Примерные математические задания для дошкольников, развивающих у детей элементарные представления о множестве
Практическое занятие 5
развитие у дошкольников элементарных представлений
о множестве, числе и счете в процессе обучения
Цели:
1) Изучить теоретические аспекты формирования у детей элементарных представлений о множестве, числе и счете в процессе обучения математике.
2) Ознакомиться с методикой реализации данного процесса в детском саду.
3) Провести анализ содержания математических заданий для дошкольников разных возрастных групп детского сада, формирующих у них элементарные представления о множестве, числе и счете.
4) Научиться конструировать занятие по математике, направленное на формирование у дошкольников этих представлений.
Основные вопросы
1.Развитие у детей разных возрастных групп детского сада представлений о множестве [6, с. 143-145], [2, с. 102-106].
2.Влияние пространственно-качественных особенностей предметов на восприятие детьми численности множеств [6, с. 146-147].
3.Развитие у детей дошкольного возраста представлений о числе и счете [6, с. 147-152], [2, с. 144-152, 162-167, 195-198].
4.Задачи, содержание и методика формирования количественных представлений в разных возрастных группах детского сада [6, с. 152-183], [2, с. 106-131], [5, с. 8-33], [1]:
4.1. Методика формирования количественных представлений во второй младшей группе (4-ый год жизни) [6, с. 152-161], [5, с. 8], [1, с. 29-36].
4.2. Методика формирования количественных представлений в средней группе (5-ый год жизни) [6, с. 161-170], [5, с. 12-14], [1, с. 47-54].
4.3. Методика формирования количественных представлений в старшей группе (6-ой год жизни) [6, с. 170-180], [5, с. 20-23], [1, с. 55-63].
4.4. Методика формирования количественных представлений в подготовительной к школе группе (7-ой год жизни) [6, с. 180-183], [1, с. 103-106].
5.Примерные математические задания для дошкольников, развивающих у детей элементарные представления о множестве [Приложение 1].
6. Примерные математические задания для дошкольников, развивающих у детей элементарные представления о числе и цифре [Приложение 2].
7.Примерные математические задания для дошкольников, развивающих у детей элементарные представления о счете и количестве [Приложение 3].
Задания для самостоятельной работы
1.Ознакомьтесь с основными вопросами данного практического занятия.
2. Изучите методику развития у детей разных возрастных групп детского сада представлений о множестве [6, с. 143-145]. Заполните таблицу 1.
Таблица 1
№ | Возраст ребенка | Представления о множестве | Практические действия детей | Экспериментальные задания |
1-ый год жизни | Представления о совокупностях, состоящих из однородных и разнородных предметов. | Практические действия, направленные на восприятие численности множества предметов: 1) действия с однородными предметами (шарики, пуговицы, кольца и др.); 2) группировка предметов разной численности. | 1) Задания с однородными предметами: перебирают, перекладывают, пересыпают, раскладывают по горизонтали, кривой линии и т.д. 2) Задания с разнородными предметами: группируют предметы разной численности по форме и цвету. | |
2-ой год жизни | Представления о множественности предметов (много) и единичности (один). | Способность различать один и несколько предметов. | Задания на показ и выполнение действий: - «Покажи утку»; - «Покажи уток»; - «Построй домик»; - «Построй домики» и пр. | |
………………...... | …………………… | …………………………. | ……………………….. |
3. Ознакомьтесь с методикой формирования у дошкольников представлений о числах, их последовательности, отношениях и месте в натуральном ряду под влиянием счета и измерения [6, с. 147-152]. Заполните таблицу 2 по образцу, предложенному в таблице 1.
Таблица 2
№ | Возраст ребенка | Представления о числе и счете | Практические действия детей | Экспериментальные задания |
1-ый год жизни | …………………… | …………………………. | ……………………….. | |
2-ой год жизни | …………………… | …………………………. | ……………………….. | |
………………...... | …………………… | …………………………. | ……………………….. |
4. Изучите содержание и методику формирования количественных представлений у дошкольников в разных возрастных группах детского сада [6, с. 152-183]. В результате сравнительного анализа заполните таблицу 3 по образцу, предложенному в таблице 1.
Таблица 3
№ | Возраст ребенка | Представления о количестве | Практические действия детей | Экспериментальные задания |
4-ый год жизни | …………………… | …………………………. | ……………………….. | |
5-ой год жизни | …………………… | …………………………. | ……………………….. | |
6-ой год жизни | …………………… | …………………………. | ……………………….. | |
7-ой год жизни | …………………… | …………………………. | ……………………….. |
5. Разработайте конспект занятия для дошкольников (см. варианты заданий), направленного на формирование у детей элементарных представлений о множестве, числе, счете и количестве в процессе обучения математике.
