Составление описательного рассказа о дереве
Цели:
коррекиионно-образовательная:
- обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;
коррекиионно-развиваюшие:
- закреплять у детей правильное употребление в речи относительных прилагательных;
- развивать умение задавать вопросы и отвечать на них;
- обобщать знания о деревьях;
коррекиионно-воспитательная:
- воспитывать бережное отношение детей к природе.
Оборудование: предметные картинки (ель, береза), схема описания деревьев, листья и ветки деревьев, книга.
Предварительная работа: чтение литературных текстов Л.Н. Толстого «Дуб и орешник», А.С. Пушкина «Унылая пора»; изготовление поделок из природного и бросового материала; игра «Чего много?» (образование родительного падежа множественного числа существительных бук, дуб, липа, тополь, ясень, осина), экскурсия в парк и сбор осенних листочков и веточек.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Узнай дерево по листу, веточке» Дети с листочками и веточками от разных деревьев парами заходят в группу, задают друг другу вопросы и отвечают на них полным ответом. Например: «Чей это листок?» («Это листок клена, он кленовый».) «Чья это ветка?» («Это ветка березы, она березовая».) (Аналогично проводится работа с другими листьями и ветками.) Затем логопед рассказывает о том, как можно сохранить листья (изготовление гербария) — вкладывание листьев в книгу.
2. Объявление темы.
Листья и ветки мы рассмотрели, а сейчас расскажем о деревьях.
3. Беседа по предметным картинкам с опорой на схему.
- Рассмотрите картинку.
- Как называется это дерево?
- Какое оно по величине?
- Где чаще всего растет?
- Из каких частей состоит?
- Какую пользу может принести людям?
- Как изменяется в разные времена года?
- Что можно сделать из этого дерева?
- Почему люди сажают деревья на улицах города?
4. Физкультминутка.
Дует легкий ветер — листочки едва шевелятся. | Дети имитируют легкое дуновение ветра и слегка шевелят пальцами. |
Сильный ветер — качаются деревья. | Наклоны туловища. |
А сейчас вы изобразите листочки на деревьях, которые качает ветерок.
Осенние листочки на веточках сидят.
Осенние листочки ребятам говорят:
Осиновый: а-а-а! Рябиновый: и-и-и.
Дубовый: о-о-о! Березовый: у-у-у.
5. Рассказ по схеме.
Логопед предлагает образец рассказа: «Сейчас я составлю рассказ по схеме из ваших ответов, а затем вы попробуете составить свои рассказы о других деревьях».
Примерный рассказ
Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.
6. Рассказы детей.
Например: о ели, клене, дубе и т.д.
7. Итог занятия.
- О каких деревьях говорили?
- Какие бывают деревья?
- Что люди могут сделать из дерева?
Занятие 3.
Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»
(с элементами драматизации)
Цели:
коррекционно-образовательная:
- учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм;
коррекиионно-развиваюшие:
- развивать у детей умение распространять предложения определениями;
- развивать мыслительную деятельность;
- расширять знания детей по теме;
коррекиионно-воспитательная:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: текст русской народной сказки «Мужик и медведь», овощи, костюмы медведя и мужика.
Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Про репку», «Огородники», русской народной сказки «Репка». Игры: «Кто быстрее соберет овощи в корзинку», «Отгадай на ощупь», «Овощной магазин».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Отгадай загадки»
Он и в дождик, он и в зной
Клубни прячет под землей.
Клубни вытащишь на свет —
Вот и завтрак, и обед. (Картофель)
Врос он в землю крепко.
Сидит на грядке колобок.
Круглый бок, желтый бок.
Что же это? (Репка)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах, (Капуста)
2. Объявление темы.
Скажите, урожай чего собирают осенью? (Ответы детей.) А сегодня мы узнаем, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.
3. Чтение сказки с последующим обсуждением.
- Что посеял мужик?
- Почему ему пришлось делиться с медведем?
- Когда мужик собрал урожай репы?
