Социально-педагогическая реабилитация, как форма социально-педагогической деятельности. 19. Отличие социально-педагогической реабилитации от психологической реабилитации
Социальная реабилитация - это процесс, направленный на восстановление способностей человека к жизни деятельности в социальной среде предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях, в глазах общества.
а) социально-бытовая: рекомендации по социально-бытовому
определению;
б) медико-физиологическая: рекомендации по сохранению
здоровья; рекомендации по физическому развитию;
в) медико-психологическая: рекомендации по психологической
адаптации;
г) психолого-педагогическая: рекомендации по обучению; рекомендации
по физическому воспитанию;
д) социально-трудовая: рекомендации по трудоустройству;
рекомендации по профессиональному совершенствованию
5. Курирование жизнедеятельности воспитанника:
а) социально-бытовая: консультации по социально-бытовым
вопросам и оказание помощи в кризисных бытовых ситуациях;
б) медико-физиологическая: медицинские консультации и
оказание медицинской помощи;
в) медико-психологическая: психологические консультации и
оказание психологической помощи;
г) психолого-педагогическая: психолого-педагогические консультации;
д) социально-трудовая: психолого-педагогические консультации
1.Ряд специалистов выделяют в качестве одного из основных
направлений реабилитации социально-педагогическую реабилитацию.
Ее ведущий метод — создание ситуации успеха и уменьшение
эмоциональной значимости конфликта.
Традиционные направления социально-педагогической реабилитации:
- организация социального контроля за условиями воспитания
и поведением ребенка;
- социальная поддержка тех, кто испытывает затруднения из-
за неблагоприятной обстановки в ближайшем окружении;
- помощь в преодолении внутриличностного конфликта, связанного
с расстройствами средовой адаптации;
- предупреждение и пресечение разного рода отклонений поведения,
когда социальная неприспособленность несовершеннолетнего
требует использования определенных санкций к нему самому
или к лицам, занятым его воспитанием;
- координация отношений ребенка с первичным коллективом;
- оздоровление;
- психопрофилактика.
Применяя разнообразные меры социальной реабилитации,
необходимо объективно оценивать их результаты.
Понятие “реабилитация” используется как в медико-социальном, так и психолого-педагогическом и социально-педагогическом аспекте. Медико-социальная реабилитация – комплекс медицинских, педагогических, профессиональных, психологических мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограничениями в результате перенесенных заболеваний и травм, а также другими физическими и психическими ограниченными возможностями.
Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, её отдельные психические и физические функции.
В отличие от адаптации, которая трактуется как приспособление с использованием резервных возможностей организма. реабилитация понимается как восстановление, активизация. В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации - приспособления к нему.
Следовательно, реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребёнка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками. Реабилитация включает аспекты профилактики и коррекции отклонений в развитии ребёнка.
Профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности.
Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена прежде всего на самого ребенка.
Восстановление ребёнка в правах предполагает учёт основных положений Конвенции ООН о правах ребёнка: его право на жизнь и выживание и обучение, защиту прав и свобод личности, обеспечение для благоприятного развития, активное участие в жизни общества.
Следует различать различного вида реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую, социально- педагогическую.
Виды реабилитации
Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребёнка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.
Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчёмности как личности.
Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегчёнными условиями труда и сокращённым рабочим днём.
Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка.
Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение причитающимися ем\ денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.
Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким либо причинам.
Педагогическая реабилитация- это педагогическое воздействие на труднообучаемого и трудновоспитуемого ребёнка и подростка с целью корректирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния. интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности. Путём реабилитации, коррекции и компенсации происходит восстановление нормальных целей, механизмов и ресурсов ребёнка.
Социально-педагогическая реабилитация- это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребёнка, активной жизненной позиции ребёнка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе: на получение необходимого образования.
Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков, находящихся в конфликтных воспитательных ситуациях осуществляется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами, в домах - ребёнка, детских -домах, школах - интернатах, детских приёмниках - распределителях, спецшколах, приютах, хосписах, центрах социальной помощи. Основная цель деятельности таких учреждений - социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении .
