Сюжетно-отобразительная игра
Образовательные задачи
Второй год жизни:
— обогащать реальный жизненный (бытовой) опыт;
— отражать реальное назначение предметов в игровых ситуациях бытового типа;
— проводить игры-показы («Угостим куклу», «Полечим и покормим собачку» и т.д.);
— создавать условия для игры путем предоставления разнообразных игрушек;
— играть вместе с ребенком, разыгрывая с помощью кукол знакомые ребенку по его опыту сценки из жизни и подталкивая его к дальнейшему развитию игрового сюжета, способствовать возникновению цепочки игровых действий.
Третий год жизни:
— организовывать совместные со взрослым инсценировки знакомых детям по их опыту ситуаций, а также простых художественных текстов (знакомых сказок, стишков);
— поддерживать сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок отображает назначение различных бытовых предметов, стремясь к их адекватному, принятому в обществе использованию (ложкой едят, машину нагружают и возят и т.д.);
— осуществлять педагогическую поддержку игры по ходу развития сюжета, наполнять предметное содержание игры смыслом общения одного человека с другим;
— стимулировать появление игровых сюжетов и возникновение интереса к игре другого ребенка;
— демонстрировать и поощрять игры с назначением предметов, помимо игрушек использовать разнообразные предметы-заместители (кубик — котлетка, найденные на прогулке палочки, побольше и поменьше — мама и малыш и т.д.); поощрять самостоятельность в игре и подборе игрушек;
— использовать моменты понимания словесного обозначения предметов и действий как важную предпосылку формирования ролевого поведения;
— поощрять замену или обозначение игровых действий словом («Чик-трак», «Покушали» и др.);
— организовывать прослушивание сказок, показ картинок, слайдов, мультфильмов, водить на тематические прогулки, что обогащает содержание игр.
Содержание психолого-педагогической работы
Сюжетно-отобразительная игра возникает на основе предметной деятельности — ведущей в раннем возрасте. Ребенок осваивает действие с предметом и повторяет те действия взрослых, которые он наблюдает и которые его заинтересовали. Для ребенка это реальная деятельность, не предполагающая пока никакой условной ситуации. Для возникновения игровой (условной) ситуации необходимо, чтобы сначала ее создавал взрослый. Это возможно как через интерпретацию его действий («Ты, как мама, кормишь свою дочку!»), так и через специальное создание небольших драматизации, когда игрушки начинают «разговаривать» между собой и с ребенком, представлять знакомые ему сценки и т.д. Ребенок с удовольствием включается в такую игру. Ему стоит показать как можно больше игровых действий (но все они обязательно должны быть знакомы). Например, играя в доктора, можно «посмотреть» горлышко у игрушки, послушать ее, попросить дышать — не дышать, сделать укол. Однако делать игрушке, например, массаж или ставить горчичники (если ребенку это никогда не делали) не нужно, так как это может привести к формализации игры, т.е. механическому повторению действий, смысла которых ребенок не понимает. Это будет тормозить становление самодеятельной игры.
Если ребенок принимает игровые задачи и включается в игру, сюжет можно усложнять, вводя новые задачи («Давай покормим киску! Ой, а каши-то нет! Кто же сварит? А где кастрюлька? А где же ложка?»). На третьем году жизни рекомендуется постепенно вводить предметы-заместители. Дети этого возраста легко принимают их. При этом важно помнить, что предмет-заместитель является «заменителем» не игрушки, а предмета. И если ребенку понятна функция
последнего (ложкой едят, на лошадке катаются), он легко принимает палочку в любой из этих функций. Также дети легко наделяют предметы ролями, например: большой и маленький предметы (камушки, кубики) становятся мамой и малышом и начинают взаимодействовать в этих ролях: разговаривать, гулять... Так у ребенка формируются основы режиссерской игры.
Для развития сюжетно-отобразительной игры и подготовке перехода к сю-жетно-ролевой игре следует обогащать представления детей: читать им сказки, рассказывать по картинкам, расширять их игровой опыт.
Чаще всего сюжетно-отобразительные игры детей индивидуальны. Следует поощрять их игры рядом и первые совместные игры, помогать играть парами, обращая внимание на игровые действия партнера, показывая, как можно взаимодействовать в игре.
Образовательная область «Труд»
Образовательные задачи
Третий год жизни:
— воспитывать стремление к самостоятельности (при одевании, умывании, во время еды);
— формировать элементарные умения и навыки самообслуживания;
— побуждать бережно относиться к труду других людей: не бросать на пол мусор, аккуратно обращаться с вещами и предметами, не ломать, не рвать, не мять их, вытирать ноги перед входом в помещение;
— развивать интерес к поручениям взрослых, желание их выполнять.
Содержание психолого-педагогической работы
Самообслуживание. Попытки проявить самостоятельность обнаруживаются у ребенка уже в начале второго года жизни. В них выражается стремление к активному освоению мира. Для поддержания самостоятельности воспитатель привлекает ребенка к учаегжю в одевании, умывании, кормлении. Учит надевать, снимать и складывать одежду, ставить на место обувь. Сначала ребенок выполняет то или иное действие с помощью взрослого, например, взрослый начинает надевать колготки, натягивает их на носок ноги, а ребенок продолжает это действие с помощью и под контролем взрослого. Затем по мере освоения он выполняет действия самостоятельно.
Необходимо приучать замечать неопрятность в своей одежде, побуждать обращаться к взрослому и с его помощью приводить себя в порядок, благодарить за помощь. Важно не оставлять без внимания малейшую попытку ребенка выполнить то или иное действие, поддержать и одобрить каждое его достижение. Если пресекать стремление к самостоятельности, он может вырасти неспособным к каким-либо усилиям, всегда будет ждать, когда за него сделают взрослые.
В самообслуживании заложен глубокий нравственный смысл — у ребенка развивается способность к усилию как психологическая основа трудолюбия и ответственности. Взрослые, его окружающие (воспитатель, помощник воспитателя, родители), не должны делать за него то, что он в состоянии сделать сам.
Хозяйственно-бытовой труд. Опираясь на потребность ребенка в подражании взрослому, воспитатель дает доступные ему поручения: принести что-то, положить
в указанном месте. Привлекает детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду: помогать взрослым при подготовке к завтраку, обеду (ставить свой стул к столу, раскладывать ложки на столе, ставить тарелки для хлеба, подставки для салфеток), раскладывать карандаши и другие материалы для занятий, убирать игрушки после игры, класть книги на отведенное для них место.