- Как он разделил урожай? Почему?
- Почему рассердился медведь на мужика?
- Что посеял на следующий год мужик?
- Как поступил медведь?
- Кто выиграл в этот раз? Почему?
- Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?
4. Игра «Отгадай по вкусу».
Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи: огурцы, помидоры, морковь, репа, вареные картофель и свекла. Разглядывают их и называют. Затем одному из детей завязывают глаза и подают кусочек одного из овощей. Ребенок пробует и рассказывает: «Это помидор — он вкусный, сладкий и полезный». И т.д.
5. Физкультминутка «Урожай».
В огород пойдем, Урожай соберем. | Шаги на месте. |
Мы моркови натаскаем | «Таскают». |
И картошки накопаем. | «Копают». |
Срежем мы кочан капусты, | «Срезают». |
Круглый, сочный, очень вкусный, | Показывают круг руками — три раза. |
Щавеля нарвем немножко | «Рвут». |
И вернемся по дорожке. (Н. Нищева) | Шаги на месте. |
6. Повторное чтение с установкой на пересказ.
7. Пересказ текста детьми.
После прочтения дети определяют первую, вторую, третью пару рассказчиков.
Поочередно каждая пара надевает костюмы (например: медведь — маску, мужик — кафтан) и совместно с логопедом (автором) пересказывают сказку. Возможен вариант, когда автором будет ребенок.
8. Итог занятия.
- Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?
- Кто главные герои?
- О каком овоще говорилось в сказке?
Занятие 4.
Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка»
Цели:
коррекционно-образовательная:
- обучать детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок;
коррекционно-развивающие:
- закреплять правильное употребление в речи имен существительных в творительном падеже;
- развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей желание честно оценивать свои поступки.
Оборудование: текст рассказа Л.Н. Толстого «Косточка», фрукты, сюжетные картины к тексту (рис. 1-3*).
Предварительная работа: чтение рассказов Б. Житкова «Баштан», «Сад». Игры: «Определи на вкус», «Отгадай по описанию».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед говорит, что осень славится урожаем. А вот какой урожай фруктов можно собрать в саду (появляется ваза с фруктами).
Детям дается задание: «Давайте угостим друг друга». Дети выбирают, чем и кого они будут угощать и говорят: «Я угощу Ваню сливами» и т.д. (Обязательное условие: всем детям должно достаться угощение.)
Фрукты складываются на отдельный стол, и в конце занятия дети смогут их забрать.
2. Объявление темы.
- Фрукты очень полезные и вкусные. А вот что произошло с мальчиком, который любил сливы.
3. Чтение рассказа с последующим обсуждением.
После прочтения рассказа логопед объясняет слова «горница» и «сочла».
- О ком этот рассказ?
- Что купила мама?
- Почему Ване очень хотелось слив?
- Как он поступил?
- Что обнаружила мама, когда пересчитала сливы?
- Что произошло за обедом?
- Как поступил папа?
- Почему все засмеялись после Ваниных слов?
- А почему Ваня заплакал?
- Как вы бы поступили на месте Вани?
Логопед анализирует ответы детей, исправляет аграмматизмы и следит за звукопроизношением (если звуки поставлены и автоматизируются).
4. Физкультминутка.
Как румян осенний сад! | Легкие хлопки по щекам. |
Всюду яблоки висят. | Руки поднять вверх. |
Краснобоки, краснощеки, | Руки на поясе. |
На ветвях своих высоких | Руки поднять вверх, |
Точно солнышки горят! | Соединить в круг («солнышко»). |
5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Логопед объясняет детям, что когда они будут пересказывать, то могут воспользоваться подсказками (сюжетными картинами). Сюжетные картины выставляются во время прочтения соответствующего фрагмента в рассказе.
6. Пересказ рассказа детьми.
7. Итог занятия.
- О чем говорилось в рассказе?
- Правильно ли поступил Ваня?
- Как нужно поступать в таких случаях?
Занятие 5.