Психолого-педагогическая и социально-педагогическая реабилитация - комплекс мер социальной поддержки и диагностико-коррекционных программ по преодолению различных форм детско-подростковой дезадаптации, по включению, интегрированию ребенка в социальную сферу, выполняющую функции институтов социализации (семья, школа, общение сверстников и т.д.).
Формы и методы психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитации, в настоящее время, достаточно разнообразны и зависят прежде всего от характера детско-подростковой дезадаптации. В зависимости от характера и природы выделяются три основных типа детско-подростковой дезадаптации: патогенная, психосоциальная и социальная, которые в свою очередь имеют разные степени выраженности.
Реабилитация
может быть стихийной и организованной. В первом случае предполагается,
что личность интуитивно налаживает отношения с
собственным организмом и окружающей средой на более или
менее приемлемом для себя уровне. Процесс социальной реабилитации
имеет длительный характер. Организованная реабилитация
ставит своей целью сократить сроки восстановления социальной
нормы, повысить качество самостоятельной работы личности
за счет профессиональной помощи. Постановление о необходимости
реабилитации несовершеннолетнего выносит специальная
комиссия. Как правило, итогом ее работы выступает индивидуальная
комплексная программа реабилитации.
По мнению Б. А. Куган, индивидуальная комплексная реабилитация
представляет собой систему, которая включает на каждом
из выделенных этапов ряд мероприятий в разных сферах реабилитации.
1. Определение исходного реабилитационного потенциала:
а) социально-бытовая: проверка документов (свидетельство о
рождении, справка о прописке и т.п.); сбор информации об уровне
социально-бытовой реабилитации; оценка потенциальных возможностей
развития социально-бытовых навыков;
б) медико-физиологическая: первичное медицинское обследование;
сбор анамнестических данных; проведение противоэпидемических
мероприятий; плановое медицинское обследование
для подготовки рекомендаций;
в) медико-психологическая: выявление острых психологических
проблем; сбор психологического анамнеза; оказание психо-
логической поддержки при наличии кризисного состояния; патопсихологическое
исследование нарушений психического развития;
г) психолого-педагогическая: сбор психологического анамнеза;
проверка соответствия знаний уровню образования; выявление педагогических
проблем; подготовка рекомендаций по обучению;
д) социально-трудовая: сбор информации о трудовой установке
и профессиональных интересах; наблюдение за отношением к труду
и определение профспособностей; подготовка рекомендаций по
профессиональной адаптации.
2. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации:
а) социально-бытовая: разработка плана формирования и развития
навыков самообслуживания; участие в составлении комплексной
программы;
б) медико-физиологическая: разработка программы медицинской
реабилитации; участие в составлении комплексной программы;
в) медико-психологическая: разработка программы медико-
психологической реабилитации; участие в составлении комплексной
программы;
г) психолого-педагогическая: разработка плана индивидуального
обучения и физического воспитания; участие в составлении
комплексной программы;
д) социально-трудовая: разработка плана профессионального
обучения; участие в составлении комплексной программы.
3. Реализация разработанной программы и ее периодическая
корректировка:
а) социально-бытовая: адаптация ребенка к условиям жизни
учреждения, социально-бытовое обучение и воспитание; корректировка
комплексной программы реабилитации;
б) медико-физиологическая: периодическое медицинское обследование;
назначение курсов медикаментозного и физиотерапевтического
лечения; направление на санаторно-курортное лечение
по показаниям; корректировка комплексной программы
реабилитации;
в) медико-психологическая: психологическая диагностика;
психотерапия и психологическая коррекция выявленных нарушений
адаптации; индивидуальные психологические консультации;
корректировка комплексной програ__ программы реабилитации;
г) психолого-педагогическая: развивающее обучение; организация
воспитательной работы; корректировка комплексной программы
реабилитации;
д) социально-трудовая: профессиональная ориентация; выявление
профессиональных способностей; трудовое обучение и воспитание
положительного отношения к труду; корректировка комплексной
программы реабилитации.