Правописание имен собственных
Правописание имен собственных усваивается умственно отсталыми школьниками с большими трудностями, чем правило о написании гласных после шипящих, хотя оно также имеет конкретное указание на способ написания. В то же время в отличие от предыдущего орфографического правила оно в своей основе имеет определенное грамматическое понятие «имя собственное».
Во вспомогательной школе это понятие формируется постепенно, на протяжении ряда лет, опираясь на один из основных принципов обучения умственно отсталых школьников — от конкретного к абстрактному. Во втором и третьем классах учащиеся усваивают правописание конкретных имен собственных (без терминологии) : во втором классе — большой буквы в именах, фамилиях людей, кличках животных; в третьем — большой буквы в отчествах людей, в названиях городов, сел, деревень, улиц.
И только в четвертом классе дается понятие об имени собственном, расширяется круг собственных имен (к ним относят названия стран, рек, морей, гор). В результате формулируется правило: «Имена собственные пишутся с заглавной буквы».
Такое концентрическое построение программного материала помогает рассредоточить трудности усвоения правописания имен собственных, обогащает словарь учащихся, способствует постепенному подведению их к формированию грамматического понятия.
В то же время каждое отдельное правило правописания большой буквы само по себе является сложным, поскольку требует определенного уровня обобщения. Кроме того, в отличие от предыдущих правил в основе его усвоения лежит не зрительно-моторное запоминание, а суждение, заключающееся прежде всего в отнесении слов к той или иной категории, а затем в установлении их правописания.
Для обучения правописанию имен собственных можно рекомендовать следующие задания.
1. Прочитать слова (Ваня, Маша). Сказать, что они обозначают.
2. Назвать имена детей класса. Сделать вывод о том, что есть слова, которые обозначают имена (фамилии, клички животных и т. д.).
3. Прочитать имена (фамилии, клички). Обратить внимание на их правописание. Сделать вывод: «Имена людей (фамилии, клички животных) пишутся с большой буквы».
Сложность для умственно отсталых детей представляет различение имен собственных и нарицательных. Первые упражнения должны быть направлены на выделение имен собственных.
1. Прочитать. (Мальчик Ваня. Мальчик Петя. Девочка Катя. Девочка Галя.) Выписать имена мальчиков, девочек. (Мальчики: .... Девочки: ... .) Сказать, с какой буквы пишутся имена.
Подчеркнуть большую букву в именах мальчиков, девочек.
2. Дописать клички животных. Клички животных писать с большой буквы. (Собаки: Жучка, .... Кошки: Мурка, .... Коровы: Буренка, .... Лошади: Сивка, ... .) Подчеркнуть большую
букву в кличках животных.
3. Прочитать. (Моя фамилия Иванов. Фамилия моей мамы Иванова, Фамилия моего папы Иванов. Наша фамилия Ивановы.)
Написать свою фамилию, фамилию своей мамы, своего папы. Сказать, с какой буквы пишутся фамилии людей. Подчеркнуть большую букву в фамилиях людей.
4. Прочитать и обратить внимание на большую букву в именах и отчествах людей. (Мою маму зовут Лидия Ивановна. Моего папу зовут Сергей Петрович. Мою учительницу зовут Нина Ми
хайловна.)
Написать имя и отчество своей мамы, своего папы, своей учительницы.
5. Прочитать (город Москва, город Ленинград, деревня Коробово, деревня Перхушково, улица Пушкинская, улица Октябрьская). Написать названия городов, деревень, улиц по образцу.
(Города: ..., ... . Деревни: ..., ... . Улицы: ..., ... .) Подчеркнуть большую букву в названиях городов, деревень, улиц.
Как видим, во всех этих упражнениях даны конкретные указания, к каким категориям относятся слова, и характер их написания. В то же время они только подводят учащихся к дифференциации слов. Следующие виды упражнений в большей степени должны способствовать различению имен собственных и нарицательных.
1. Прочитать текст.
Коля Иванов любит животных. У него живут кошка Мурка, собака То-бик. Он приручил скворца. Скворца назвали Яшка. Летом Коля жил в деревне. У него там были гусь Фомка и курочка Хохлатка.
Выписать клички животных по образцу (кошка Мурка, собака Тобик). Сказать, в каких словах пишется большая буква. Подчеркнуть слова, которые пишутся с большой буквы.
2. Составить предложение из данных слов. Сначала надо писать, о ком говорится в предложении, потом — что говорится. (Корова. Собака. Кошка. Каштанка. Зорька. Мурка. Мычит, Лает. Ловит мышей.)
Подчеркнуть клички животных. Сказать, с какой буквы написаны клички.
3. Прочитать текст.
Мы живем в городе Ленинграде. Дядя работает в городе Ростове. Брат служит в Минске. Дедушка живет в селе Горохово.
Списать текст. Подчеркнуть названия населенных пунктов. Сказать, с какой буквы они пишутся.
В четвертом классе повторяется правописание с большой буквы имен, фамилий, отчеств людей, кличек животных, названий населенных пунктов и др. Затем дается первое представление об именах собственных, т. е. все уже знакомые категории слов подводятся под данное грамматическое понятие, и формулируется правило правописания имен собственных. Далее можно рекомендовать упражнения, закрепляющие это понятие.
1. Написать полные имена людей. (Маша, Вася, ... . Обра-з е ц. Маша — Мария.)
Подчеркнуть большую букву в именах собственных.
2. Дописать предложения, вставляя имена собственные.
Столица нашей Родины — город .... Я знаю города-герои: .... Слова для справок: Москва, Ленинград, Волгоград, Севастополь, Киев, крепость-герой Брест, Новороссийск, Минск, Мурманск, Тула, Керчь, Одесса.
Подчеркнуть названия городов. Сказать, с какой буквы написаны имена собственные.
3. Написать свой почтовый адрес. Подчеркнуть имена собст
венные. Объяснить их правописание.
Следующим этапом является подведение под понятие «имя собственное» названий стран, рек, морей, гор, определение их написания и закрепление правописания всех перечисленных выше имен собственных.
Полезными будут упражнения следующего типа.
1. Прочитать.
В Тульской области есть Первомайская школа-интернат. Пионеры этой школы любят путешествовать. Они видели Крымские и Кавказские горы. Школьники посетили город Ленинград, города Тулу и Таллин. Полюбили они Черное море и Балтийское море.
Выписать имена собственные — сначала названия городов, потом названия рек, гор, морей, областей, школы-интерната. Подчеркнуть большую букву в именах собственных.
2. Списать.
Наш город раскинулся по берегам Днепра. Большой известностью пользуется наш заповедник — остров Хортица. Люблю родное Запорожье! Люблю Украину!
Подчеркнуть имена собственные. Объяснить их написание.
Обогащение словаря учащихся новыми словами-названиями, включение имен собственных во все упражнения при изучении других тем будут способствовать в дальнейшем закреплению данного орфографического правила.