Классификация средств обучения

Необходимым компонентом правильно построенного процесса обучения являются дидактические средства. Как подчеркивают ученые (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.), хотя дидактические средства не оказывают решающего влияния на конечные результаты процесса образования, тем не менее, обогащая используемые методы, они содействуют эффективности обучения и развития учащихся. Правильно подобранные и умело включенные в систему применяемых учителем методов и организационных форм обучения, дидактические средства облегчают реализацию многих принципов дидактики.

В традиционном учебном процессе такими средствами являются: печатные издания учебников, учебно-методических пособий, справочников, дискеты с учебной информацией, записи на доске, плакаты, кинофильмы, видеофильмы, дидактические материалы, а также слово преподавателя.

В последнее время существенно изменились средства обучения: появились электронные учебники, средства Интернет (электронная почта, мультимедиа, программные педагогические средства (ППС) и др.).

Во всех видах образовательных учреждений в настоящее время широко используются давно известные традиционные виды дидактических средств и вместе с тем все шире применяются так называемые средства новых информационных технологий. Рассмотрим, прежде всего, формы применения этих средств, обещающих в перспективе обеспечить в российских школах мировой уровень образования.

Аудио- и видеоучебные материалызаписываются на магнитные носители, аудио- и видеокассеты и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM.

Телевидение и компьютерявляются самыми важными информационными средствами среди всех, когда-либо изобретенных человечеством. Телевидение, а позднее видеозаписи, дали человеку возможность наблюдать события и слушать о них, расширяя, тем самым, его знания о мире, и помогли наглядно представить то, что невозможно было выразить с помощью слов. Изобретение компьютера открыло доступ к большому количеству информации и это средство стало практически универсальным, найдя свое применение и в образовании.

В связи с появлением персональных компьютеров и возможностью использования Интернет возникли новые модели процесса обучения: проблемно-компьютерное обучение, дистанционное/дистантное обучение. Появление этих новых элементов в педагогической системе во многом может изменить ее функции и позволит достичь нового педагогического эффекта.

Электронные издания учебного назначения,обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера или на дискете, гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость, возможность оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной почте. Это – автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Компьютерные обучающие системы –программные средства учебного назначения, которые широко используются в образовательном процессе дистанционного обучения (ДО) и позволяют:

• индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;

• контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;

• обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

• сократить время обучения за счет трудоемких вычислений на компьютере;

• демонстрировать визуальную учебную информацию;

• моделировать и имитировать процессы и явления;

• проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;

• формировать умение принимать оптимальные решения;

• повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации;

• передать культуру познания и формировать навыки информационной культуры.

Глобальная сеть Интернетявляется интегральным средством, широко используемым в современном образовании, в частности в дистанционном обучении. Для того, чтобы она выполняла функции дидактического средства, используются следующие информационные технологии:

– обработки данных, предназначенные для группировки, сортировки, агрегирования данных и вычислений;

– управления, предназначенные для удовлетворения информационных потребностей всех без исключения пользователей Интернет, имеющих дело с координацией и управлением образовательным процессом;

– поддержки и принятия решения, предназначенные для организации взаимодействия пользователя Интернет и компьютера;

– экспертных систем, дающие возможность пользователям дистанционного обучения получать консультации экспертов по дисциплинам, о которых в них накоплены знания;

– коммуникации участников дистанционного обучения, обеспечивающие между ними оперативную связь и взаимодействие.

К дидактическим средствам Интернет относятся:

• электронная почта (E-mail), основываясь на сетевом использовании компьютерами, дает возможность слушателям и преподавателям обмениваться информацией;

• компьютерная доска объявлений для передачи сообщений всем участникам учебного процесса;

• аудиопочта для обмена информацией голосом по телефону, которая включает специальное устройство для преобразования аудиосигналов в цифровой код и обратно и хранения их в цифровой форме в компьютере;

• компьютерная конференция использует компьютерные сети для проведения дискуссий в группе; а аудиоконференция, реализующая телефонную связь, оснащенную дополнительным устройством, обеспечивает участие в разговоре более двух человек;

• видеоконференция с применением видеоаппаратуры; ее участники, удаленные друг от друга, могут слышать и видеть себя и других участников на телеэкране;

• телеконференция включает в себя все три вида конференций;

• факсимильная связь основана на использовании факс-аппарата, способного читать сообщение на одном конце коммуникационного канала и воспроизводить его на другом;

• мультимедиа для одновременного представления информации: трехмерная компьютерная графика, звуковой и видеоряд, интерфейсы виртуальной реальности и др.;

• гипертекст для организации в тексте точек разветвления, что позволяет возвращаться назад по тексту, либо перейти к любой точке разветвления; широко используется при создании электронных учебников.

