, созданным автором, к выразительным средствам, которые использует писатель или поэт. Например, школьникам предлагаются задания словесно нарисовать воображаемые картины: Какие картины рисует А. Майков в стихотворении «Пейзаж»? Словесно опиши их. Какую картину ты видишь при чтении стихотворения «Опять незримые усилья ...» А. Фета?
Выделить отдельные выразительные детали в картине, описанной поэтом или писателем в произведении: Какие детали картины, созданной поэтом, вызывают улыбку, грусть или радость?
Выделить отдельные слова, фразы, передающие настроение автора: Выбери слова, передающие грусть поэта, писателя. Какие слова усиливают ощущение тоски, горя человека?
Прочитать произведение выразительно (чтение индивидуальное, совместное).
Эмоционально выразить состояние персонажа, оценить ситуацию, поступок человека. Например: Что чувствовала девочка, когда ее подруга не давала ей зеленый карандаш? Передай своими словами.
Требование непосредственной связи читаемого с жизненным опытом читателя реализуется через детское рассказывание о ранее увиденном или прочитанном. Например, до чтения рассказа К. Ушинского «Осень» целесообразно выяснить, что знают школьники о начале осени, о ее приметах в поле, на реке, в лесу. Использование личных впечатлений и знаний при подготовке к чтению нового рассказа заинтересует учеников, усилит их активность и облегчит восприятие нового материала. После чтения и изучения произведения надо выяснить, что нового для себя узнали школьники, какие представления о природе изменились, уточнились, стали более полными.
Наибольшие трудности возникают в установлении связи между произведением и личным опытом ребенка при изучении рассказа или стихотворения морально-этического характера. В этом случае недопустимо морализирование, бестактное навязывание ученикам своего суждения или своих взглядов. Желателен тактичный разговор проблемного характера типа: Как бы ты поступил(а)? Бывал ли такой случай с тобой? Бывают ли такие случаи в классе?
Стимулирование творческой деятельности школьников в процессе изучения художественного произведения предполагает использование на всех этапах восприятия и анализа текста творческих методов. Так, например, на вводных уроках к теме можно предложить выполнить зарисовки картин к теме, подготовить рассказ о писателе или поэте, подобрать к теме иллюстративный материал. На этапе работы с текстом желательно проиллюстрировать прочитанное, подготовить аппликации, конструктивные картины, по которым легко воспроизвести последовательность сюжета. Все эти картины и макеты готовятся учениками во внеклассное время, а на уроке их используют как наглядную опору для чтения и осмысления прочитанного. Возможны такие виды творческой деятельности, как придумывание продолжения рассказа, домысливание судьбы персонажа, сопоставление прочитанного с иллюстрациями или фильмом, инсценирование, подбор к ситуации пословиц и поговорок.
На завершающем этапе изучения произведения желательно применять различные виды внеклассной работы: составление и решение кроссвордов, викторин, загадок, подготовка к проведению литературных праздников, обсуждение самостоятельно прочитанных произведений во внеклассное время. Важнейшее специальное требование, предъявляемое к урокам чтения, — развитие речи школьников, формирование у них языковой культуры. Уроки чтения создают благоприятные условия для развития устной речи слабослышащих и глухих школьников, для обо-
ащения их словарного запаса, закрепления умений строить высказывания, практически овладевать грамматическим строем языка. В связи с этим требованием каждое задание педагога на уроке чтения нацелено не только на осмысление учениками прочитанного, но и на развитие их речи. Следует учесть, что каждый используемый метод предполагает тот или иной вид речевого высказывания. Рассмотрим примеры.
Методы
Беседа по фактическому материалу
Словесное рисование
Работа с иллюстрацией
Составление плана
Аналитическая беседа
Виды устных высказываний
Краткий ответ, развернутый ответ, пересказ
Развернутый ответ, рассказ, описание
Озаглавливание картины, описание картины, составление рассказа по картине, описание портрета героя, пересказ эпизода
Озаглавливание пунктов плана, краткие или развернутые ответы на вопросы плана, пересказ по плану, рассказ по плану
Полные и краткие ответы, рассказ, оценочное суждение, элементарная характеристика персонажа
На приведенном примере видим, что каждый метод способствует формированию различных видов высказываний школьников. На уроке педагог применяет различное сочетание методов, а следовательно, планирует вариативность детских высказываний, формирует связную речь слабослышащих и глухих школьников.
Рассмотрим первый урок по изучению рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Богач и Еремка».
Задачи урока: подготовить учеников к работе с текстом, добиться его осмысления.
