Профессиональная и квалификационная характеристика. Профессиограмма
Профессиональная характеристика является описательной моделью профессии. Она определяет конечные цели профессиональной подготовки.
Профессиональная характеристика отражает общие интегрированные требования к знаниям и умениям по профессии, требования к отдельным специальностям.
Профессиональная характеристикапредназначена:
o для научно-обоснованного отбора содержания обучения по интегрированным профессиям;
o для разработки системы контроля за качеством профессиональной подготовки;
o для организации работы по профориентации;
o для определения форм повышения квалификации рабочих.
Структура и параметры профессиональной характеристики обеспечивают эквивалентность требований к уровню подготовки профессиональных кадров на всей территории РФ.
Профессиональная характеристика разрабатывается на профессии и специальности федерального Перечня профессий и отражает:
· название профессии;
· интегрируемые специальности;
· номер профессии по Перечню;
· назначение и сферу применения профессии;
· основные виды деятельности в рамках профессии и группируемых специальностей;
· теоретические основы профессиональной деятельности (требования к знаниям);
· требования к личности рабочего (служащего), к уровню его общего образования;
· специфические требования.
Профессиональные характеристики, содержащиеся в ГОС, могут быть дополнены работниками образовательных учреждений с учётом региональных и местных особенностей, с учётом специфических требований к рабочей профессии со стороны местных работодателей.
При корректировке профессиональной характеристики не допускается изменять содержащиеся в ней федеральные требования к знаниям и умениям.
Для дополнения профессиональной характеристики используются следующие дополнительные источники: квалификационные характеристики, профессиограммы, данные изучения трудовых процессов, характерных для данной профессии, на местных предприятиях, организациях, учреждениях.
Квалификационная характеристика –это государственный документ, в котором содержатся требования к профессиональным знаниям и умениям, обеспечивающим определённый уровень квалификации по конкретной профессии.
Квалификационные характеристики содержатся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), занятых в различных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг. Справочник составлен и регулярно дополняется на основе изучения содержания трудовых процессов и организации труда рабочих на передовых предприятиях, в организациях всех отраслей экономики.
Квалификационная характеристика включает обязательные разделы:
–«Должен уметь»;
–«Должен знать»;
Квалификационная характеристика иногда заменяется профессионально-квалификационной характеристикой. Её называют профессиограммой. Она включает в себя описание:
o социально-экономической характеристики профессии, значения профессии для народного хозяйства, тенденций её развития;
o предметов, средств, продуктов, технологий и условий труда;
o содержания труда, трудовых функций рабочего;
o требований производства к общеобразовательной, общетехнической, профессиональной подготовке рабочего;
o уровней квалификации (диапазона тарификации);
o психофизиологических особенностей профессии.
Профессиограмма более точно определяет содержание подготовки рабочих (служащих). Профессиограмма может способствовать более правильной организации учебного процесса.
Составление профессиограмм трудоёмко. Они разработаны для ограниченного круга профессий.
Содержание и принципы профессионального образования
Стандартная модель учебного плана устанавливает:
1. общую структуру содержания профессионального образования;
2. соотношение различных форм обучения (теоретического и практического);
3. ограничения на учебную нагрузку.
Составной частью образовательного стандарта по профессиям и специальностям, включённым в федеральный Перечень профессий, являются обязательные компоненты содержания профессионального образования.
Обязательные компоненты содержания профессионального образования раскрываются через укрупнённые учебные элементы и параметры качества усвоения учебного материала.
На основе модели учебного плана и обязательных компонентов содержания НПО федеральные научно-методические органы разрабатывают примерную учебно-программную документацию.
Рабочие учебные планы и программы разрабатываются образовательными учреждениями. Порядок разработки и утверждения рабочей учебно-программной документации устанавливается территориальными органами управления образованием. Они несут ответственность за реализацию федерального компонента стандарта.
Содержание профессионального образования может быть представлено следующими блоками:
– Общетехнический блок – содержит учебный материал, отражающий научные основы техники и технологии межотраслевого назначения.
– Отраслевой блок –содержит учебный материал, раскрывающий общетехнические, общетехнологические и экономические основы производства и отрасли, место профессии в системе разделения труда и т.д.;
– Профессиональный блок – включает теоретический и практический учебный материал, являющийся основой для группы родственных профессий в рамках отрасли или на межотраслевом уровне.
– Специальный блок– содержит теоретический и практический учебный материал, необходимый для освоения специальности с выходом на требуемый уровень квалификации.
– Общеспециальный блок –выделяется в том случае, если профессия включает разветвлённую сеть специальностей.
– Блоки перепрофилирования –позволяют на основе имеющейся получить новую профессию.
– Блоки повышенного ПО –среднего или высшего.
– Бизнес-блоки –нужны для благоприятного вхождения людей в рынок.
– Учебный план –это официальный документ, отражающий объём и содержание обучения.
– Модель учебного плана –это форма представления учебного плана, отражающая основные структурные компоненты содержания профессионального образования.
