Задачи добукварного периода
Воронкова В. В.
Обучение грамоте и правописанию в 1—4 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1988.—102 с: ил,
В пособии даны методы обучения умственно отсталых школьников грамоте и правописанию, рекомендации по использованию дифференцированного подхода к ним в процессе фронтальной работы.
Пособие рассчитано на учителей вспомогательных школ. Оно может также использоваться преподавателями и студентами дефектологических факультетов педагогических институтов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие...................................... …………………………………………………………………
Добукварный период обучения грамоте
Задачи добукварного периода …………………………………………………………………….
Первичное изучение детей, поступивших в первый класс ………………………………………
Развитие интереса к обучению ………………………………………………………………….
Развитие первоначальных навыков речевого общения …………………………………………..
Развитие фонематического слуха................................... …………………………………………….
Развитие произношения ……………………………………………………………………………..
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки ……………………………
Подготовка учащихся к обучению, письму ………………………………………………………..
Букварный период обучения грамоте
Особенности букварного периода обучения грамоте во вспомогательной школе ……………
Последовательность изучения звуков и букв, слогов, слов …………………………………….
Этапы букварного периода обучения грамоте ... ………………………………………………..
Изучение звуков и букв русского языка …………………………………………………………...
Обучение чтению по слогам …………………………………………………………………………
Чтение по букварю.......................................................... ……………………………………………….
Некоторые приемы обучения первоклассников, имеющих специфические затруднения в овладении чтением ……………………………………………………………………………………
Обучение письму........................................................... ………………………………………………..
Некоторые приемы обучения первоклассников, имеющих специфические затруднения в овладении письмом ……………………………………………………………………………………..
Обучение фонетически правильному письму
Особенности фонетически правильного письма учащихся вспомогательной школы ……….
Система упражнений по формированию навыка фонетически правильного письма ………
Содержание и организация обучения ……………………………………………………………………
Обучение письму по правилу
Некоторые особенности усвоения умственно отсталыми младшими школьниками правил правописания ………………………………………………………………………………………………
Дифференциация учащихся по возможностям их обучения правилам правописания …………….
Система изучения правил правописания ................ ………………………………………………..
Изучение правил правописания, определяемых произношением ………………………………….
Усвоение традиционных написаний .................... ………………………………………………..
Правописание имен собственных.......................................................................................... …………………………………………………..
Изучение морфологических написаний.......................................................................................... …………………………………………………..
Литература ....................................................................... ………………………………………………
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Обучению русскому языку во вспомогательной школе уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками чтения и письма, связной устной и письменной речью, во многом зависит успешность всего педагогического процесса, обеспечение социальной адаптации выпускников.
Реализация задач, поставленных реформой общеобразовательной и профессиональной школы, требует более высокого научного уровня преподавания каждого учебного предмета.
Настоящее пособие составлено на основе широко развернутого экспериментального исследования, целью которого было выявить как особенности, так и возможности умственно отсталых школьников усваивать конкретный учебный материал. Предлагаемая система работы впервые учитывает общие и специфические закономерности речевого развития умственно отсталых школьников. В пособии даны конкретные методические рекомендации по обучению младших умственно отсталых школьников в соответствии с программными разделами по русскому языку; показано, что специфика овладения языком во вспомогательной школе связана с трудностями русской фонетики, графики и орфографии, своеобразием общего и речевого развития учащихся, с имеющимися у них нарушениями психофизических функций, с необходимостью поэтапного подхода к формированию речевой деятельности.
В пособии представлены следующие разделы: «Добукварный период обучения грамоте», «Букварный период обучения грамоте», «Обучение фонетически правильному письму», «Обучение письму по правилу». Основная задача добукварного периода — подготовить умственно отсталых первоклассников к овладению грамотой. На основе усвоения элементарных знаний по грамматике и правописанию со второго по четвертый класс у учащихся формируются некоторые орфографические и пунктуационные навыки, развивается устная и письменная речь. Читателям предлагается методика работы с использованием дифференцированного подхода к выделенным автором четырем группам детей. Рекомендуемые в книге пути коррекционной работы в букварный период, при овладении фонетически правильным письмом и письмом по правилу будут способствовать дальнейшему совершенствованию преподавания русского языка во вспомогательной школе.
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
ЗАДАЧИ ДОБУКВАРНОГО ПЕРИОДА
Пропедевтический, или добукварный, период является важнейшим в системе обучения грамоте умственно отсталых первоклассников. Объясняется это рядом причин.
