Тема № 4. Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования
План:
1. Понятие о компетентностном подходе в высшем
профессиональном образовании. Ведущие принципы и положения компетентностного
подхода к подготовке кадров.
2. Цели профессиональной подготовки с позиций
компетентностного подхода.
3. Особенности содержания высшего профессионального
образования в рамках компетентностного подхода.
4. Технологии профессионального образования,
совершенствующие функциональную подготовку специалистов.
5. Критерии и методы оценки уровней сформированности
компетентности и овладения компетенциями.
Повышение качества образования является сегодня одной
из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества.
В Декларации Европейской Комиссии и министров образования европейских стран по
развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения в
Европе (2002) поставлен ряд задач, среди которых:
- создание единого европейского пространства в области
профессионального образования;
- решение проблемы признания компетенций, создания единой
системы кредитных единиц.
В сфере профессионального образования в рамках
Болонского и Копенгагенского процессов наша страна взяла на себя обязательства
присоединения к базовым принципам организации единого европейского
пространства, в том числе – по компетентностному формату представления
результатов профессионального образования.
Ориентация на формирование профессиональной
компетентности выступает сегодня в качестве главной цели высшей школы и
пронизывает все документы, определяющие ее развитие (Болонская декларация,
Концепция и программа модернизации образования на период до 2010г., Концепция и
программа обновления профессионально-педагогической подготовки учителя). В материалах
модернизации российского образования компетентностный подход провозглашен в
качестве важнейших концептуальных положений обновления содержания образования.
Анализ многочисленных публикаций показывает, что компетентностный подход – это
попытка привести в соответствие профессиональное образование и потребности
рынка труда, т.к. компетентностный подход связан с выполнением особого заказа
на компетентного специалиста со стороны работодателей.
С позиций компетентностного подхода уровень
образованности в современных условиях определяется не столько объемом знаний,
их энциклопедичностью, сколько способностью решать профессиональные проблемы и
задачи различной сложности на основе имеющихся знаний. Сторонники компетентностного
подхода провозгласили основой содержания образования не знания, а более сложную
культурно-дидактическую структуру – целостную компетентность. В образовательном
пространстве Европы для обозначения уровня профессиональной квалификации
выпускников учебных заведений используется термин «компетенция», которая имеет
содержательную характеристику и уровневую дифференциацию в зависимости от
степени овладения будущими специалистами способами профессиональной
деятельности.
Базовыми принципами компетентностного подхода
являются:
а) содержание образовательной программы подразумевает
не изучение конкретной профессии, а освоение ключевых, базовых, специальных
компетенций, позволяющих быстро реагировать на изменения рынка труда;
б) непрерывность профессионального образования в
течение всей жизни человека;
в) переход от предметного обучения к
межпредметно-модульному на компетентностной основе, обеспечивающему гибкость
профессионального образования.
Компетентностный подход к подготовке кадров –
совокупность теоретических положений и организационно-педагогических мер,
направленных на обеспечение условий для формирования профессиональной компетентности
будущего специалиста.
Компетентностный подход как образовательная концепция
и методологический подход в педагогике высшей школе представляет собой
совокупность общих принципов определения цели и задач профессиональной
подготовки, отбора содержания образования, организации образовательного
процесса и оценки его результатов. В связи с этим он включает в себя:
- теоретическое обоснование цели профессиональной
подготовки;
- теоретическое обоснование необходимости и объема
изменений в содержании образования;
- определение образовательной стратегии, включающей
соответствующие технологии, формы и методы обучения;
- выработку критериев и диагностического
инструментария оценки результатов профессиональной подготовки.
Таким образом, компетентностный подход предусматривает
системную трансформацию
профессиональной подготовки, основу которой составляет идея направленности
образовательного процесса вуза в единстве его целевого, содержательного и
технологического компонентов на конечный результат – становление профессиональной
компетентности будущего специалиста.