– Примерный учебный план –это документ, устанавливающий на федеральном уровне перечень и объём учебных циклов и предметов применительно к профессии и специальности с учётом ступени квалификации, минимального (базового) срока обучения. Он определяет степень самостоятельности территориальных органов управления образованием, образовательных учреждений в разработке рабочей учебой документации.
– Рабочий учебный план –это учебный план, разработанный для конкретного образовательного учреждения на основе примерного, с учётом выбранной специализации и требований национально-регионального компонента образовательного стандарта.
Принципы профессионального образования
К ним относятся традиционные принципы:
· преемственность всех ступеней и видов образования в стране;
· непрерывность;
· научность;
· систематичность;
· доступность;
· единство и взаимосвязь общего и профессионального образования.
В последние годы к ним добавились новые принципы:
o профессиональная мобильность;
o унификация образования;
o дифференциация образования;
o интенсификация образования;
o вариативность образования;
o индивидуализация подготовки;
o интеграция образования;
o гуманизация образования;
o демократизация образования;
o гуманитаризация образования;
o повышение информационной насыщенности;
o информатизация и компьютеризация.
Учебные планы и программы. Их виды, структура и принципы разработки
Общая структура содержания профессионального образования, соотношение различных форм теоретического и практического обучения, объём учебной нагрузки устанавливается примерным учебным планом.
Учебный план – основной документ, предназначенный для организации всего учебного процесса в учебном заведении.
Различают: 1) примерный учебный план и 2) рабочий учебный план.
В примерном – приводится перечень предметов, периоды их изучения, объёмы циклов дисциплин.
В рабочем –
o даётся перечень учебных предметов;
o определяется порядок и последовательность их изучения;
o указывается количество часов на каждый предмет в неделю, в учебный год, за весь курс обучения;
o перечисляются экзамены;
o устанавливается режим учебных занятий, структура учебного года, т.е. график учебного процесса.
Структура учебного плана, перечень учебных предметов, их объём, последовательность изучения и другие характеристики учебных планов устанавливаются на основе дидактических принципов.
Проектирование учебного плана включает 3 этапа:
1) создание модели учебного плана;
2) создание примерного учебного плана;
3) создание модели рабочего учебного плана.
Учебная программа – документ, детально раскрывающий содержание обучения по конкретному предмету.
Примерная учебная программа – документ, детально раскрывающий обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету примерного (типового) учебного плана.
Рабочая учебная программа – это программа, разработанная на основе примерной (типовой) применительно к конкретному учебному заведению с учётом национально-регионального компонента стандарта.
Рабочая учебная программа является основным документом, которым руководствуется преподаватель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению, подбирая учебно-производственные работы и т.д.
Для того чтобы анализировать программу, необходимо знать её содержание, представлять её в целом, учитывать дидактические связи между разделами материала. Программа должна ежегодно корректироваться преподавателем. Составление рабочей программы требует от преподавателя творческого подхода и самостоятельности.
Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-целостную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Они утверждаются Министерством образования РФ и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются рабочие учебные программы. Они могут быть разработаны непосредственно, исходя из требований государственного стандарта к образовательным областям. В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.
Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору и факультативных.
Учебная литература. Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ. Среди всех видов учебной литературы особое место занимает учебник, который по своему содержанию и структуре должен соответствовать учебной программе по предмету.
Принципы разработки учебно-программных документов.
Основными – являются известные дидактические принципы:
o научность;
o доступность;
o систематичность;
o последовательность,
o связь теории с практикой;
o унификация;
o дифференциация.
Принцип научности требует соблюдения следующих условий:
· содержание материала должно соответствовать современному уровню развития техники, технологии, производства;
· в программе должны быть отражены основы соответствующей фундаментальной науке (основы теории, факты, методы, закономерности, следствия);
· в содержание материала необходимо включать сведения из истории науки, о частных и общих методах её познания;
· структура материала в педагогически правильной форме должна отражать логическую схему научного материала.
Принцип систематичности и последовательности определяет необходимость:
o разработки такой системы построения материала, которая предусматривала бы логическую последовательность формирования знаний, умений и навыков, логику развития понятий в сознании учащихся и отражала бы важнейшие закономерности процесса познания;
o реализации в содержании тем программы межпредметных и межтемных связей.
Принцип доступности или посильности обучения основывается на следующих положениях:
· объём текста должен быть согласован с числом часов, выделенных тематическим планом на её изучение;
· в разработке последовательности материала должны быть применена доступная учащимся логика и метод построения.
Принципы унификации и дифференциации основаны на 2-х положениях:
o учебно-программная документация должна быть унифицирована как по форме, так и по содержанию там, где это возможно;
o содержание материала программы меняется в зависимости от того, по какой специальности изучается данный учебный предмет.
Знания этих принципов недостаточно для отбора и систематизации материала учебной программы.
Необходимо ещё и знание направлений, по которым эти принципы реализуются в программах, умение использовать эти знания при изучении и анализе конкретных программ.