Как Алешке учиться надоело

Исполнилось Алешке семь лет. Пошел он в школу, чтоб на­учиться читать и писать как следует. Школьный год еще не кон­чился, зима только-только в осенних днях стала проглядываться, а Алешка уже и читать, и писать, и даже считать умеет. Книжку может прочесть, если она крупными буквами напечатана, слова на бумаге написать, цифры сложить.

Сидел он раз на уроке, в окно смотрел, а солнце прямо Алешке в лицо светило. На солнце Алешка всегда курносый: он сморщил­ся, и нос у него стал, как китайское яблочко.

И вдруг Алешка почувствовал, что ему надоело учиться. Чи­тать и писать он умеет, считать — тоже, да и цифры складывать, что же еще!

Алешка поднялся с парты, портфель взял и пошел к выходу.

— Ты куда? — спросила учительница.

— Домой! — ответил Алешка. — До свидания! — И ушел.

Домой пришел и говорит матери:

— Я больше в школу не пойду!

— А что же ты будешь делать?

— Как что? Ну... работать буду.

— Кем же?

— Кем? Ну, как ты, например...

А мать у Алешки врачом работала.

— Ладно, — согласилась мать. — Вот тогда тебе небольшое поручение. Выпиши лекарство больному, у которого грипп.

И мать дала Алешке маленький листок бумаги, на котором ре­цепты пишут.

— А как его писать? Какое лекарство нужно? — поинтересо­вался Алешка.

— Писать латинскими буквами, — объяснила мать. — А ка­кое лекарство, ты сам должен знать. Ты же — врач!

Алешка посидел над листком бумаги, подумал и сказал:

— Мне эта работа что-то не очень нравится. Я лучше так, как папа, работать буду.

— Что ж, давай, как папа! — согласилась мама.

Вернулся домой отец. Алешка — к нему.

— Я больше в школу не пойду, — говорит.

— А что же ты будешь делать? — спросил отец.

— Работать буду.

— Кем же?

— Как ты, — сказал Алешка.

А отец у Алешки мастером работал на том самом заводе, где «Москвичи» делают.

— Очень хорошо, — согласился отец. — Давай работать вместе. Начнем с самого легкого.

Достал он большой лист бумаги, свернутый в трубку, развер­нул и сказал:

— Вот перед тобой чертеж новой машины. В нем есть ошиб­ки. Посмотри, какие, и мне скажи!

Алешка посмотрел на чертеж, а это — не машина, а что-то сов­сем непонятное: линии сходятся и расходятся, стрелки, цифры. Ничего здесь не разберешься!

— Я не умею! — признался Алешка.

— Тогда я сам поработаю, — сказал отец, — а ты пока от­дохни!

Отец склонился над чертежом, лицо его сделалось задумчи­вым, серьезным.

— Папа! А почему у тебя на лице елочки? — спросил Алешка.

— Это не елочки, а, наверное, морщинки, — сказал отец.

— А почему?

— Потому, что учился я много, работаю много,— сказал отец. Это только у бездельников кожа гладкая.

Алешка подумал-подумал и говорит:

— Пожалуй, я Завтра опять в школу пойду.

Урок 1

Тема: Рассказ С. Баруздина «Как Алешке учиться надоело»

Задачи: формировать навык чтения; помочь детям вду­маться в содержание рассказа; обогащать словарь учащихся.

Примерная структура урока

1. Организация начала урока. Учитель обращается к школьникам с вопросами, которые воспринимаются ими на слух (за экраном)1: Кого сегодня нет в классе? Какое се­годня число? Какое число будет завтра? Который сейчас урок? Какой сейчас урок?

2. Вводная беседа, направленная на то, чтобы ввести учащихся в тему рассказа, который предстоит рассмот-

1 В школе для детей с нарушением слуха эта форма работы имеет свою специ­фику. На уроке часть речевого материала ученики воспринимают только на слух. Учитель задает вопросы или произносит фразы. при этом дети не видят губ учителя (они закрыты экраном), что способствует решению одной из коррекционных задач - развитию слуховою восприятия учащихся с нарушением слуха.

реть на уроке. Сопровождающие беседу вопросы и задания учителя по предыдущему уроку: Дополните предложение: На уроке надо слушать (как?) ... , нельзя .... Прочитайте предложения, которые записаны на доске: Труд кормит, а лень портит. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Как вы понимаете эти выражения? Что в них общего?