Цели профессиональной подготовки
В качестве целей-результатов образовательного
процесса, с позиций компетентностного подхода, выступают принципиально новые
образовательные конструкты – компетентности и компетенции. Заметим, что в
зарубежной литературе мы найдем только одно понятие – компетенция (competence). Целью профессионального образования является
формирование профессиональной компетентностивыпускника, под которой понимается интегральная характеристика
личности, определяющая ее способность решать профессиональные проблемы и задачи
с использованием знаний, умений, профессионального и жизненного опыта,
ценностей и наклонностей. «Способность» в данном случае понимается не как
«предрасположенность», а как «умение».
Компетентность –интегральная характеристика личности человека, способного реализовать на
практике свои компетенции (знания и умения). Это личностная характеристика
человека, комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного
взаимодействия с окружающим миром в той или иной области.
Компетенция – это способность успешно решать
конкретного вида задачи в определенной деятельности на основе знаний и умений.
Компетенции–
это профессионально-функциональные прикладные знания и умения.
Компетенции - это обобщенные способы действий,
обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности.
Компетенции - это способности человека реализовать на
практике свою компетентность (Э.Ф.Зеер).
Отличия компетенций от других продуктов-результатов
образовательного процесса состоят в том, что они: являются интегрированным
результатом; позволяют решать целый класс задач в отличие от функциональной
грамотности; существуют в форме деятельности, а не просто в виде знаний о
способах деятельности.
Компетенция является дидактической единицей усвоения,
такой формой сочетания знаний, умений, навыков, которая позволяет справляться с
поставленными задачами.
Профессиональная компетентность представляет собой
совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей, каждая из которых
состоит в свою очередь их ключевых, базовых и специальных компетенций.
Общекультурная компетентность является обязательной
атрибутивной характеристикой личности специалиста любой профессиональной деятельности.
Она проявляется в способности решать профессиональные задачи на основе
использования информации, коммуникации, социально-правовых основ подведения
личности в обществе. Она представлена социальными, межкультурными, коммуникативными, социально-информационными компетенциями
широкого спектра использования, обладающими определенной универсальностью.
Общекультурная компетентность формируется прежде всего
в процессе освоения дисциплин гуманитарного, социально-экономического и
естественно-научного циклов (философия, культурология, история, иностранный
язык, право, информатика и др.). Данный блок дисциплин включает такие модули,
как мировоззренческий, аксиологический, историко-культурный,
социально-экономический, естественно-научный, коммуникативный, соматический.
Общепрофессиональная компетентность отражает специфику конкретной
профессии, является обязательной атрибутивной характеристикой личности
специалиста конкретной профессии (педагог, медик, технический работник,
работник искусства и др.). Она включает в себя профессионально-этические, методологические, предметно-ориентированные компетенции, которые носят общепрофессиональный характер и являются
инвариантными к деятельности по определенной профессии. Помимо этого мы
включаем в перечень общепрофессиональных компетенций диагностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские и аналитические
компетенции.
Общепрофессиональная компетентность выпускников
педвузов (по педагогическим специальностям), инвариантная к направлению
подготовки, обеспечивает подготовленность выпускников к решению общепедагогических
задач, которые должен уметь решать любой специалист с педагогическим образованием.
Общепрофессиональные компетенции вырабатываются в
результате освоения цикла общепрофессиональных дисциплин, необходимых для всех
специальностей. Блок ОПД состоит из следующих модулей: ориентирующий; теоретико-методологический;
деятельностный; фундаментальный; интегративный.
Специальная компетентность отражает специфику
конкретной предметной сферы профессиональной деятельности и привязана к
конкретному объекту и предмету труда.
Специальными компетенциями студент овладевает в
процессе освоения дисциплин специальности (профильной подготовки).
Одной из новых и важных задач для
профессорско-преподавательского состава является профессиографически грамотное
вычленение и формулировка специальных компетенций будущего специалиста.
Необходимо составление, так называемой, функциональной карты, в основе которой лежит функциональный анализ (описание трудовой
деятельности через функции и результаты). Она состоит из описания основной
цели, функций профессии и значимых действий (являющихся производными от
основных функций). Функции реализуются через совокупность конкретных действий,
которые опираются на знания, необходимые для их осуществления.
