Понятие творческого потенциала
Строго научным предметом исследования «творческий потенциал» становится в начале XX века (П.К. Энгельмейер). Затем всплеск активности в изучении отдельных аспектов развития творческого потенциала личности отмечается в 60-80-е гг. в философии (С.Р. Евинзон, М.С. Каган, Е.В. Колесникова, П.Ф. Коравчук, И.О. Мартынюк и др.), а также в психологии (Л.Б. Богоявленская, Л.Б. Ермолаева-Томина, Ю.Н. Кулюткин, А. М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Г.С. Сухобская и др.) [Яцкова, 2012].
В педагогике активное изучение данного феномена началось в 80-90-е гг. (Т.Г. Браже, Л.А. Даринская, И.В. Волков, Е.А. Глуховская, О.Л. Калинина, В.В. Коробкова, Н.Е. Мажар, А.И. Санникова, и др.). Творческий потенциал человека, как отмечает О. Ю. Яцкова явился одним из ключевых педагогических понятий для осмысления личности как системной целостности в связи с ее развитием и наиболее полной реализацией внутренних сущностных сил [Яцкова, 2012].
Категория «потенциал» относится к числу общенаучных понятий и характеризуется как психические возможности, задатки, способности, качества, наклонности, энергия, продуктивные силы, потребности познания самого себя (И. Кант, Г. Гегель, Н. А. Бердяев, М. К. Мамардашвилли и др.). Данное понятие в исследованиях К. Роджерса, А. Маслоу, Э. Фромма соотносится с процессами актуализации, реализации, развертывания, воспроизведения, раскрытия, воплощения, восхождения к самому себе, стремления «выйти за рамки», накопления социального опыта, самосозидания, самовыражения, самоутверждения, самореализации и развития [Яцкова, 2012].
Как отмечает И.М. Ярушина, понятие «потенциального» подразумевает такие свойства и возможности личности, которые могут осуществляться и быть реальностью только при определенных условиях. Но потенциальное выступает и как результат развития, а также как сложное системное образование, которое заключает в себе новые движущие силы дальнейшего развития [Ярушина, с.12].
Под творчеством понимаются самые различные психологические феномены: процесс по созданию новых материальных и духовных ценностей (Е.Л. Яковлева, Е. Торранс, Н. Роджерс), духовное состояние человека (В.Д. Шадриков), взаимодействие, ведущее к развитию (Я.А. Пономарев), создание чего - то уникального (Д. Морган), элемент любого трудового процесса (Т.Н. Балобанова, Т. Эдисон), интеллектуальная активность (Д.Б. Богоявленская).
По мнению Е.А. Яковлевой, творчество есть процесс выявления собственной индивидуальности. Творчество неотделимо от индивидуальности человека, оно предстает как реализация личностью своей универсальности [Яковлева, с.10].
Анализ литературы показал, что существует множество точек зрения на сущность творчества. При всем разнообразии определений творчества его суммарная характеристика заключается в том, что творчество - это способность создавать что-то новое, оригинальное.
Как отмечает И.М. Ярушина, смысл человеческого существования сводится к реализации этого стремления, в самовыражении как обретении себя. Творческость, способность к творчеству является общеродовым качеством человека, т.е. присуща всем, но развита может быть в разной степени [Ярушина, 2007].
Являясь достаточно сложным образованием, творческий потенциал личности не имеет однозначного толкования, общепризнанного определения. Так, с точки зрения аксиологического подхода (М.С. Каган, А.В. Кирьякова и др.) творческий потенциал понимается как репертуар полученных и самостоятельно выработанных умений и навыков, как способности к действию и мера их реализации в определенной сфере деятельности и общения [Ярушина, 2007].
Авторы онтологического подхода (М.В. Копосова, В.Н. Николко и др.) рассматривают творческий потенциал как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации. М.В. Копосова рассматривает творческий потенциал как «характерное свойство индивида, определяющее меру возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации» [Копосова, 2007].
Данный феномен признается важнейшим родообразующим фактором человечества, способом актуализации творческой сущности отдельно взятого человека.
С позиции развивающего подхода (О.С. Анисимов, В.В. Давыдов, Г.Л. Пихтовников) творческого потенциал личности определяется его как совокупность реальных возможностей, умение и навыков, определенный уровень их развития.
В рамках деятельностно-организационного подхода (Г.С. Альтшуллер, И.О. Мартынюк, В.Г. Рындак) осуществляется рассмотрение данного феномена как качества, характеризующего меру возможностей личности осуществлять деятельность творческого характера.