Вывод ученики читают вместе с учителем: Надо тру­диться, труд необходим.

3. Сообщение темы урока. Учитель сообщает на слух (за экраном) ученикам название рассказа, который они бу­дут читать, обращает внимание на правильное произнесе­ние фамилии и имени автора: Сер-гей Ба-руз-дин.

4. Выразительное чтение учителем или учениками пер­вой части рассказа.

5. Беседа, направленная на выяснение первичного вос­приятия прочитанного. Сопровождающие беседу вопросы учителя: О чем говорится в этой части рассказа? О ком гово­рится? Что ты запомнил(а)? Почему Алеша пошел домой?

6. Чтение учащимися труднопроизносимых слов с дос­ки: ис-пол-ни-лось — испол-нилось — исполнилось; на-у-чить-ся — нау-читься — научиться; на-пе-ча-та-на — на-печа-тана — напечатана; ста-ла про-гля-ды-вать-ся -

тала проглядываться.

7. Чтение первой части рассказа вслух учениками по смысловым законченным отрывкам, беседа с выборочным чтением. В ходе беседы и выборочного чтения разъясняют-

новые слова и выражения: может прочесть; зима полько-толъко в осенних днях стала проглядывать; на­учиться читать и писать как следует; курносый нос; поднялся с парты. Для объяснения слов учитель исполь­зует разные приемы: показ иллюстрации, разъяснение ловами, подбор синонимов.

8. Повторное чтение первой части рассказа учащими­ся, при котором отрабатывается правильность произноше­ния и выразительность чтения.

9. Беседа по содержанию первой части рассказа. Сопро­вождающие беседу вопросы и задания учителя: Сколько лет

Алеше? Чему Алеша научился в школе? Прочитайте. Доста­точно ли этого, чтобы хороню работать? Почему Алеша ушел из школы? Как можно озаглавить эту часть рассказа?

10. Выразительное чтение первой части рассказа.

11. Обобщающая беседа. Сопровождающие беседу во­просы и задания, которые учитель задает за экраном (на слух): Повторите: Как Алешке надоело учиться. Что ты узнал об Алешке?

12. Домашнее задание: выразительное чтение первой части рассказа.

Урок 2

Тема: Рассказ С. Баруздина «Как Алешке учиться надоело»

Задачи: формировать навык чтения; учить осмыслять прочитанный рассказ; обогащать словарь учащихся.

Примерная структура урока

1. Организация начала урока. Учитель обращается к школьникам с вопросами, которые воспринимаются ими на слух (за экраном): Который сейчас урок? Какой сейчас урок? Повторите: Сергей Баруздин. Какой рассказ С. Ба­руздина вы начали читать?

2. Выразительное чтение учащимися первой части рассказа С. Баруздина «Как Алешке учиться надоело».

3. Выполнение учениками словарно-стилистических упражнений: Дополните предложения: Алеша пошел в школу, чтобы......и .... Мальчик научился .... ...,.......Со­ставьте предложения: Учительница спросила: «...». Алеша ответил: «...».

4. Выразительное чтение учителем или учениками второй части рассказа.

5. Беседа, направленная на выяснение первичного вос­приятия прочитанного. Сопровождающие беседу вопросы учителя: О чем говорится в этой части рассказа? О ком го­ворится? Что вы запомнили?

6. Чтение учащимися труднопроизносимых слов: ре­цепт — ре-цеп-ты — рецепт — рецепты; ле-карст-во — ле-карст-ва — лекарство — лекарства; ла-тин-ски-е бук­вы — латинские буквы.

7. Чтение второй части рассказа вслух учениками по смысловым законченным отрывкам, беседа с выборочным чтением. В ходе беседы и выборочного чтения разъясняют­ся новые слова и выражения: небольшое поручение, рецепт.

Для объяснения слов учитель использует разные при­емы: показ иллюстрации, разъяснение словами, подбор синонимов.

8. Повторное чтение второй части рассказа учащими­ся, при котором отрабатывается правильность произноше­ния и выразительность чтения.