Методы
Рассматривание портрета писателя
Рассматривание выставки произведений писателя
Беседа о произведениях Д. Мамина-Сибиряка
Беседа по содержанию первой части рассказа
Словесные высказывания учеников
Описание портрета, ответы на вопросы (с опорой на данную учителем лексику)
Ответы на вопросы, рассказ ученика
Краткие и полные ответы, описание иллюстраций, пересказ самостоятельно прочитанного рассказа
Полные и краткие ответы, словесное описание Еремки по рассказу и иллюстрации, словесное описание эпизода
Названные выше устные высказывания учеников различаются по своему объему, характеру познавательной деятельности и по степени самостоятельности. На последующих уроках по той же теме высказывания варьируются, увеличивается объем каждого, усложняется их структура.
Одно из требований к урокам чтения — проведение коррекционной работы по развитию речи слабослышащих и глухих школьников, обогащение их словарного запаса, формирование грамматического строя речи, коррекция недостатков произношения. Это дидактическое требование реализуется через словарную работу и создание на уроках ситуаций, стимулирующих речевое общение учащихся.
Другое специфическое требование к урокам чтения — развитие слухового восприятия, возможности использования которого достаточно большие. Можно предложить несколько видов упражнений:
• воспроизведение слов, фраз, отдельных предложений из текстов, предлагаемых учителем за экраном;
• различение предложений из текста, отработанного на уроке;
• различение вопросительных, восклицательных, повествовательных предложений;
• различение в предложении слов с перемещающимся логическим ударением, воспроизведение их;
• прослушивание и осмысление содержания всего текста или отрывка из него;
• восприятие на слух заданий педагога типа: «Прочитайте о...», «Назовите,..», «Ответьте на вопрос...»;
• восприятие на слух и выполнение словарно-стилистических заданий;
• восприятие на сух выразительного чтения педагога и определение своего отношения к прочитанному.
Специфическое требование к уроку чтения — использование таких методов и приемов работы, которые бы корригировали недостатки осмысления читаемого, стимулировали воображение, помогали запоминать наизусть, служили обогащению эмоциональной сферы школьников.
Структура уроков чтения зависит от этапа работы с произведением. Вводный урок к теме, подготавливающий к изучению произведений определенной тематики, состоит из трех частей; актуализации прежних знаний, уточнения и закрепления лексики, необходимой для чтения произведений данной темы, и актуализации знаний школьников, полученных из ранее прочитанного. Каждая часть урока проводится с привлечением разнообразных методов и приемов, их выбор определяется педагогом.
Структура урока первоначального знакомства с текстом включает сообщение новых фактов и явлений, отраженных в произведении; введение новой и закрепление знакомой лексики; сообщение об авторе; чтение учителем или учениками текста; выяснение целостного эмоционального впечатления о прочитанном, чтение текста школьниками. Урок завершается итоговой беседой о содержании прочитанного произведения, об отношении учащихся к тексту.
Урок, посвященный анализу произведения, имеет следующую структуру: чтение текста, работа над его содержанием, включение вариативных видов чтения, анализ текста, чтение или пересказ прочитанного. На каждом из
названных этапов урока используются соответствующие методы работы.
Урок обобщения прочитанного (заключительный урок) состоит из вариативного сочетания эвристических и творческих методов, позволяющих ученикам сформулировать тему, главную мысль произведения, определить свое отношение к нему и его автору.
Таким образом, виды уроков определяются содержанием того или иного этапа работы с художественным произведением, а их структура регулируется задачами этого этапа. Приведем пример примерного тематического планирования уроков чтения по одной из тем.
Таблица 1
Примерное планирование уроков по теме «Весна, весна! И все ей рады...»
Тема | Методы и приемы | Словарная работа | Самостоятельная работа |
1. | Рассматривание иллю- | Введение лексики: ранняя | Вспомнить |
Вводный | стративного материала о | весна, весна воды, весна | ранее про- |
урок | разных периодах весны. | травы, весна солнца. | читанные |
к теме: | Словарная работа. Чтение | весна полевая, речная. | произведе- |
Стихотво- | учениками ранее изученных | лесная. | ния о весне. |
рение | стихотворений о весне. | Заменить сходными по | Выучить |
А. Плещеева | Беседа об эмоциональном | значению фразами: | стихотворе- |
«Весна» (1час) | восприятии стихотворений о природе. Слово учителя о | Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала; | ние наизусть. |
поэте. Выразительное чтение | В окно повеяло весною; | ||
стихотворения учителем. Беседа о восприятии | Чиста небесная лазурь. Дополните: Поэт передает | ||
стихотворения, Чтение и | чувство (какое?) ... . | ||
устное воспроизведение | |||
отдельных картин. | |||
Лексические упражнения. | |||
Подбор стихотворных | |||
строчек к иллюстративному | |||
материалу. Выразительное | |||
чтение учеников. | |||
Обобщающая беседа. |
Продолжение табл. 1
Окончание табл. 1