Правописание имен собственных

Правописание имен собственных усваивается умственно отста­лыми школьниками с большими трудностями, чем правило о напи­сании гласных после шипящих, хотя оно также имеет конкретное указание на способ написания. В то же время в отличие от предыдущего орфографического правила оно в своей основе имеет опре­деленное грамматическое понятие «имя собственное».

Во вспомогательной школе это понятие формируется постепенно, на протяжении ряда лет, опираясь на один из основных прин­ципов обучения умственно отсталых школьников — от конкретного к абстрактному. Во втором и третьем классах учащиеся усваива­ют правописание конкретных имен собственных (без терминоло­гии) : во втором классе — большой буквы в именах, фамилиях лю­дей, кличках животных; в третьем — большой буквы в отчествах людей, в названиях городов, сел, деревень, улиц.

И только в четвертом классе дается понятие об имени собст­венном, расширяется круг собственных имен (к ним относят на­звания стран, рек, морей, гор). В результате формулируется пра­вило: «Имена собственные пишутся с заглавной буквы».

Такое концентрическое построение программного материала помогает рассредоточить трудности усвоения правописания имен собственных, обогащает словарь учащихся, способствует посте­пенному подведению их к формированию грамматического по­нятия.

В то же время каждое отдельное правило правописания боль­шой буквы само по себе является сложным, поскольку требует определенного уровня обобщения. Кроме того, в отличие от пре­дыдущих правил в основе его усвоения лежит не зрительно-мо­торное запоминание, а суждение, заключающееся прежде всего в отнесении слов к той или иной категории, а затем в установлении их правописания.

Для обучения правописанию имен собственных можно реко­мендовать следующие задания.

1. Прочитать слова (Ваня, Маша). Сказать, что они обозна­чают.

2. Назвать имена детей класса. Сделать вывод о том, что есть слова, которые обозначают имена (фамилии, клички животных и т. д.).

3. Прочитать имена (фамилии, клички). Обратить внимание на их правописание. Сделать вывод: «Имена людей (фамилии, клички животных) пишутся с большой буквы».

Сложность для умственно отсталых детей представляет раз­личение имен собственных и нарицательных. Первые упражнения должны быть направлены на выделение имен собственных.

1. Прочитать. (Мальчик Ваня. Мальчик Петя. Девочка Катя. Девочка Галя.) Выписать имена мальчиков, девочек. (Мальчики: .... Девочки: ... .) Сказать, с какой буквы пишутся имена.
Подчеркнуть большую букву в именах мальчиков, девочек.

2. Дописать клички животных. Клички животных писать с большой буквы. (Собаки: Жучка, .... Кошки: Мурка, .... Коро­вы: Буренка, .... Лошади: Сивка, ... .) Подчеркнуть большую
букву в кличках животных.

3. Прочитать. (Моя фамилия Иванов. Фамилия моей мамы Иванова, Фамилия моего папы Иванов. Наша фамилия Ивановы.)

Написать свою фамилию, фамилию своей мамы, своего папы. Сказать, с какой буквы пишутся фамилии людей. Подчеркнуть большую букву в фамилиях людей.

4. Прочитать и обратить внимание на большую букву в именах и отчествах людей. (Мою маму зовут Лидия Ивановна. Моего папу зовут Сергей Петрович. Мою учительницу зовут Нина Ми­
хайловна.)

Написать имя и отчество своей мамы, своего папы, своей учительницы.

5. Прочитать (город Москва, город Ленинград, деревня Коробово, деревня Перхушково, улица Пушкинская, улица Октябрьская). Написать названия городов, деревень, улиц по образцу.
(Города: ..., ... . Деревни: ..., ... . Улицы: ..., ... .) Подчерк­нуть большую букву в названиях городов, деревень, улиц.

Как видим, во всех этих упражнениях даны конкретные ука­зания, к каким категориям относятся слова, и характер их напи­сания. В то же время они только подводят учащихся к дифферен­циации слов. Следующие виды упражнений в большей степени должны способствовать различению имен собственных и нарица­тельных.

1. Прочитать текст.

Коля Иванов любит животных. У него живут кошка Мурка, собака То-бик. Он приручил скворца. Скворца назвали Яшка. Летом Коля жил в деревне. У него там были гусь Фомка и курочка Хохлатка.

Выписать клички животных по образцу (кошка Мурка, собака Тобик). Сказать, в каких словах пишется большая буква. Под­черкнуть слова, которые пишутся с большой буквы.

2. Составить предложение из данных слов. Сначала надо пи­сать, о ком говорится в предложении, потом — что говорится. (Корова. Собака. Кошка. Каштанка. Зорька. Мурка. Мычит, Лает. Ловит мышей.)

Подчеркнуть клички животных. Сказать, с какой буквы напи­саны клички.

3. Прочитать текст.

Мы живем в городе Ленинграде. Дядя работает в городе Ростове. Брат служит в Минске. Дедушка живет в селе Горохово.

Списать текст. Подчеркнуть названия населенных пунктов. Сказать, с какой буквы они пишутся.

В четвертом классе повторяется правописание с большой бук­вы имен, фамилий, отчеств людей, кличек животных, названий на­селенных пунктов и др. Затем дается первое представление об именах собственных, т. е. все уже знакомые категории слов под­водятся под данное грамматическое понятие, и формулируется правило правописания имен собственных. Далее можно рекомен­довать упражнения, закрепляющие это понятие.

1. Написать полные имена людей. (Маша, Вася, ... . Обра-з е ц. Маша — Мария.)

Подчеркнуть большую букву в именах собственных.

2. Дописать предложения, вставляя имена собственные.

Столица нашей Родины — город .... Я знаю города-герои: .... Слова для справок: Москва, Ленинград, Волгоград, Севастополь, Киев, крепость-герой Брест, Новороссийск, Минск, Мурманск, Тула, Керчь, Одесса.

Подчеркнуть названия городов. Сказать, с какой буквы напи­саны имена собственные.

3. Написать свой почтовый адрес. Подчеркнуть имена собст­
венные. Объяснить их правописание.

Следующим этапом является подведение под понятие «имя соб­ственное» названий стран, рек, морей, гор, определение их напи­сания и закрепление правописания всех перечисленных выше имен собственных.

Полезными будут упражнения следующего типа.

1. Прочитать.

В Тульской области есть Первомайская школа-интернат. Пионеры этой школы любят путешествовать. Они видели Крымские и Кавказские горы. Школьники посетили город Ленинград, города Тулу и Таллин. Полюбили они Черное море и Балтийское море.

Выписать имена собственные — сначала названия городов, по­том названия рек, гор, морей, областей, школы-интерната. Подчеркнуть большую букву в именах собственных.

2. Списать.

Наш город раскинулся по берегам Днепра. Большой известностью пользу­ется наш заповедник — остров Хортица. Люблю родное Запорожье! Люблю Украину!

Подчеркнуть имена собственные. Объяснить их написание.

Обогащение словаря учащихся новыми словами-названиями, включение имен собственных во все упражнения при изучении других тем будут способствовать в дальнейшем закреплению дан­ного орфографического правила.

Наши рекомендации