Внимание!
При выполнении данного задания воспользуйтесь:
- материалами практического занятия № 4 по теории и методике конструирования занятий по математике в соответствии с ФГОС ДО;
- конспектами готовых занятий по математике для детей разного возраста (например, [2, с. 125-130, 150-152, 168-169], [5, с. 54-94] и пр.);
- содержанием приложений 1-3, содержащих примерные математические задания для дошкольников, развивающих у детей элементарные представления о множестве, числе, счете и количестве [7] - [27].
Варианты заданий
1. Сравнение множеств путем установления соответствия [6, с. 157-161, 168-170].
2. Обучение счету. Количественный и порядковый счет [6, с. 162-168, 172-174], [2, с. 144-152, 170-173].
3. Знакомство с цифрами и образованием чисел [6, с. 172-174], [2, с. 150-152].
4. Сравнение группы предметов и чисел [6, с. 174-180].
5. Состав числа [6, с. 180-183], [2, с. 167-169, 199-200].
6. Целое. Часть. Деление целого на части [2, с. 173-179].
Основная Литература
1.Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] : Книга для воспитателя дет. сада / Т. И.Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова.–М. : Просвещение, 1992. – 191 с. – ISBN 5-09-004060-5.
2.Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] : Учеб. пособие для студ. дошк. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений / Е. И.Щербакова. – 2-е изд., стереотип.–М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с. – ISBN 5-7695-0522-2.
3.Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] : Учеб. пособие / Е. И. Щербакова.–М. : Издательство Московского психолого-социального института ; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 392 с. // http://www.pedlib.ru/Books/6/0226/6_0226-1.shtml.
4.Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина. –М. : Просвещение, 1974. – 368 с. // http://www.pedlib.ru/Books/5/0311/5_0311-1.shtml.
5.Сай, М. К. Математика в детском саду [Текст] / М. К. Сай, Е. И. Удальцова. – 2-е изд., доп. и перераб.–Минск : Нар. асвета, 1990. – 96 с. – ISBN 5-341-00173-7.
6. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)» / Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая и др.; под ред. А. А. Столяра.–М. : Просвещение, 1988. – 303 с. – ISBN 5-09-000248-7.
Дополнительная Литература
7.Чернова, Л. Ю. Задания по математике для дошкольников / Л. Ю. Чернова // Начальная школа + До и После. – 2006. – № 7. – С. 1-4.
8.Память и внимание [Текст]:Рабочая тетрадь дошкольника (для совместных занятий детей и родителей)/ Автор-составитель Е. Семакина.–М. : филиал «Тверской полиграфический комбинат детской литературы» ОАО Издательство «Высшая школа», 2013. – 32 с.
9.Математика. Подготовка к школе [Текст] :Рабочая тетрадь дошкольника (для совместных занятий детей и родителей)/ Автор-составитель Е. Семакина. –М. : филиал «Тверской полиграфический комбинат детской литературы» ОАО Издательство «Высшая школа», 2013. – 32 с.
10.Бортникова, Е. Ф. Развиваем математически способности (для детей 4-5 лет) [Текст] : Тетрадь / Е. Ф. Бортникова.–Екатеринбург : ООО «Литур-К», 2014. – 32 с. – ISBN 978-5-9780-0188-4.
11.Бортникова, Е. Ф. Развиваем математически способности (для детей 5-6 лет) [Текст] : Тетрадь. Часть 1 / Е. Ф. Бортникова.–Екатеринбург : ООО «Литур-опт», 2013. – 32 с. – ISBN 978-5-9780-0056-6.
12.Бортникова, Е. Ф. Развиваем внимание и логическое мышление (для детей 3-4 лет) [Текст] : Тетрадь / Е. Ф. Бортникова.–Екатеринбург : ООО «Литур-опт», 2013. – 32 с. – ISBN 978-5-9780-0102-0.
13.Бортникова, Е. Ф. Развиваем внимание и логическое мышление (для детей 4-5 лет) [Текст] : Тетрадь / Е. Ф. Бортникова.–Екатеринбург : ООО «Литур-опт», 2013. – 32 с. – ISBN 978-5-9780-0186-0.
14.Бортникова, Е. Ф. Готовимся к школе. Тетрадь 4. Развитие внимания и логического мышления (для детей 4-6 лет) [Текст] : Тетрадь / Е. Ф. Бортникова.–Екатеринбург : ООО «Литур-опт», 2013. – 40 с. – ISBN 978-5-9780-0471-7.