9. Беседа по содержанию первой части рассказа. Сопро­вождающие беседу вопросы и задания учителя: Кем работа­ла мама мальчика? Какое поручение мама дала Алеше? Про­читай. Почему мальчику не понравилась работа врача? Почему Алеша не смог написать рецепт? Прочитай, что мама ответила мама. Как можно озаглавить эту часть рассказа?

10. Выразительное чтение второй части рассказа по ро­лям.

11. Обобщающая беседа. Сопровождающие беседу во­просы и задания, которые учитель задает за экраном (на слух): Повторите: Сергей Баруздин — детский писатель. Что ты узнал об Алешке из второй части рассказа?

12. Домашнее задание: выразительное чтение второй части рассказа.

УрокЗ

Тема: Рассказ С. Баруздина «Как Алешке учиться надоело»

Задачи: формировать навык чтения; обучать характе­ристике персонажа по его поступкам; учить составлять рас­сказ от 1-го лица; ознакомить с понятиями «юмор», «герой рассказа», «персонаж», «главное действующее лицо».

Примерная структура урока

1. Организация начала урока. Учитель обращается к школьникам с вопросами, которые воспринимаются ими на слух (за экраном): Который сейчас урок? Какой сейчас урок? Повторите: Сергей Баруздин. Какой рассказ С. Ба­руздина вы читаете?

2. Выразительное чтение учащимися первой и второй частей рассказа С. Баруздина «Как Алешке учиться надо­ело».

3. Выполнение учениками словарно-стилистических упражнений: Дополните предложение: Алеша не смог на­писать рецепт, потому что...

4. Выразительное чтение учителем или учениками третьей части рассказа.

5. Беседа, направленная на выяснение первичного вос­приятия прочитанного. Сопровождающие беседу вопросы учителя: О чем говорится в этой части рассказа? О ком го­ворится? Что ты запомнил(а)?

6. Чтение учащимися труднопроизносимых слов: за-дум-чи-вый — задум-чивый — задумчивый; мор-щин-ки — морщин-ки — морщинки; без-дель-ник — бездель-ник — бездельник; чер-те-жи — черте-жи — чертежи; чертежи — чертеж.

7. Чтение третий части рассказа вслух учениками по смысловым законченным отрывкам, беседа с выборочным чтением. В ходе беседы и выборочного чтения разъясняют­ся новые слова и выражения: мастер на заводе, чертеж но вой машины, задумчивое лицо, морщинки, бездельник. Для объяснения слов учитель использует разные приемы: показ иллюстрации, разъяснение словами, подбор синонимов.

8. Повторное чтение третьей части рассказа учащими­ся, при котором отрабатывается правильность произноше­ния и выразительность чтения.

9. Беседа по содержанию третьей части рассказа. Со­провождающие беседу вопросы и задания учителя: Где ра­ботал отец Алеши? Какую работу он предложил выпол-

нить сыну? В чем признался Алеша? Дополните выраже­ния: Морщинки на лице отца потому, что он много... Без­дельник — это человек, который... Почему Алеша решил вернуться в школу? Как можно озаглавить эту часть рас­сказа? Об Алеше автор говорит с легкой усмешкой, шутли­во, с юмором. Юмор — это добрый смех над каким-либо поступком или поведением человека. В каком еще произ­ведении, которое вы уже прочитали, говорится о школь­ной жизни шутливо? Перечитайте последние строчки рас­сказа: Алешка подумал-подумал и говорит: «Пожалуй, я завтра опять в школу пойду». Что же думал Алеша? Представьте себя на месте Алеши. Подумайте вместо Алеши.

Для ответа ученикам на доске предлагаются опорные

руктуры и справочный материал:

Я не умею.......потому что не знаю... . Я не. понял.......

Ни ..., ни ... я работать не могу. Чтобы хорошо работать, надо .... А учиться надо в ....

Слова для справок: писать, составлять, выписы­вать, не понял, не смог прочитать, ни врачом, ни масте­ром, надо учиться в школе.

Примерный вариант рассказа от имени Алеши

Я не умею писать рецепт, потому что не знаю как. Я не понял

чертежа машины. Ни врачом, ни мастером я работать не могу.

Чтобы хорошо работать, надо учиться. А учиться надо в школе.