Алгоритм действий по вычленению специальных
компетенций:
а) указать, к каким видам профессиональной
деятельности выпускник должен быть подготовлен;
б) указать цели его профессиональной деятельности по
каждому виду;
в) указать, к выполнению каких профессиональных задач
(функций) выпускник должен быть подготовлен
(ему предстоит выполнять);
г) указать, каким набором действий (компетенций)
специалист должен обладать для успешного выполнения этих задач (функций).
Все компетенции, включая и специальные, формулируются
через действия и выражаются в глагольной форме, а именно: анализировать,
оценивать, планировать, взаимодействовать с .., использовать, применять,
проводить, организовывать, вырабатывать, определять, осуществлять,
конструировать, разрабатывать, отбирать, произвести, проводить, владеть
технологией, владеть методами, вести, соблюдать, действовать, способствовать,
корректировать, консультировать, проводить работу с ..., диагностировать,
строить процесс, оформлять и т. д.
Таким образом, обозначена достаточно отчетливо,
заявлена главная установка – усилить практическую направленность
профессионального образования. К моменту завершения обучения в вузе студент
должен быть способен решать
определенный круг профессиональных задач, действовать в ситуациях, связанных с
неопределенностью, использовать свои теоретические знания в практической
деятельности, уметь ответить на вопрос: чему я научился?
Содержание образования
Изменения в содержании образования связаны с
внедрением задачного и практико-ориентированного подходов к отбору материала с
сохранением принципа фундаментальности.
В Глоссарии ЮНЕСКО (2004) под обучением, основанным на
компетенциях, понимается «обучение, основанное на определении, освоении и демонстрации
знаний, умений, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной
трудовой деятельности».
Изменения в содержании образования обеспечиваются
различными способами:
а) интенсификация обучения за счет добавления новых
спецкурсов, практикумов по развитию ключевых, базовых или специальных компетенций
за счет вузовского компонента;
б) добавление нового содержания в традиционные учебные
программы (практико-ориентированные разделы, задачи и задания).
Особо значимыми единицами содержания профессиональной
подготовки становится задача, задание. Разработчики концепции развития профессиональной
компетентности будущего специалиста в качестве ведущей обосновали стратегию
обучения на основе решения задач. В основе данной стратегии обучения лежит
следующая логика действий:
- определить;
- разработать, решить, представить;
- оценить, обменяться мнениями.
Согласно компетентностному подходу содержание
образования призвано строиться на принципе модульного обучения. Модульный
подход в высшем профессиональном образовании представляет собой концепцию
организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает
совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее
достижения – модульное построение содержания и структуры профессионального
обучения.
Модуль понимается как целостный набор подлежащих
освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме
требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и
представляющий составную часть более общей функции. Каждый модуль оценивается и
сертифицируется. Он представляет собой относительно самостоятельную единицу
образовательной программы, направленную на формирование определенной
профессиональной компетенции или группы компетенций. Соответственно, модульная
программа – это совокупность и последовательность модулей, направленная на
овладение определенными компетенциями, необходимыми для присвоения
квалификации.
Технологии обучения
Важнейшее место в реализации цели и содержания
развития профессиональной компетентности будущего специалиста принадлежит развивающим технологиям профессионального
образования, которые совершенствуют функциональную подготовку специалиста. К
ним относятся:
- деятельностно-ориентированные технологии (метод
проектов; игровые технологии; имитационно-игровое моделирование технологических
процессов);
- когнитивно-ориентированные технологии (методы
учебного диалога и учебной дискуссии; проблемное обучение, задачный метод,
контекстное обучение; мозговой штурм);
- личностно-ориентированные технологии (технология
субъектного развития; технология личностно-творческого развития; тренинг
развития, тренинг личностного роста, смыслопоисковый диалог).
В компетентностно-ориентированном обучении
целесообразно использование следующих форм и методов обучения: работа в парах;
работа в малых группах; производственная практика; производственная экскурсия;
изучение и анализ конкретного опыта; демонстрация трудового опыта; изучение и
анализ конкретных случаев из практики; практические и лабораторные работы с элементами
творческой деятельности; защита особого способа решения профессиональной
задачи; проведение самостоятельного микроисследования; разработка рацпредложения
и др.
