Характеристика двигательного, психического и речевого нарушений при ДЦП
У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения, являясь ведущим дефектом, без соответствующей коррекции оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.
Разнообразие двигательных нарушений у детей с церебральным параличом обусловлено действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой самого заболевания.
1. Нарушение мышечного тонуса.
2. Ограничение или невозможность произвольных движений
(парезы и параличи).
3. Наличие насильственных движений (гиперкинезы (насиль
ственные движения) и тремор (дрожание пальцев рук и языка)).
4. Нарушения равновесия и координации движений (атаксия:
дети ходят на широко расставленных ногах, пошатываясь, отклоня
ясь в сторону).
5. Нарушение ощущений движений (кинестезии, например дви
жение пальцев рук по прямой может ощущаться детьми как движе
ние по окружности или в сторону).
6. Непроизвольные содружественные движения (сипкинезии:
например при попытке взять предмет одной рукой происходит сги
бание другой руки; ребенок не может разогнуть согнутые пальцы
рук, а при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются).
7. Неправильные патологические позы и положения, нарушение
походки, движения недостаточно ловкие, замедленные, снижена
мышечная сила.
Структура нарушения при ДЦП включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Механизм нарушения развития психики сложен и определяется временем, степенью и локализацией мозгового поражения.
Отклонения-в психическом развитии у детей с ДЦП в большой степени обусловлены ранним органическим поражением голпшют мозга и различными двигательными, речевыми и сенсорными нарушениями, а также недостаточностью их практической деятс.л ы и ><• \ i i и социального опыта, коммуникативных связей с окружи
и ограниченностью полноценной игровой деятельности. Исследователи отмечают отсутствие четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений (тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП - с тяжелым недоразвитием психических функций).
Особенности развития психики при ДЦП включают нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.
Нарушения умственной работоспособности у детей с ДЦП проявляются в виде синдрома раздражительной слабости, включающего два основных компонента: повышенную истощаемость психических процессов; чрезвычайную раздражительность, плаксивость, капризность.
Структура интеллектуального нарушения при ДЦП характеризуется рядом специфических особенностей.
1. Неравномерно сниженный запас сведений и представле
ний об окружающемвызван патологией зрения, слуха, мышечно-
суставного чувства. Это существенно сказывается на восприятии в
целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллекту
альную деятельность детей с церебральным параличом.
Ощупывание предметов, манипулирование с ними, т.е. действенное познание, при ДЦП существенно нарушены. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.
2. Неравномерный, дисгармоничный характер интеллекту
альной недостаточности,т.е. нарушение одних интеллектуальных
функций, задержка развития других и сохранность третьих. У неко
торых детей развиваются преимущественно наглядные формы мыш
ления, у других, наоборот, особенно страдает наглядно-действенное
мышление при лучшем развитии словесно-логического.
3. Выраженность психоорганических нарушенийпроявляется
в замедленности, истощаемое™ психических процессов, трудно
сти переключения на другие виды деятельности, недостаточности
концентрации внимания, снижении объема механической памяти.
Характерны расстройства эмоционально-войевой сферы, достаточ
но высокий уровень интеллектуального развития часто сочетается
с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышен
ной внушаемостью, чувствительностью, обидчивостью, впечатли
тельностью, замкнутостью.
В структуре психофизических нарушений у детей с церебральным параличом значительное место занимают нарушения речи, частота которых составляет примерно 80%. Как отмечает Е.М. Мастю-кова, у детей с ДЦП в силу специфики их заболевания оказываются нарушенными предпосылки развития речи (возможность накопления сенсорного опыта, развития двигательной сферы).
Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Как отмечают исследователи, отставания в развитии речи при ДЦП связаны с ограничением объема знаний и представлений об окружающем мире, недостаточностью предметно-практической деятельности. Неблагоприятное влияние на развитие речи оказывают допускаемые родителями ошибки воспитания. Часто родители чрезмерно опекают ребенка, стремятся многое сделать за него, предупреждают все его желания или выполняют их в ответ на жест или взгляд. При этом не формируется потребность в речевой деятельности, ребенок лишается важного для него речевого общения.
Большое значение в механизме речевых нарушений при ДЦП имеет двигательная патология. Отмечается взаимосвязь между речевыми и двигательными нарушениями у детей с церебральным параличом, проявляющаяся в нарушении иннервации артикуляционного аппарата, мышц языка, затрудненности дыхания, голосообра-зования, произвольном открывании рта, движениях языка вперед и вверх. Для каждой формы детского церебрального паралича характерны специфические нарушения речи.
У детей с церебральным параличом чаще других встречаются такие формы речевых нарушений: дизартрия, задержка речевого развития, алалия, нарушения письменной речи. При этом в изолированном виде речевые нарушения при ДЦП встречаются редко, гораздо чаще они проявляются в сочетании, например дизартрия и ОНР.