10. Обобщающая беседа. Сопровождающие беседу во­просы и задания учителя (первые два вопроса задаются учителем на слух): Какой рассказ вы прочитали? О ком го­ворится в рассказе? Алеша — герой рассказа, он персо­наж, действующее лицо рассказа. Назовите всех героев (персонажей) рассказа.

11. Домашнее задание: выразительное чтение рассказа, рисование иллюстраций к каждой его части.

Для целенаправленной организации учебной работы рассмотрим, как общепринятые в сурдопедагогике формы учебной деятельности используются на уроках чтения.

Фронтальная работа организуется на уроках чтения в виде бесед, чтения текста изучаемого произведения, со­ставления плана прочитанного, просмотра фильма, рас­сматривания иллюстраций и пр. Организатором фрон­тальной работы является педагог; обращаясь ко всему классу, он включает школьников в учебную работу. При этом все ученики класса одновременно выполняют одно и то же задание; когда же один из учащихся отвечает на воп­рос педагога, остальные слушают отвечающего, вносят по­правки, дополняют его ответ. Для достижения большей эффективности фронтальной работы необходимо соблюде­ние определенных педагогических требований:

• организационная установка на фронтальную работу;

• совместное проговаривание ответов (1—2-е классы);

• использование звукоусиливающей аппаратуры, поз­воляющей следить за ответами или чтением товари­щей;

• исправление учащимися аграмматизмов, ошибок в произношении у отвечающего;

• исправление фактологических неточностей, дополне­ние, расширение ответов;

• справочный материал для учащихся (запись на доске плана ответа, отдельных слов, словосочетаний, пред­ложений).

Индивидуальная форма работы на уроках чтения пред­полагает выполнение одного и того же задания каждым учеником самостоятельно. Это может быть иллюстрирова­ние текста; выполнение письменных заданий (ответы на вопросы, составление предложений с данными словами); расчленение текста на части; пересказ прочитанного и др.

Педагогические требования к выполнению индивиду­альной формы работы:

• учет личностных возможностей каждого ученика, его интеллектуальных, речевых, слуховых, творческих данных;

• консультирование всех учеников и тех, кто нуждает­ся в дополнительной помощи;

• обучение школьников умениям организовывать свою индивидуальную работу, использование разных ви­дов помощи;

• обучение учащихся умениям самопроверки и взаимо­проверки выполненного задания;

• проведение итоговой проверки выполненного задания педагогом и коллективом школьников, коллективное оценивание работы каждого.

Фронтальная и индивидуальная форма учебной работы может применяться на всех этапах работы с текстом. Ин­дивидуальную форму можно использовать и при выполне­нии домашних заданий в условиях семьи или интерната. Она состоит в выполнении каждым учеником разных зада­ний педагога и рассчитана на развитие творческих способ­ностей ученика. Преимущественно применяется при под­готовке школьников к изучению того или иного произведения (на вводных уроках или на обобщающих уроках, уроках внеклассного чтения). Например, до изу­чения в 5-м классе произведений А. Пушкина (тема «Ве­ликие русские писатели») ученикам предлагаются инди­видуальные задания: пересказать особо понравившуюся сказку поэта; прочитать любимое стихотворение; нарисо­вать рисунки к одному из произведений. Педагогические требования к использованию этой формы организации де­ятельности детей: посильность заданий, учет желания, интересов детей, оказание индивидуализированной помо­щи каждому при выполнении выбранного задания.

Коллективные формы организации детей на уроках чтения разнообразны: это работа парами, группами при выполнении одинаковых или различных заданий педаго­га. Они содействуют формированию у школьников умения сотрудничать на уроке, помогать друг другу в осмыслении читаемого, в преодолении трудностей. Коллективные фор­мы работы возможны на любом этапе изучения произведе-

ния. Например, классу предлагается единое задание — составить план прочитанного произведения. Оно выпол­няется учащимися в парах или группами. В процессе рабо­ты ученики обсуждают друг с другом свои варианты, в классе допустим «рабочий шум». Подведение итога прово­дится в виде обсуждения выполненной работы.

