Общая характеристика и классификация нарушений функций опорно-двигательного аппарата

Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения функ­ций опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7% детей. Принято выделять следующие виды патологии функций опорно-двигательного аппарата (О.Г. Приходько).

1. Заболевания перепой системы: детский церебральный паралич,
полиомиелит.

2. Врожденная патология функций опорно-двигательного аппа­
рата: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие
деформации стон; аномалии развития позвоночника (сколиоз); не­
доразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев и
кисти; артрогрипоз (врожденное уродство).

3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двига­
тельного аппарата: травматические повреждения спинного мозга,
головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета
(туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания
скелета (хондродистрофия, рахит).

Основную массу среди детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральным парали­чом (89%). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и и психолого-педагогической и логопедической коррекции.

Другие категории детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений позна­вательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети нуждаются в особых условиях жизни, обу­чения, последующей трудовой деятельности, интеграции в социум. В их социальной адаптации определяются два направления. Перине имеет целью приспособить к ребенку окружающую среду. Для итого существуют специальные технические средства передвижения (ко ляски, костыли, трости, велосипеды), предметы обихода (тарелки.

ложки, особые выключатели электроприборов), пандусы, съезды на тротуарах. Второе направление адаптации ребенка с двигательным дефектом - приспособить его самого к обычным условиям социаль­ной среды.

У детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппа­рата ведущим дефектом является двигательный (недоразвитие, на­рушение или утрата двигательных функций). Л.И. Аксенова пред­лагает выделять три степени тяжести двигательного дефекта при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата:

• легкая - физическое нарушение дает возможность свободно
передвигаться, не вызывает трудностей в социальной адаптации,
позволяет интегрироваться в общество с наименьшими ограниче­
ниями;

• средняя - потребность в частичной помощи со стороны бли­
жайшего окружения в передвижении и самообслуживании;

• тяжелая - полная зависимость от помощи окружающих.
Более подробно остановимся на характеристике детей с детским

церебральным параличом как наиболее часто встречающемся на­рушении функций опорно-двигательного аппарата. Детский цере­бральный паралич (ДЦП) за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. Частота его проявлений достигает в среднем 6 случаев рождения ребенка с ДЦП на 1 000 новорожденных.

Наибольшее значение в возникновении ДЦП придается пораже­нию мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. Так, из каждых 100 случаев церебрального паралича 30 возникает внутриу­тробно, 60 - в момент родов, 10 - после рождения (Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, Н.М. Всеволожская).

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе и проявляется в виде различных двига­тельных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при ДЦП страдают самые важные для человека функции: движение, психика и речь.

Двигательные, психические и речевые расстройства варьируют в широком диапазоне, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний (при грубых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут отсутствовать или быть минимальны­ми и, наоборот, при легких двигательных нарушениях наблюдаются грубые психические и речевые расстройства).


Наши рекомендации