В.Г. Рындак творческий потенциал определяет как «систему личностных способностей, позволяющих оптимально менять приёмы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности и побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию» [Рындак, 2008].
В работах Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского, Я.А. Пономарева и других представлен способностный подход, который позволяет отождествить творческий потенциал с творческими способностями человека и рассмотреть его как интеллектуально-творческую предпосылку к творческой деятельности. В трудах Д.Б. Богоявленской подчеркивается, что показателем творчества является интеллектуальная активность, сочетающая в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный [Богоявленская, 2003].
В трактовке Я.А. Пономарева творчество рассматривается как «взаимодействие, ведущее к развитию». Исследователь отмечает, что «к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний той или иной области деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребовать личностные качества, без которых не возможно подлинное творчество» [Пономарев, 2006].
Т.А. Саломатова, В.Н. Марков и Ю.В. Синягин рассматривают творческий потенциал личности с позиции ресурсного подхода. Исследователи подчеркивают, что потенциал, являясь ресурсным показателем, постоянно расходуется, возобновляется в ходе жизнедеятельности субъекта, реализуется во взаимоотношении с окружающим миром, а также является системным качеством [Саломатова, 2009].
По мнению сторонников энергетического подхода (Н.В. Кузьмина, Л.Н. Столович), творческий потенциал отождествляется с психоэнергетическими ресурсами и резервами личности, которые выражаются в необычайной интенсивности духовной жизни и могут разряжаться в других видах деятельности [Кузьмина, 2006].
П.Ф. Кравчук, А.М. Матюшкин творческий потенциал личности изучают с позиции интегративного подхода. Исследователи определяют интегративность как его характерное свойство, и характеризуют творческий потенциал как дар, который имеется у каждого. Интегративная личностная характеристика при этом выступает системным динамическим образованием, которое отражает меру возможностей актуализации ее сущностных творческих сил в реальной преобразовательной практике; выражает отношение человека к творчеству (позиции, установку, направленность [Кравчук, 2009].
Т.Г. Браже определяет творческий потенциал как сумму системы знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется деятельность; развитого чувства нового, открытости человека ко всему новому; высокой степени развития мышления, его гибкости, нестереотипности и оригинальности, способности быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности. И развитие творческого потенциала в целом состоит в нахождении способов развития каждого из компонентов и путей их взаимосвязей [Браже, 2006].
Н. В. Новикова творческий потенциал определяет как «совокупность внутренних возможностей, потребностей, ценностей и присвоенных средств достижения личностью таких состояний сознания, которые выражаются в готовности личности к творческой самореализации и саморазвитию; в реализации личностью собственной индивидуальности» [Новикова, 2011].
В.И. Маслова определяет творческий потенциал личности как системную характеристику (или систему свойств) личности, которая дает ей возможность созидать, творить, находить новое, принимать решения и действовать оригинально и нестандартно [Маслова, 2003].
Анализ философской и психологической литературы показывает, что до настоящего времени нет единства в определении и содержании понятия «творческий потенциал».
В целом, можно сделать вывод о том, что творческий потенциал личности представляет собой интегральную целостность природных и социальных сил человека, обеспечивающих его субъективную потребность в творческой самореализации и саморазвитии.
С точки зрения Ю.Н. Кулюткина творческий потенциал личности, определяющий эффективность ее деятельности в изменяющемся мире, характеризуется не только сложившимися у человека ценностно-смысловыми структурами, понятийным аппаратом мышления или методами решения задач, но и некоторой общей психологической базой, детерминирующей их [Кулюткин, 2006].
По мнению Ю.Н. Кулюткина, такая база (такой потенциал развития) является системным образованием личности, которое характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизиологическими резервами развития, а именно:
– богатством потребностей и интересов личности, ее направленностью на все более полную самореализацию в различных сферах труда, познания и общения;
– уровнем развития интеллектуальных способностей, позволяющих человеку эффективно решать новые для него жизненные и профессиональные проблемы, особенно глобального характера, то есть: быть открытым по отношению к новому; реалистически подходить к возникающим проблемам, видеть их во всей сложности, противоречивости и многообразии; обладать широким и гибким мышлением, видеть альтернативные пути решения и преодолевать сложившиеся стереотипы; критически анализировать опыт, уметь извлекать уроки из прошлого;
– высокой работоспособностью человека, его физической силой и энергией, уровнем развития его психофизиологических возможностей [Кулюткин, 2006].