Разным группам учащихся можно предложить и раз­личные задания по одному и тому же произведению: одной группе — составить картинный план, другой — словесный план к прочитанному; варьируются между группами словарно-стилистические задания и т. д. Целесообразно ис­пользовать и такую форму коллективной работы, как чте­ние двух рассказов. Например, после чтения рассказов И. Соколова-Микитова «Весна» и Г. Скребицкого «Весна-художник» ученикам предлагаются для чтения рассказы Н. Сладкова «Весенняя баня» и Г. Скребицкого «Крыла­тые гости». Эти рассказы читаются двумя группами школьников. Каждая группа читает свой рассказ, а потом пересказывает его всему классу. Такая работа приучает работать в коллективе, сотрудничать друг с другом. Рас­смотрим педагогические требования к организации кол­лективной формы работы:

• оказание помощи детям в организации коллективной работы внутри группы;

• изменение состава групп, участвующих в выполнении задания, соединение в одну группу учащихся с разны­ми познавательными возможностями;

• задания для коллективной работы должны быть до­ступными и не особенно продолжительными;

• совместное обсуждение итогов выполнения заданий каждой группой школьников.

Использование на уроках чтения различных форм орга­низации учебной деятельности учащихся должно способ­ствовать повышению их интереса к чтению, стимулиро­вать инициативу и самостоятельность.

К урокам чтения предъявляются требования, следую­щие из общепедагогических, специфических принципов

дидактики и особенностей работы с художественным про­изведением. Не останавливаясь на рассмотрении общепеда­гогических принципов и требований к уроку чтения, назо­вем специфические и рассмотрим специальные требо­вания:

• эмоциональность, вызываемая не только содержанием читаемого, но и применяемыми методами и приемами, рассчитанными на адекватное проявление у школьни­ков определенных эмоциональных переживаний;

• непосредственная связь изучаемого произведения с жизненным опытом учащихся, что позволяет понять конкретный и обобщенно-художественный смысл чи­таемого произведения;

• стимулирование творческой деятельности школьни­ков в процессе изучения литературных произведений включением вариативных заданий: отгадывание зага­док, придумывание продолжения рассказа, нового его названия, составление викторин, загадок, кроссвор­дов, сценариев праздников и инсценировок, иллюст­рирование, инсценирование;

• развитие связной литературной речи школьников с использованием средств художественной изобрази­тельности в связи с изучаемым произведением;

• использование методических приемов, стимулирую­щих разнообразие связных устных и письменных вы­сказываний.

Анализ указанных специальных требований позволяет отметить, что они идентичны тем, которые предъявляются к урокам литературы. Иными словами, современная мето­дика чтения, определяя целью уроков чтения воспитание читательской культуры, приближается по своим целям, за­дачам и требованиям к урокам литературы, тем более что уроки чтения и уроки литературы составляют единую сис­тему литературного образования школьников.

Каждое из названных специальных требований реали­зуется с помощью определенных средств и приемов. Так, эмоциональная выразительность урока чтения достигает-

ся соответствующим интонационным оформлением речи учителя, выразительностью его лица при чтении художе­ственного текста, средствами наглядности, используемы­ми на уроке. Однако более значимы другие условия: при­влечение внимания в ходе анализа текста к языку произведения, к образным картинам, созданным автором, к выразительным средствам, которые использует писатель или поэт. Например, школьникам предлагаются задания словесно нарисовать воображаемые картины: Какие кар­тины рисует А. Майков в стихотворении «Пейзаж»? Сло­весно опиши их. Какую картину ты видишь при чтении стихотворения «Опять незримые усилья ...» А. Фета?

Выделить отдельные выразительные детали в картине, описанной поэтом или писателем в произведении: Какие детали картины, созданной поэтом, вызывают улыбку, грусть или радость?

Выделить отдельные слова, фразы, передающие настрое­ние автора: Выбери слова, передающие грусть поэта, писате­ля. Какие слова усиливают ощущение тоски, горя человека?

Прочитать произведение выразительно (чтение индиви­дуальное, совместное).

Эмоционально выразить состояние персонажа, оценить ситуацию, поступок человека. Например: Что чувствовала девочка, когда ее подруга не давала ей зеленый карандаш? Передай своими словами.

Требование непосредственной связи читаемого с жизнен­ным опытом читателя реализуется через детское рассказы­вание о ранее увиденном или прочитанном. Например, до чтения рассказа К. Ушинского «Осень» целесообразно вы­яснить, что знают школьники о начале осени, о ее приме­тах в поле, на реке, в лесу. Использование личных впечат­лений и знаний при подготовке к чтению нового рассказа заинтересует учеников, усилит их активность и облегчит восприятие нового материала. После чтения и изучения произведения надо выяснить, что нового для себя узнали школьники, какие представления о природе изменились, уточнились, стали более полными.