Применение вышеназванных средств являются функциями не только всей глобальной сети, а скорее учебного Интернета.

Учебный Интернет в России в настоящее время находится на первом этапе развития. Сначала он будет создаваться скорее всего хаотично, по инициативе наиболее «продвинутых» школ, вузов и педагогов. Упорядочивание его содержания произойдет после того, как будет наработан первичный материал. Тогда подключатся административные, научно-исследовательские и массовые образовательные структуры. Дистанционное образование будет носить характер дополнительного, и лишь затем начнет представлять собой полноценную форму образования, эквивалентную очной форме обучения. Возможные области применения учебного Интернета могут быть следующие: а) коммуникация учеников, учителей, школ с целью самоопределения и завязывания знакомств; б) дистанционные образовательные проекты (базы данных, условия участия в них и др.); в) дистантные курсы: дополнительные, базовые, подготовка в вузы; г) система тестирования, дистантные формы выпускных и вступительных экзаменов; д) виртуальные классы и школы с комплексным дистантным образованием; е) система учительской подготовки: дистантные семинары, банки педагогических находок, базы данных по различным методикам, дистантная аттестация учителей; ж) дистантное студенческое обучение, з) родительские страницы и т. д. Актуальной проблемой учебного Интернета является дистанционное творчество учеников и учителей: проведение эвристических олимпиад и конкурсов, школьных творческих проектов, учительских семинаров.

Применение названных средств в современной дидактике еще только исследуется, опыт их применения пока невелик. Поэтому раскроем подробнее возможности этих средств на примере мультимедиа, как наиболее характерного дидактического средства средней и высшей школы.

Мультимедиа, будучи относительно новой разновидностью компьютерных технологий, в последнее время все активнее проникает в учебный процесс высшей школы. Сам термин получил распространение в образовании еще задолго до изобретения компьютера и обозначал сочетание различных средств сообщения учебной информации. С появлением же компьютера стало возможным одновременное сочетание и представление информации различными средствами, а также контроль над ними.

Уже в начале 90-х годов XX века многие зарубежные исследователи указывали на быстро развивающуюся индустрию мультимедиа, активно использующую все предоставленные технологические возможности – высокое качество изображения и звука, а к середине 90-х ученые отмечают очевидные преимущества от использования мультимедиа в качестве дидактического средства по сравнению с традиционными информационными экранными средствами.

Сочетание интерактивных возможностей компьютера с коммуникативными особенностями видео является наиболее общим определением мультимедиа. На технологическом же уровне его можно определить как интеграцию двух или более различных средств передачи информации с персональным компьютером, где под компонентами такой интеграции понимается текст, графика, анимация, речь, музыка и видео. При этом пользователи программ имеют возможность контролировать связи между отдельными частями мультимедиа-программы, определять индивидуальные способы работы с ней, устанавливать скорость подачи и обработки информации и структурировать ее в соответствии с непосредственными целями деятельности. С точки зрения использования мультимедиа в учебном процессе и рассмотрения его как одного из информационных экранных средств наряду с учебным телевидением и видео, его можно определить как эстетически организованную наглядную форму предъявления учебного содержания, где происходит интеграция двух информационных потоков (звукового и зрительного), выполняющих свои специфические задачи и взаимодополняющих друг друга.

Представляется, что все приведенные выше определения отражают исключительно внешнюю, техническую сторону и не раскрывают развивающих возможностей мультимедиа как дидактического средства. Попытаемся более полно определить содержание этого понятия. Под «мультимедиа» будем понимать такое дидактическое компьютерное средство, которое, предъявляя содержание учебного материала в эстетически организованной интерактивной форме с помощью двух модальностей (звуковой и визуальной), обеспечивает эффективное протекание перцептивно-мнемических процессов, позволяет тем самым реализовать основные дидактические принципы и способствует достижению как педагогических целей обучения, так и целей развития, содействует формированию индивидуальности обучающегося.

Характерной чертой данного компьютерного дидактического средства является интерактивность. Под этим термином понимается возможность программы изменять свое «поведение» под влиянием действий, совершаемых пользователем. К интерактивным относят компьютерные дидактические средства, с помощью которых происходит взаимодействие между обучающимся и дидактическим средством. В результате такой интеракции человек в ответ на свои действия получает обратную реакцию, или отдачу, от компьютера.