Структурно-содержательный план творческого потенциала, по мнению исследователя, отражает комплекс способностей интеллекта, комплекс свойств креативности, комплекс личностных проявлений, но не сводится к ним. Вероятность проявления творческого потенциала зависит от личного стремления человека в полной мере реализовать свои возможности, от степени его внутренней свободы; от сформулированности социального чувства (действенность, созидательность) [Кулюткин, 2006].
Творческий потенциал способствует выведению личности на новый уровень жизнедеятельности – творческий, преобразующий общественную сущность, когда личность реализует, выражает себя не только в порядке разрешения ситуации, ответа на ее требования, а и в порядке встречного, противостоящего, преобразующего ситуацию и саму жизнь решения.
Как отмечает И.М. Ярушина, когда говорят о творчестве в детском возрасте, чаще всего имеют в виду раскрытие в процессе обучения и воспитания творческого потенциала личности растущего человека [Ярушина, 2007].
Развиваясь в процессе деятельности и стимулируясь ее ведущими мотивами, творческий потенциал характеризует меру возможностей личности и проявляется как способность к продуктивному изменению и созданию субъективно нового продукта, определяя этим творческий стиль самой деятельности. Поэтому целью развития творческого потенциала личности является создание предпосылок для ее творческой самореализации [Ярушина, 2007].
В качестве исходного фактора накопления и реализации творческого потенциала В.И. Маслова выделяет мотивационную готовность к творчеству. Если в формировании общей интеллектуальной способности велика роль генотипа, то в развитии творческого потенциала определяющими условиями становятся среда и мотивация (Э.А. Голубева, В.Н. Дружинин, В.И. Кочубей, А. Маслоу). Наиболее общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала ребенка являются познавательные потребности, доминирующая познавательная мотивация. Она выражается в поисковой активности ребенка, проявляется в повышенной сензитивности и избирательности к новому и необычному [Маслова, 2003].
По мнению В.И. Масловой творческий потенциал включает в себя следующие структурные компоненты:
– мотивационный компонент выражает уровень и своеобразие интересов и увлечений ребенка, заинтересованность и активность его участия в творческой деятельности, доминирующую роль познавательной мотивации;
– интеллектуальный компонент выражается в оригинальности, гибкости, адаптивности, беглости и оперативности мышления; легкости ассоциаций; в уровне развития творческого воображения и в использовании его приемов; в уровне развития специальных способностей;
– эмоциональный компонент характеризует эмоциональное отношение ребенка к процессу и результату творческой деятельности, эмоциональный настрой на нее, эмоционально-образные характеристики психики;
– волевой компонент характеризует способность ребенка к необходимой саморегуляции и самоконтролю; качества Внимания; самостоятельность; способность к волевому напряжению, устремленность к цели творческой деятельности, требовательность ребенка к результату собственного творчества [Маслова, 2003].
Как отмечает В.И. Маслова, названные компоненты творческого потенциала взаимно связаны между собой и с целостной его структурой. Так, обеспечение условий формирования интересов будет способствовать развитию эмоциональной сферы (К.Э. Изард, А. Маслоу, Дж. Сингер и др.); направленное формирование эмоционально-образной сферы – развитию интеллекта и мотивации; включение интуитивного поиска и ассоциативного процесса – развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер; создание интенсивной и перспективной мотивации – развитию всех сфер; формирование критического отношения и стремлений к совершенствованию продуктов творческой активности – развитию волевой сферы [Маслова, 2003].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что для развития творческого потенциала необходимо обеспечить переход совокупности творческих способностей и психических новообразований дошкольников из потенциального состояния в актуальное, из состояния возможного в действительное, что в результате побудит детей к проявлению и развитию творческой индивидуальности.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Как показал анализ, существуют следующие подходы к понятию «творческий потенциал»: аксиологический, онтологический, развивающий, деятельностно-организационный, энергетический, способностный, ресурсный, интегративный. Проведенный теоретический анализ позволяет рассматривать творческий потенциал личности как общеличностную способность человека к творению нового, которая выражена в особенностях: личностных (эмоциональная стабильность, адекватная или высокая самооценка, нацеленность на успех, самостоятельность, уверенность в своих силах, мотивированность на творческое самовыражение); когнитивных (любознательность, беглость, гибкость, оригинальность мышления); коммуникативных (эмпатия, развитая способность к взаимодействию).