Прежде всего следует сказать о неоднородности состава детей, поступающих в первый класс. Они различаются по возрастным и типологическим особенностям, по уровню дошкольной подготовки и психологической готовности к обучению. Во вспомогательную школу приходят дети, интеллектуальная недостаточность которых видна уже в дошкольном возрасте. Часть из них посещала специальный детский сад, часть — массовые дошкольные учреждения, некоторые приходят из дома. Но основной состав пополняется за счет учащихся первого класса средней школы, у которых трудности проявляются уже в период обучения грамоте. Иногда их сразу направляют на комиссию с целью установления причин неуспеваемости, уточнения диагноза и выбора типа школы. Чаще же они остаются в массовой школе, не овладевая программным материалом, теряя интерес к обучению, становясь вялыми и пассивными или, напротив, агрессивными, возбудимыми. Попадая во вспомогательную школу, одни дети обнаруживают некоторые учебные навыки, другие совершенно ими не владеют, но всех их объединяет неподготовленность к усвоению знаний.
Психологическая готовность ребенка к школе в настоящее время рассматривается не как владение им определенными качествами, требующимися школьнику, а как наличие предпосылок для формирования этих качеств.
В основном умственно отсталые дети хотят учиться, за исключением тех, кто, безуспешно посещая массовую школу, это желание утратил.
Отдельные первоклассники частично могут соблюдать режим школы, умеют вести себя на уроке, но у всех обнаруживается недостаточность познавательной деятельности, от которой зависит качество усваиваемых знаний: у них нарушены процессы восприятия и представления, памяти, мышления и т. д. Большие познавательные возможности способствуют успешной коррекции и компенсации имеющихся затруднений. Грубые нарушения процессов мышления усугубляют проявление того или иного дефекта.
Большие затруднения в овладении учебными навыками часто обусловлены недоразвитием у умственно отсталых школьников целенаправленной деятельности. Это бывает связано с отклонениями в области эмоционально-волевой сферы, психическим инфантилизмом и другими причинами. У таких детей имеющиеся потенциальные возможности успешного обучения не реализуются в должной мере. Результаты выполнения работ бывают, как правило, ниже их умственных способностей. В то же время дети с меньшими интеллектуальными возможностями, но при сохранной эмоционально-волевой сфере часто добиваются значительных успехов в овладении учебными знаниями и навыками.
Наиболее отчетливо у умственно отсталых учащихся проявляются недостатки речевого развития. Известно, что для овладения грамотой прежде всего необходимо определенное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи: умение выделить звук из слова, отдифференцировать его от сходных звуков, уточнить в собственном произношении, найти его место в слове, установить последовательность входящих в слово звуков. Недостаточно развитый фонематический слух чаще, чем дефекты артикуляционного аппарата, препятствует правильному произношению.
В формировании навыков чтения и письма наряду с фонематическим слухом и произношением участвуют также зрительное восприятие и пространственная ориентировка, моторика мелких мышц руки (главным образом, при обучении письму).
Недостатки зрительного восприятия и представления затрудняют умственно отсталым детям уточнение образа букв, пространственного расположения их элементов. Нарушение моторики руки лишает движения точности, силы и координированности, без чего невозможно правильное обозначение звуков графическими символами, т. е. буквами.
Все это обусловливает необходимость проведения занятий, подготавливающих детей к обучению грамоте, а в дальнейшем — к совершенствованию навыков чтения и письма, овладению элементарной грамматикой, связной устной и письменной речью.
В то же время не у всех умственно отсталых детей разные компоненты психофизического развития нарушены в равной степени: у одних это грубые недостатки фонематического слуха, малая дифференцированность слуховых восприятий, у других — неправильное произношение, связанное с дефектами речевого аппарата, у третьих — нарушение моторики или зрительного и пространственного восприятия и представления. Проявляются эти отклонения в трудностях овладения чтением и письмом, в появлении специфических ошибок (см. главу III «Обучение фонетически правильному письму»).
Учителю нужно знать затруднения ребенка в обучении, имеющиеся у него нарушения и их причины, чтобы специальными коррекционными приемами в какой-то степени облегчить ему процесс усвоения учебного материала. С этой целью в пропедевтический период начинается изучение первоклассников, которое продолжается и в дальнейшем, во время формирования программных знаний и навыков. Так, работа над произносительной стороной речи позволит выделить, например, не только детей с грубыми дефектами произношения, направляемых к логопеду, но и таких, нарушения у которых, на первый взгляд не очень заметные, затем могут привести к многочисленным специфическим ошибкам в письме.
В процессе развития зрительного и пространственного восприятия и представления могут быть выявлены такие затруднения, которые легко преодолимы в ходе обучения письму, но, возможно, проявятся на уроках труда.
Таким образом, раннее и целенаправленное изучение детей в период добукварных занятий позволит хотя бы приблизительно выделить среди них типологические группы и наметить некоторые коррекционные мероприятия, что будет способствовать более успешному продвижению первоклассников в процессе фронтального обучения.
Все выше сказанное ставит перед добукварным периодом следующие основные задачи:
1) первичное изучение детей, поступивших в первый класс (выявление общего и речевого развития детей, уровня владения учебными знаниями и навыками);
2) развитие интереса к обучению;
3) воспитание навыков речевого общения;
4) развитие фонематического слуха;
5) отработка произносительной стороны речи;
6) формирование зрительного и пространственного восприятия и представления;
7) коррекция моторики руки, подготовка к обучению письму.