С помощью мультимедиа-программ появляется возможность представлять учебный материал на всех его уровнях, интегрируя абстрактность теоретического знания с конкретикой и предметностью практического и используя те или иные его формы в соответствии с учебными целями. Эта особенность данного средства более важна в ситуации вузовского обучения, когда студентам необходимо осваивать значительные объемы теоретической информации.

Как известно, наглядное представление знания является оптимальным тогда, когда обучающийся обеспечивается теми внешними средствами, которые необходимы ему для выполнения соответствующих когнитивных операций. С этой точки зрения, многие исследователи рассматривают мультимедийную визуализацию как «дополняющее» средство и подчеркивают, что такого рода внешняя информация должна вводиться в учебный контекст по мере возникновения необходимости в ней, с тем чтобы активизировать процесс усвоения знания. Психологи отмечают, что образная информация как таковая и в качестве дополнения к текстовой лучше усваивается и ведет к более прочному запоминанию материала.

Визуальный ряд рассматривается многими исследователями проблемы информационных экранных средств как такая синтетическая конструкция, которая включает в себя как научный, так и эстетический компоненты. Форма построения визуального ряда, выступающая как совокупность разнообразных интеллектуальных и эмоциональных структур, не может не оказывать сложного воздействия на обучающихся. Структура, которую составляют элементы искусства, используется для построения научных форм, то есть научные понятия выстраиваются в формах, характерных для искусства с целью насыщения образной эмоциональностью, придания эстетической окраски.

Таким образом, можно констатировать наличие у мультимедийных программных средств возможностей влиять на развитие интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и предметно-практической сфер индивидуальности обучаемых.

Модуль «Классификации средств обучения»

Основные понятия:дидактические средство обучения, средства новых информационных технологий. Требования к усвоению понятий:

– иметь представление о традиционных и новых средствах обучения;

– приводить примеры средств обучения и давать им краткую характеристику;

– знать педагогические возможности средств обучения, их преимущества и недостатки;

– знать связи традиционных и новых средств обучения с целями, методами и условиями процесса обучения.

Содержательный блок

Дидактический аспект:средства обучения включают печатные, звуковые, изобразительные (аудио- и видеоучебные материалы, книги и др.), электронные и компьютерные системы (мультимедиа, Интернет и др.); средства обладают разными техническими, дидактическими и развивающими возможностями.

Психологический аспект:средства обучения, особенно новые информационные технологии, активизируют психическую деятельность и способствуют развитию индивидуальности, повышению обученности.

Методический аспект:применение средств обучения вариативно, обусловлено целями обучения, уровнем развития индивидуальности школьника, всегда связано со словом учителя (вопросами и заданиями), сопровождающим применение средств. Средства новых информационных технологий требуют компьютерной грамотности, владения и учителем, и учащимися специальными умениями.

Задания

1. Побывайте в компьютерном центре и испытайте на себе возможности средств новых информационных технологий. Опишите свои ощущения.

2. Расшифруйте смысл новой поговорки «не имей сто друзей, а имей один e-mail».

3. Побеседуйте со знакомыми учителями и узнайте их мнение о целесообразности, возможности и необходимости применения различных средств обучения в школе.

4. Вспомните, какие средства обучения вы наблюдали на уроках в своей школе.

5. Напишите, какими средствами обучения вы хотели бы воспользоваться на занятиях в вузе.

Учебно-исследовательская работа –написание реферата, курсовой и дипломной работы по одной из следующих тем:

1. Современный подход к классификации средств обучения.

2. Технические возможности средств новых информационных технологий: современное состояние, проблемы и перспективы.

3. Отношение педагогов и учащихся к средствам обучения.

4. Влияние средств обучения на развитие индивидуальности и личности школьника.

5. Компьютер как средство формирования информационной культуры школьника.

6. Роль мультимедиа в повышении эффективности процесса обучения.

7. Условия применения электронного учебника в процессе обучения.

8. Разработка школьниками компьютерных обучающих программ как одна из форм проектного обучения.

Контрольный блок

1. Ответьте на вопросы:

• Какие средства обучения относятся к традиционным, а какие – к новым информационным технологиям?

• Какие средства, на ваш взгляд, являются самыми эффективными и почему?

• Умеете ли вы работать на компьютере?

• Какие средства вы использовали бы в своей педагогической деятельности?

2. Найдите педагогические ошибки и неточности:

– «видеозаписи одинаково приемлемы на уроках любых учебных предметов»;

– «все традиционные средства обладают равными дидактическими возможностями»;

– «учителю меньше приходится прикладывать усилий при подготовке к уроку с использованием компьютера, чем с использованием демонстрационного оборудования»;

– «все средства хороши, когда они работают».

Наши рекомендации