Общая характеристика и классификация нарушений функций опорно-двигательного аппарата
Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения функций опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7% детей. Принято выделять следующие виды патологии функций опорно-двигательного аппарата (О.Г. Приходько).
1. Заболевания перепой системы: детский церебральный паралич,
полиомиелит.
2. Врожденная патология функций опорно-двигательного аппа
рата: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие
деформации стон; аномалии развития позвоночника (сколиоз); не
доразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев и
кисти; артрогрипоз (врожденное уродство).
3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двига
тельного аппарата: травматические повреждения спинного мозга,
головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета
(туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания
скелета (хондродистрофия, рахит).
Основную массу среди детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральным параличом (89%). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и и психолого-педагогической и логопедической коррекции.
Другие категории детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения, последующей трудовой деятельности, интеграции в социум. В их социальной адаптации определяются два направления. Перине имеет целью приспособить к ребенку окружающую среду. Для итого существуют специальные технические средства передвижения (ко ляски, костыли, трости, велосипеды), предметы обихода (тарелки.
ложки, особые выключатели электроприборов), пандусы, съезды на тротуарах. Второе направление адаптации ребенка с двигательным дефектом - приспособить его самого к обычным условиям социальной среды.
У детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата ведущим дефектом является двигательный (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Л.И. Аксенова предлагает выделять три степени тяжести двигательного дефекта при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата:
• легкая - физическое нарушение дает возможность свободно
передвигаться, не вызывает трудностей в социальной адаптации,
позволяет интегрироваться в общество с наименьшими ограниче
ниями;
• средняя - потребность в частичной помощи со стороны бли
жайшего окружения в передвижении и самообслуживании;
• тяжелая - полная зависимость от помощи окружающих.
Более подробно остановимся на характеристике детей с детским
церебральным параличом как наиболее часто встречающемся нарушении функций опорно-двигательного аппарата. Детский церебральный паралич (ДЦП) за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. Частота его проявлений достигает в среднем 6 случаев рождения ребенка с ДЦП на 1 000 новорожденных.
Наибольшее значение в возникновении ДЦП придается поражению мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. Так, из каждых 100 случаев церебрального паралича 30 возникает внутриутробно, 60 - в момент родов, 10 - после рождения (Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, Н.М. Всеволожская).
ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе и проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при ДЦП страдают самые важные для человека функции: движение, психика и речь.
Двигательные, психические и речевые расстройства варьируют в широком диапазоне, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний (при грубых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут отсутствовать или быть минимальными и, наоборот, при легких двигательных нарушениях наблюдаются грубые психические и речевые расстройства).