Условия успешного взаимодействия с коллегами
Профессиональная культура педагога имеет свою специфику. Любому педагогу надо быть готовым не только передавать знания, воспитывать, но и создавать благоприятную обстановку. Большое значение для педагога имеет умение общаться, коммуникация. Культура педагога должна определяться чувством долга, адекватной самооценкой, эстетическим вкусом, способностью к самоконтролю и рефлексии, его кругозором.
Главное орудие педагога – общение, коммуникация. Коммуникативный потенциал личности – это потребность в общении, способность к общению и широта круга общения.
Общение определяется следующим кругом потребностей.
1.Потребность в общении как таковом. Природа человека устроена так, что ему необходимо с кем-то делиться, общаться, нужна дружеская поддержка. Человек не может быть один.
2.Потребность в безопасности. Она выражается в том, что человек в минуты опасности, тревожности начинает общаться, рассказывать о себе, своих мыслях даже совершенно незнакомым людям.
3.Потребность в доминировании связана с желанием оказывать влияние на другого человека.
4. Потребность быть ведомым преобладает в ситуации общения, если человек спокойно относится к подчиненному положению, у него преобладает потребность быть ведомым.
5. Потребность в престиже проявляется в ситуации, когда человек рассчитывает получить признание. Если его ожидания оправдываются, это его вдохновляет. Если нет – огорчает или он начинает искать причины в других, считает, что его недооценили, не поняли.
6. Потребность быть индивидуальностью близка к потребности в признании, самоутверждении.
7. Потребность в покровительстве относится к ситуативной. Любой человек в определенной ситуации может испытывать потребность в покровительстве, помощи.
Д. Карнеги советовал при общении проявлять к собеседнику внимание, дать ему почувствовать свою значительность. Ведь любой человек хочет быть понятым, признанным, оцененным.
Приемам ведения диалога, беседы в аспекте обеспечения благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе придается большое значение. Для педагога это умение – одна из ведущих компетенций. Педагог должен быть справедливым, гибким, гуманным по отношению к другим (обучающимся, родителям, коллегам), настойчивым в достижении цели. В то же время при общении необходимо следить за своими эмоциями. Если педагог доброжелателен, искренен при беседе, умеет слушать собеседника, говорит о том, что интересует его собеседника, то он, конечно, произведет хорошее впечатление, внушит к себе доверие и сможет решить любой вопрос. Специалисты советуют: ищите возможности, а не ставьте барьеры.
Необходимо проявлять уважение к любому человеку, ни в коем случае нельзя его унижать, а если необходимо покритиковать, то делать это надо, не задевая личность.
Этика педагога имеет особое значение. Педагог в своей деятельности обязан думать и о личности обучающегося, не навязывать свои убеждения, а учить думать и стимулировать стремление к знаниям.
Главная заповедь врачей – не навреди. Ее можно отнести и к педагогам.
Профессиональная этика подразумевает безусловное выполнение требований нравственности, связанных со спецификой профессии. Это должно проявляться в выполнении общепринятых норм поведения, владении своей профессией, чувстве коллективизма. Основным элементом профессиональной этики является профессионализм. Настоящий профессионал всегда является человеком высокой морали. Интриги, суета, беспринципность, присвоение чужих мыслей и достижений – это качества полузнаек и имитаторов, которые только мешают работе. Культура общения и благоприятный психологический климат в коллективе зависят и от позиции руководителя, и от работы всего коллектива.
Доброжелательность – готовность ответить добром, если партнер будет в этом заинтересован и проявит инициативу: попросит или хотя бы даст знать, что ему что-то от нас надо. Доброжелательный человек не любит критиковать, а любит поддерживать, восхищаться и хвалить; не обвиняет, пока не разобрался; готов простить то, что простить можно.
В.А. Сухомлинский писал: «Если в твоей душе зашевелилось чувство радости в связи с тем, что твой товарищ хуже тебя, – значит, тебе надо еще много, очень много учиться, воспитывать самого себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие… Искреннее, чистосердечное желание добра неотделимо от самовоспитания. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем был вчера, а чувствование добрых побуждений приносит ему самому счастье».
Особое значение в педагогическом коллективе приобретает стремление к сотрудничеству. Признаками, свидетельствующими о том, что коллектив достиг уровня сотрудничества, выступают:
ü целенаправленность (стремление к общей цели);
ü мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);
ü целостность (взаимосвязанность участников деятельности);
ü структурированность (распределение функций, прав, обязанностей, ответственности);
ü согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);
ü организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);
ü результативность (способность достигнуть результатов).
Деловой климат в коллективе как форма социально-психологического климата представляет собой, по мнению В.П. Щербаковой, «совокупность характеристик, влияющих на эффективность взаимодействия участников профессиональной деятельности, раскрывающих их ценностные ориентации, демонстрирующих нравственную зрелость и устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям, определяющих уровень развития коллектива и обусловливающих стабильность и перспективу успешной совместной деятельности».
Сложившиеся в коллективе отношения, выступая в качестве объективных условий трудового взаимодействия и общения, требует от человека не любого, а вполне определенного стиля поведения. Эмоции одного члена группы определенным образом мотивируют поведение других членов, направляя их не только на осуществление целей деятельности, но и на устранение фрустрирующих воздействий.
Особое значение в педагогическом коллективе имеет также деловой оптимизм, т.е. уверенность коллектива в успехе планируемых действий, доверие к руководству и коллегам. Оптимизм в коллективе достигается через предложение образа его желаемого будущего, вдохновляющего сотрудников; очередными достижениями в образовательном процессе, прямо или косвенно улучшающими положение, в том числе, и классных руководителей; личными качествами лидеров.
Объективность как условие успешного взаимодействия с коллегами подразумевает непредвзятую оценку результатов работы коллег, руководствуясь фактами, а не личными пристрастиями. Для этого необходимо: не допускать влияния личных отношений на рабочее взаимодействие; обоснованно отстаивать собственное мнение и проявлять уважение к мнению коллег; конструктивно обсуждать допущенные в профессиональной деятельности ошибки.
Принципиальное значение в контексте взаимодействия в педагогическом коллективе имеет также выдержка – сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка – это проявление тормозной функции воли. Она позволяет «затормозить» те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия. Педагог, обладающий развитым качеством выдержки (сдержанный человек), всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответствующий условиям и оправданный конкретными обстоятельствами.