Наибольшие трудности возникают в установлении свя­зи между произведением и личным опытом ребенка при изучении рассказа или стихотворения морально-этиче­ского характера. В этом случае недопустимо морализи­рование, бестактное навязывание ученикам своего сужде­ния или своих взглядов. Желателен тактичный разговор проблемного характера типа: Как бы ты поступил(а)? Бы­вал ли такой случай с тобой? Бывают ли такие случаи в классе?

Стимулирование творческой деятельности школьников в процессе изучения художественного произведения пред­полагает использование на всех этапах восприятия и ана­лиза текста творческих методов. Так, например, на вводных уроках к теме можно предложить выполнить зарисовки картин к теме, подготовить рассказ о писателе или поэте, подобрать к теме иллюстративный материал. На этапе ра­боты с текстом желательно проиллюстрировать прочитан­ное, подготовить аппликации, конструктивные картины, по которым легко воспроизвести последовательность сю­жета. Все эти картины и макеты готовятся учениками во внеклассное время, а на уроке их используют как нагляд­ную опору для чтения и осмысления прочитанного. Воз­можны такие виды творческой деятельности, как приду­мывание продолжения рассказа, домысливание судьбы персонажа, сопоставление прочитанного с иллюстрация­ми или фильмом, инсценирование, подбор к ситуации по­словиц и поговорок.

На завершающем этапе изучения произведения жела­тельно применять различные виды внеклассной работы: составление и решение кроссвордов, викторин, загадок, подготовка к проведению литературных праздников, об­суждение самостоятельно прочитанных произведений во внеклассное время. Важнейшее специальное требование, предъявляемое к урокам чтения, — развитие речи школь­ников, формирование у них языковой культуры. Уроки чтения создают благоприятные условия для развития уст­ной речи слабослышащих и глухих школьников, для обо-

ащения их словарного запаса, закрепления умений строить высказывания, практически овладевать грамматическим строем языка. В связи с этим требованием каждое задание педагога на уроке чтения нацелено не только на осмысление учениками прочитанного, но и на развитие их речи. Следует учесть, что каждый используемый метод предполагает тот или иной вид речевого высказывания. Рассмотрим примеры.

Методы

Беседа по фактическому ма­териалу

Словесное рисование

Работа с иллюстрацией

Составление плана

Аналитическая беседа

Виды устных высказываний

Краткий ответ, разверну­тый ответ, пересказ

Развернутый ответ, рассказ, описание

Озаглавливание картины, описание картины, составле­ние рассказа по картине, опи­сание портрета героя, пере­сказ эпизода

Озаглавливание пунктов плана, краткие или разверну­тые ответы на вопросы плана, пересказ по плану, рассказ по плану

Полные и краткие ответы, рассказ, оценочное суждение, элементарная характеристика персонажа

На приведенном примере видим, что каждый метод спо­собствует формированию различных видов высказываний школьников. На уроке педагог применяет различное соче­тание методов, а следовательно, планирует вариативность детских высказываний, формирует связную речь слабо­слышащих и глухих школьников.

Рассмотрим первый урок по изучению рассказа Д. Ма­мина-Сибиряка «Богач и Еремка».

Задачи урока: подготовить учеников к работе с текс­том, добиться его осмысления.

Методы

Рассматривание портрета писателя

Рассматривание выставки произведений писателя

Беседа о произведениях Д. Мамина-Сибиряка

Беседа по содержанию пер­вой части рассказа

Словесные высказывания учеников

Описание портрета, ответы на вопросы (с опорой на дан­ную учителем лексику)

Ответы на вопросы, рассказ ученика

Краткие и полные ответы, описание иллюстраций, пере­сказ самостоятельно прочитан­ного рассказа

Полные и краткие ответы, словесное описание Еремки по рассказу и иллюстрации, сло­весное описание эпизода

Названные выше устные высказывания учеников раз­личаются по своему объему, характеру познавательной де­ятельности и по степени самостоятельности. На последую­щих уроках по той же теме высказывания варьируются, увеличивается объем каждого, усложняется их структура.