15. Бортникова, Е. Ф. Знакомимся с цифрами (для детей 3-4 лет) [Текст] : Тетрадь / Е. Ф. Бортникова.–Екатеринбург : ООО «Литур-К», 2014. – 32 с. – ISBN 978-5-9780-0189-1.
16. Колесникова, Е. В. Математические прописи для детей 4-5 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. –М. : ТЦ Сфера, 2014. – 32 с. (Математические ступеньки). – ISBN 978-5-9949-0125-0.
17.Колесникова, Е. В. Геометрические фигуры [Текст] : Тетрадь для детей 5-7 лет / Е. В. Колесникова. – 5-е изд., доп. и перераб.–М. : ТЦ Сфера, 2013. – 64 с. (Математические ступеньки). – ISBN 978-5-9949-0382-7.
18.Колесникова, Е. В. Я составляю числа [Текст] : Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет / Е. В. Колесникова. – 2-е изд. –М. : ТЦ Сфера, 2013. – 48 с. – ISBN 978-5-89144-861-2.
19. Колесникова, Е. В. Форма и цвет : Математика с линейками-трафаретками для детей 4-7 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. – 3-е изд., испр.–М. : ТЦ Сфера, 2013. – 64 с. (Математические ступеньки). – ISBN 978-5-9949-0513-5.
20. Колесникова, Е. В. Математические прописи для детей 5-7 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. –М. : ТЦ Сфера, 2015. – 32 с. (Математические ступеньки). – ISBN 978-5-9949-0133-5.
21.Колесникова, Е. В. Я считаю до пяти. Математика для детей 4-5 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. –3-е изд., перераб. и дополн.–М. : ТЦ Сфера, 2015. – 64 с. (Математические ступеньки). – ISBN 978-5-9949-1027-6.
22.Колесникова, Е. В. Я считаю до десяти. Математика для детей 5-6 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. –3-е изд., перераб. и дополн.–М. : ТЦ Сфера, 2015. – 64 с. (Математические ступеньки). – ISBN 978-5-9949-1028-3.
23. Колесникова, Е. В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. – 2-е изд., испр.–М. : ТЦ Сфера, 2014. – 32 с. – ISBN 978-5-9949-0515-9.
24. Колесникова, Е. В. Я решаю логические задачи [Текст] : Тетрадь для детей 5-7 лет / Е. В. Колесникова. – 2-е изд., испр.–М. : ТЦ Сфера, 2014. – 48 с. – ISBN 978-5-9949-0537-1.
25. Колесникова, Е. В. Я запоминаю цифры [Текст] : Рабочая тетрадь для детей 4-6 лет / Е. В. Колесникова. М. : ТЦ Сфера, 2014. – 48 с. (Математические ступеньки). – ISBN 978-5-9949-0486-2.
26. Петерсон, Л. Г. Раз – ступенька, два – ступенька... Математика для детей 5-6 лет. Часть 1 [Текст] / Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. – изд. 3-е, перераб. –М. : Ювента, 2013. – 64 с. – ISBN 978-5-85429-273-3 (36-й завод).
27.Архив журнала «Начальная школа + До и После» //
http://school2100.com/izdaniya/magazine/archive/
Приложение 1
Примерные математические задания для дошкольников, развивающих у детей элементарные представления о множестве
1) Формирование понятий «один, много»
1) Каких игрушек много? Каких игрушек 2) Посади много птичек в большую клетку,
по одной? Раскрась один мяч и много а одну - в маленькую. Насыпь в клетки зёрна.
кубиков.
3) Найди отличия. 4) Всё ли правильно нарисовал художник?
2) Формирование понятий «столько же, больше, меньше»
1) Зачеркни лишний предмет на каждой 2) Поровну ли кубиков и грузовиков?
картинке. Назови оставшиеся предметы
одним словом.
3) Чего больше - чашек или блюдечек? Сделай 4) Мальчики хотят пригласить девочек на
так, чтобы их стало поровну. Какая чашка танец. У каждого ли мальчика будет пара?
не такая, как остальные? Все ли девочки будут приглашены?
5) Можешь ли ты убрать всех маленьких 6) Найди рядом с картинкой предмет,
матрёшек в большие? Каких матрёшек который забыли положить на полку.
больше, а каких - меньше? Найди Обведи его.
одинаковые матрёшки.
7) Хватит ли каждому зайцу по морковке? 8) Чего больше - ваз или цветков? Дорисуй
картинку так, чтобы цветков стало столько
же, сколько ваз. Какая ваза не такая, как
остальные?
9) Составь пары и сравни количество предметов в мешках с помощью знаков = и ¹.
Приложение 2