Разработка системы работы по развитию мелкой моторики при подготовке руки к письму детей старшего дошкольного возраста.
После проведенных обследований детей была поставлена цель: разработать систему работы по развитию мелкой моторики руки и пальцев рук детей 6-7 лет.
Задачи:
1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста движение руки при письме.
2. Формировать умение использовать карандаш (ручку) в качестве рабочего инструмента.
3. Формировать зрительное и слуховое внимание.
4. Формировать умение управлять мышцами кисти руки.
Работа по развитию мелкой моторики проводитсяв трех направлениях:
— развитие мелкой моторики в непосредственно-образовательной деятельности;
— развитие мелкой моторики в режимных моментах;
— взаимосвязь с родителями.
Этапы работы:
1 этап – использование пальчиковой гимнастики с предметами и с сопровождением стихотворной речи.
В образовательной деятельности пальчиковая гимнастика применяется как организационный момент, вводная часть, физкультминутка, заключительная часть НОД.
— Упражнение «Самомассаж ладоней и пальцев»;
— Игровой массаж «Мошка»;
— Физкультминутка «Рыбки-шалунишки».
— Упражнение-рисовалка «Божья коровка»;
— Упражнение — речедвигательная гимнастика «Шла собака через мост»;
— Упражнение — игровой массаж «Веселые свинки», «Очень вкусно»;
— Упражнение «Помощники»;
— Упражнение «Солнышко для мамы»;
— Упражнение «Две лисички, два зайчонка»;
— Упражнение «В гостях у белочки»;
— Массаж пальцев «Рукавицы»;
— Пальчиковая игра «Кря! Кря! Кря!».
2 этап – использование развития мелкой моторики в непосредственно-образовательной деятельности.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
— работа с бумагой в конструировании, в конструировании по типу с оригами, — в аппликации (использование техник объемной и отрывной аппликации), конструирование из природного материала, конструирование из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов);
— в лепке использование разнообразных материалов (пластилин, масса, тесто, глина), также использование дополнительных материалов (семена, фольга, бисер и т.п.);
— в рисовании применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов (акварель, тушь, гелиевые ручки, уголь, перо, кисти разных размеров, трафареты).
3 этап – развитие мелкой моторики как часть образовательной деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие»: использую традиционную технологию — выкладывание из палочек цифр, геометрических фигур, отсчет раздаточного материала, так же и нетрадиционную технологию — написание цифр по крупе, выкладывание из ракушек, из мелких камушек, из семян растений, выкладывание из пуговиц, пластмассовых крышечек и др.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: использованную традиционную технологию — выкладывание букв из палочек, при работе со схемами моделями; так же нетрадиционную технологию — написание букв по крупе, выкладывание из ракушек.
4 этап – развитие мелкой моторики в режимных моментах.
— разнообразные игры с мозаикой, лото, домино;
— использование здоровьесберегающих технологий (песочная терапия);
— разнообразные игры по развитию мелкой моторики: шнуровка, подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, букв, пуговиц, застегивание (расстегивание) пуговицы, складывать матрешек, мять руками поролоновые шарики, губки.
Взаимодействие с родителями
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в нашей работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовке ребенка к письму. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.
После проведения диагностических заданий с детьми проводится индивидуальная беседа с родителями для налаживания контактов, определение степени понимания ребенка взрослым.
Для знакомства с особенностями развития мелкой моторики родители приглашаются поучаствовать в занятии в вечернее время, где знакомятся с методами и приемами работы. Впоследствии родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению их отношений с ребенком, и с доверием относятся к рекомендациям воспитателей.
Для родителей, затрудняющихся помочь своим детям, проводятся обучающие семинары-практикумы, где с их же детьми я провожу пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры, знакомлю с необходимыми для письма гигиеническими правилами.
В конце учебного года, подводя итог всей работы, отмечаю, что совместными усилиями мы добились неплохих результатов и приглашаю на открытое занятие или «посиделки». Так же использую и наглядные папки-передвижки на темы «Первые шаги в освоении письма», «Гимнастика для рук», «Загадочные предметы» и другие. Так родители знакомятся с задачами текущего периода обучения, с методами и приемами работы с детьми, всевозможными рекомендациями.
Ориентация на индивидуальность ребенка требует нового стиля преемственности и взаимосвязи между детским садом и семьей, предлагающего активное участие родителей в педагогическом процессе. У нас в группе работает семейный клуб «Мамина школа», где проводятся круглые столы, викторины («Счастливый случай», «Что, где, когда?») по интересующим родителей вопросам. На занятия приглашаются медик, психолог, физрук, так же проводится совместная работа с детьми, проведение конкурсов, выставки, праздников, развлечения. Как показывает опыт, работа с родителями должна рассматриваться, как неотъемлемая часть образовательного процесса.