Одно из требований к урокам чтения — проведение коррекционной работы по развитию речи слабослышащих и глухих школьников, обогащение их словарного запаса, формирование грамматического строя речи, коррекция не­достатков произношения. Это дидактическое требование реализуется через словарную работу и создание на уроках ситуаций, стимулирующих речевое общение учащихся.

Другое специфическое требование к урокам чтения — развитие слухового восприятия, возможности использова­ния которого достаточно большие. Можно предложить не­сколько видов упражнений:

• воспроизведение слов, фраз, отдельных предложений из текстов, предлагаемых учителем за экраном;

• различение предложений из текста, отработанного на уроке;

• различение вопросительных, восклицательных, пове­ствовательных предложений;

• различение в предложении слов с перемещающимся логическим ударением, воспроизведение их;

• прослушивание и осмысление содержания всего текс­та или отрывка из него;

• восприятие на слух заданий педагога типа: «Прочи­тайте о...», «Назовите,..», «Ответьте на вопрос...»;

• восприятие на слух и выполнение словарно-стилистических заданий;

• восприятие на сух выразительного чтения педагога и определение своего отношения к прочитанному.

Специфическое требование к уроку чтения — использова­ние таких методов и приемов работы, которые бы корригиро­вали недостатки осмысления читаемого, стимулировали во­ображение, помогали запоминать наизусть, служили обогащению эмоциональной сферы школьников.

Структура уроков чтения зависит от этапа работы с про­изведением. Вводный урок к теме, подготавливающий к изучению произведений определенной тематики, состоит из трех частей; актуализации прежних знаний, уточнения и закрепления лексики, необходимой для чтения произве­дений данной темы, и актуализации знаний школьников, полученных из ранее прочитанного. Каждая часть урока проводится с привлечением разнообразных методов и при­емов, их выбор определяется педагогом.

Структура урока первоначального знакомства с текстом включает сообщение новых фактов и явлений, отражен­ных в произведении; введение новой и закрепление знако­мой лексики; сообщение об авторе; чтение учителем или учениками текста; выяснение целостного эмоционального впечатления о прочитанном, чтение текста школьниками. Урок завершается итоговой беседой о содержании прочи­танного произведения, об отношении учащихся к тексту.

Урок, посвященный анализу произведения, имеет сле­дующую структуру: чтение текста, работа над его содер­жанием, включение вариативных видов чтения, анализ текста, чтение или пересказ прочитанного. На каждом из

названных этапов урока используются соответствующие методы работы.

Урок обобщения прочитанного (заключительный урок) состоит из вариативного сочетания эвристических и твор­ческих методов, позволяющих ученикам сформулировать тему, главную мысль произведения, определить свое отно­шение к нему и его автору.

Таким образом, виды уроков определяются содержани­ем того или иного этапа работы с художественным произ­ведением, а их структура регулируется задачами этого этапа. Приведем пример примерного тематического планирова­ния уроков чтения по одной из тем.

Таблица 1

Примерное планирование уроков по теме «Весна, весна! И все ей рады...»

Тема Методы и приемы Словарная работа Самосто­ятельная работа
1. Рассматривание иллю- Введение лексики: ранняя Вспомнить
Вводный стративного материала о весна, весна воды, весна ранее про-
урок разных периодах весны. травы, весна солнца. читанные
к теме: Словарная работа. Чтение весна полевая, речная. произведе-
Стихотво- учениками ранее изученных лесная. ния о весне.
рение стихотворений о весне. Заменить сходными по Выучить
А. Плещеева Беседа об эмоциональном значению фразами: стихотворе-
«Весна» (1час) восприятии стихотворений о природе. Слово учителя о Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала; ние наи­зусть.
  поэте. Выразительное чтение В окно повеяло весною;  
  стихотворения учителем. Беседа о восприятии Чиста небесная лазурь. Дополните: Поэт передает  
  стихотворения, Чтение и чувство (какое?) ... .  
  устное воспроизведение    
  отдельных картин.    
  Лексические упражнения.    
  Подбор стихотворных    
  строчек к иллюстративному    
  материалу. Выразительное    
  чтение учеников.    
  Обобщающая беседа.    

Продолжение табл. 1

Окончание табл. 1

Наши рекомендации