Результаты обучения
Компетентностный подход акцентирует внимание на
результатах образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма
усвоенной информации, а способность действовать в различных ситуациях, решать
профессиональные задачи различной сложности.
Результат профессиональной готовности будущего
специалиста в рамках компетентностного подхода будет рассматриваться как «способность к деятельности», которая
предполагает способность ставить цель и достигать ее в деятельности, решать
проблемы, уметь анализировать, оценивать свою деятельность, способность к рефлексии.
Измерение уровня компетентности студентов требует
совершенствования контрольно-измерительных материалов и специальной подготовки
преподавателей. В европейской практике используются следующие ранги: превосходный,
очень хороший, хороший, удовлетворительный, достаточный, недостаточный, крайне
недостаточный.
К основным методам оценки, используемым в модульном
обучении, основанном на компетенциях, относятся:
- решение задач;
- сбор образцов деятельности студентов,
демонстрирующих освоение ими требуемых компетенций;
- экзамен в активной форме;
- свидетельства, демонстрируемые в процессе
смоделированной или реальной трудовой ситуации;
- дневники, которые ведут студенты;
- индивидуальные или групповые проекты;
- практические задания по демонстрации умений.
Оценка освоенных компетенций осуществляется по критерию
«умеет/не умеет делать». Она может быть проведена с участием внешних экспертов
или на рабочем месте. Методика позволяет выявить несоответствие (недостаточные
умения) демонстрируемых компетенций задачам модуля в конкретной области.
Критерии для установления уровня профессиональной
компетентности:
- владение базовым уровнем теоретических знаний и
умением применять их в собственной практической деятельности;
- способность объяснять собственные достижения, видеть
затруднения в своей деятельности и намечать пути их устранения;
- способность решать инновационные проблемы; владение
методами профессионального исследования;
- умение соотносить свой опыт с опытом коллег, а также
анализировать достижения и недостатки в собственной работе и работе коллег;
- степень владения коммуникативной компетенцией;
- способность и стремление продолжать профессиональное
образование.
Рекомендуемыми критериями для оценки качества
подготовки выпускников по каждой из форм итоговой аттестации могут являться
следующие.
В процедурах оценивания на итоговом государственном экзамене:
- владение информацией и умениями в рамках предметной
области знания;
- способность разрешать учебные (смоделированные)
проблемы профессиональной деятельности;
- качество ответов на дополнительные вопросы;
- коммуникативные умения и навыки.
В процедурах оценивания ВКР:
- актуальность работы для области профессиональной
деятельности;
- владение общепрофессиональными (методологическими)
компетенциями;
- владение специальными компетенциями;
- успешность решения конкретной проблемы
профессиональной деятельности;
- мнение научного руководителя об уровне использования
навыков научно-исследовательской и проектировочной деятельности;
- рейтинговая оценка рецензента о ВКР.
В процедурах оценивания итоговой педагогической практики:
- рейтинговая оценка отчета по практике (оценка
руководителя практики);
- рейтинговая оценка педагогической деятельности
выпускника администрацией образовательного учреждения;
- рейтинговая оценка педагогической деятельности
выпускника коллегами (учителя-предметника, специалиста, школьного методиста);
- самоанализ педагогической деятельности выпускника.
Выводы
Компетентностный подход представляет собой
совокупность общих принципов определения целей, отбора содержания, организации
учебного процесса и оценки его результатов. К числу основных положений
компетентностного подхода мы относим:
- цели обучения заключаются в развитии у студентов
способности самостоятельно решать стандартные и нетипичные задачи в различных
сферах профессиональной деятельности;
- содержание образования представляет собой
дидактически адаптированный социальный и учебно-профессиональный опыт решения
познавательных, мировоззренческих, производственных ситуаций и задач;
- смысл организации учебного процесса заключается в
создании педагогических условий для накопления студентами опыта
самостоятельного решения указанных задач;
- оценка учебных результатов основывается на анализе
уровней сформированности общекультурных, общепрофессиональных и специальных компетенций.