Организация педагогического исследования
Основные этапы исследования (АПИМ):
· Теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета, задач и гипотезы).
· Собственно эксперимент (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемого).
· Аналитический (количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций).
· Методический ( разработка методики исследования и его плана программы, способов обработки полученных результатов)
Программа исследования, включает два раздела: методологический; процедурный (Сласт)
Методологический раздел включает:
предварительный системный анализ объекта исследования, обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета и выдвижение рабочей гипотезы, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориального аппарата).
Процедурный раздел включает:
стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и анализа первичных данных.
· Актуальность исследования - в самом общем виде характеризует степень расхождения между трудностями практической деятельности и предложениями по их преодолению, предлагаемые в научных разработках.
· Проблема исследования - процесс или практическая деятельность, в которой складываются противоречия и трудности, выявленные исследователем.
· Цель исследования - прогнозируемый конечный результат исследовательской деятельности, заключающий способ решения представленной проблемы.
· Объект исследования - все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект - это то, на что направлен процесс познания.
· Предмет исследования - часть, сторона объекта. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.
· Гипотеза - совокупность подлежащих проверке допущений (предположений), замещающих собой выявленную неопределённость в практической деятельности.
· Задачи исследования - конкретизируют направления обоснования гипотезы исследования, отражают содержание основных видов выполняемой для этого работы.
· Научная новизна – результаты исследования, которые получены впервые, могут включать описание новых фактов, явлений, закономерностей. Критерий применим для оценки качества завершенных исследований.
· Теоретическое значение исследования заключается в создании концепции, получении гипотезы, закономерности, метода, модели, подхода, понятия, принципа, выявлении проблемы, тенденции, направления, разработке системы.
· Практическая значимость исследования состоит в подготовке предложений, рекомендаций и т.п., позволяющих повысить эффективность конкретного участка практической деятельности.
Классификация методов педагогического исследования ( Сласт.):
Методы педагогического исследования - способы добывания достоверной информации об исследуемых педагогических явлениях с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Состав методов принято делить на четыре группы: эмпирические, теоретические, математические, статистические.
1. Группа методов эмпирического познания (методы изучения педагогического опыта) - это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса.
Состав эмпирических методов: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.
1.1. Наблюдение – метод получения достоверной информации на основе сбора и обработки данных чувственного восприятия познаваемого явления. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Результаты наблюдений вносятся протоколы.
Этапы наблюдения:
· определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);
· выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);
· выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать);
· выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
· обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
Различают включенное наблюдение, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное наблюдение - "подключением третьих лиц"; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное или выборочное.
1.2. Опрос (делится на методы: беседа, интервью, анкетирование). Беседу и интервью называют опросом "лицом к лицу", анкетирование - заочным опросом.
Беседа - метод сбора информации об объекте посредством оценки и обработки субъективного мнения группы людей (участников, свидетелей). Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника.
Интервьюирование является разновидностью беседы. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.
Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. Этапы составления вопросника:
· определение характера информации, которую необходимо получить;
· составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;
· составление первого плана вопросника;
· предварительная его проверка путем пробного исследования;
· исправление вопросника и окончательное его редактирование.
1.3. Изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.
1.4. Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.
1.5. Педагогический эксперимент - метод получения достоверной информации о каких либо неявных связях, свойствах и условиях функционирования объекта познания.
Этот метод предполагает активное воздействие исследователя на педагогическое явление и условия его протекания, их моделирование; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.
Выделяют следующие этапы педагогического эксперимента:
· теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);
· методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);
· собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);
· аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.
Педагогический эксперимент может классифицироваться по следующим основаниям:
· по условиям осуществленияпедагогический эксперимент может быть:
естественным, выполняться в условиях обычного образовательного процесса (может быть длительным или кратковременным).
лабораторным, выполняться в искусственно создаваемых условиях для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных.
· по способу влияния на объект исследованияпедагогический эксперимент может быть:
констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в процессе, или
преобразующим (развивающим), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива.
Преобразующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп.
2. Группа методов теоретического исследования.
2.1. Теоретический анализ - это выделение и рассмотрение отдельных фактов, сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Метод сопровождается синтезом, позволяет видеть проявления общего и особенного, устанавливать общий принцип или правило.
2.2. Индуктивные и дедуктивные методы - это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.
2.3. Изучение литературы включает использование таких методов, как: составление библиографии, реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование.
Метод дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены.
Особенности:
составление библиографии - перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;
реферирование - сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике;
конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы;
аннотирование - краткая запись общего содержания книги или статьи;
цитирование - дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
3. Группа математических методов в педагогике применяется для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.
Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.
3.1. Регистрация - метод выявления наличия или отсутствия определенного качества у отдельных сторон педагогического явления или общего подсчета их количества (например, количество активно работающих на занятии и пассивных).
3.2. Ранжирование (или метод ранговой оценки) требует расположения собранных данных в определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и, соответственно, определения места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников).
3.3. Шкалирование - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Например, в вопросе о занятиях какой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь.
3.4. Сравнение полученных результатов с нормой (при заданных показателях) предполагает определение отклонения от нее и соотнесение результатов с допустимыми интервалами. Например, нормальной самооценкой личности являются значения коэффициента от 0,3 до 0,5. Если он меньше 0,3 - самооценка занижена, если больше 0,5 - завышена).
4. Статистические методы применяются при обработке массового материала - определении средних величин полученных показателей:
4.1. Среднее арифметическое (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспериментальной групп);
4.2. Медиана - показатель середины ряда (например, при наличии двенадцати учащихся в группе, медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок);
4.3. Дисперсия - подсчет степени рассеивания около этих величин, т.е. среднего квадратичного отклонения, коэффициента вариации и др.
Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического (или теоретического), прогностического.
На эмпирическом этапе получают функциональное представление об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему. Основным результатом эмпирического анализа является гипотеза исследования как система ведущих предположений и допущений, правомерность которых нуждается в проверке и подтверждении как предварительной концепции исследования.
Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к теоретическому (или экспериментально-теоретическому).
Теоретический этап связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем.
Прогностический этап, требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях.