Лекция № 4. Квалиметрия, или методы количественной оценки качества показателей
План лекции:
Основные понятие квалиметрии.
Метод экспертных оценок
Метод анкетирования
Основные понятие квалиметрии
Квалиметрия — это совокупность статистических методов, пригодных для оценки исходных данных, выраженных атрибутивно, т. е. не числом.
Идея квалиметрических методов состоит в том, что исходные данные выражаются через определенные числа, с которыми впоследствии и производятся расчеты.
В практике ФКС часто возникают ситуации, связанные с работой подобных данных. Следует сказать, что основное понятие теории ФКС — тренированность — является атрибутивным. Многие педагогические понятия, например «эффективность выполнения двигательного задания», «технико-тактическое мастерство спортсмена», «красота представления спортивных упражнений» и др., являются атрибутивными понятиями.
Существует два принципиальных подхода к оценке атрибутивных явлений:
квалиметрические методы — по определенным правилам наделяются некоторым численным выражением, с которым впоследствии происходят преобразования;
тестирование — оценивается качеством выполнения определенных заданий.
В данном учебном пособии рассматриваются пять квалиметрических методов. Эти методы весьма разноплановы. Задача исследователя состоит в том, чтобы располагать общим объемом квалиметрических методов, а в конкретной исследовательской ситуации уметь применить адекватный метод.
Метод экспертных оценок
Экспертной называется оценка, получаемая путем выяснения мнений специалистов. Эксперт "(от лат. expertus - опытный) - сведущее лицо, приглашаемое для решения вопроса, требующего специальных знаний. Этот метод позволяет с помощью специально выбранной шкалы произвести требуемые измерения субъективными оценками специалистов-экспертов. Такие оценки - случайные величины, они могут быть обработаны некоторыми методами многомерного статистического анализа.
Как правило, экспертное оценивание, или экспертиза, проводится в виде опроса, или анкетирования, группы экспертов. Анкетой называется опросный лист, содержащий вопросы, на которые нужно ответить письменно. Техника экспертизы и анкетирования — это сбор и обобщение мнений отдельных людей. Девиз экспертизы — «Ум хорошо, а два лучше!» Характерные примеры экспертизы: судейство в гимнастике и фигурном катании на коньках, конкурс на звание лучшего по профессии или лучшую научную работу и т. п.
К мнению специалистов обращаются всякий раз, когда осуществить измерения более точными методами невозможно или очень трудно. Порой лучше получить приблизительное решение немедленно, нежели долго искать пути точного решения. Но субъективная оценка значительно зависит от индивидуальных особенностей эксперта: квалификации, эрудиции, опыта, личных вкусов, состояния здоровья и т.п. Поэтому индивидуальные мнения рассматриваются как случайные величины и обрабатываются статистическими методами. Таким образом, современная экспертиза — это система организационных, логических и математико-статистических процедур, направленных на получение от специалистов информации, и ее анализ с целью выработки оптимальных решений. И лучший тренер (педагог, руководитель и т.п.) тот, который опирается одновременно на собственный опыт, на данные науки, на знания других людей.
Методика групповой экспертизы включает в себя: 1) формулировку задач; 2) отбор и комплектование группы экспертов; 3) составление плана экспертизы; 4) проведение опроса экспертов; 5) анализ и обработку полученной информации.
Подбор экспертов - важный этап экспертизы, так как достоверные данные можно получить не от всякого специалиста. Экспертом может быть человек: 1) обладающий высоким уровнем профессиональной подготовки; 2) способный к критическому анализу прошлого и настоящего и к прогнозированию будущего; 3) психологически устойчивый, не склонный к соглашательству.
Есть и другие важные качества экспертов, но указанные выше должны быть обязательно. Так, например, профессиональная компетентность эксперта определяется: а) по степени близости его оценки к среднегрупповой; б) по показателям решения тестовых задач.
Для объективной оценки компетентности экспертов могут (быть составлены специальные анкеты, отвечая на вопросы которых в течение строго определенного времени кандидаты в эксперты должны продемонстрировать свои знания. Кроме того, полезно предложить им заполнить анкету самооценки своих Знаний. Опыт показывает, что люди с высокой самооценкой ошибаются меньше других.
Другой подход к отбору экспертов основан на определении эффективности их деятельности. Абсолютная эффективность деятельности эксперта определяется отношением числа случаев, когда эксперт верно предсказал дальнейший ход событий, к, общему числу экспертиз, проведенных данным специалистом. Например, если эксперт участвовал в 10 экспертизах и 6 раз его точка зрения подтвердилась, то эффективность деятельности такого эксперта равна 0,6. Относительная эффективность деятельности эксперта — это отношение абсолютной эффективности его деятельности к средней абсолютной эффективности деятельности группы экспертов. Объективная оценка пригодности эксперта определяется по формуле: М=(М-Мист),
где Мист — истинная оценка; М — оценка эксперта. Желательно иметь однородную группу экспертов, но если это не удается, то для каждого из них вводится ранг. Очевидно, что эксперт представляет тем большую ценность, чем выше показатели его деятельности. Для повышения качества экспертизы стараются повысить квалификацию экспертов путем специального обучения, тренировок и ознакомления с возможно более обширной объективной информацией по анализируемой проблеме. Судей во многих видах спорта можно рассматривать как своеобразных экспертов, оценивающих мастерство спортсмена (например, в гимнастике) или ход поединка (например, в боксе).
Метод анкетирования
Анкетирование относится к статистическому методу, который Позволяет выявить мнение множества людей об изучаемом объекте. Метод называется статистическим, так как исследователь набирает большое количество ответов: чем больше ответов, тем надежнее полученный результат. Идея метода заключается в том что испытуемые, называемые респондентами, заполняют анкету, по результатам которой и происходит выявление их мнения.
Анкета представляет собой опросный лист, в который вносится ответы респондента на поставленные вопросы. Вопросы в анкете должны быть краткими, понятными респонденту и иметь точное представление о цели исследования. Анкета состоит из двух частей: демографической и основной.
Демографическая часть анкеты содержит вопросы, характеризующие личность респондента: имя, возраст, пол, социальное положение, адрес и т.д. Основная часть анкеты содержит вопросы, ответы на которые позволяют решить основную задачу исследования.
Характер вопросов определяет вид анкетирования.
Прямое анкетирование включает такие вопросы, которые требуют прямых ответов от респондента об объекте исследований, например: «Что вы думаете о методе вашей тренировки?», «Нравится ли вам программа наших занятий?», «Любите ли вы баскетбол?» и т.д.
Косвенное анкетирование предполагает вопросы, ответы на которые может выбрать респондент, например: «Улучшит или ухудшит программу введение новых упражнений?», «Какой, по вашему мнению, будет эффект от увеличения объема нагрузки: положительный или отрицательный?», «Как вы оцениваете новый комплекс упражнений: а) эффективный, б) неэффективный или в) малозначимый?» и т.д.
Безусловное анкетирование содержит вопросы, предполагающие прямые ответы без каких-либо условий, например: «Проводили ли вы тестирование своих учеников?», «Работаете ли вы по собственной программе?», «Делаете ли вы утреннюю зарядку?» и т.д.
Условное анкетирование включает вопросы, предполагающие ответы респондента при соблюдении определенных условий, например: «Следует ли изменить характер занятий, если тестирование покажет существенное изменение в уровне выносливости?», «Следует ли проводить спортивные соревнования в начале учебного года, если ученики еще не занимались в секциях?» и т.д.
Открытое анкетирование предполагает такие вопросы, ответы
на которые не имеют никаких ограничений, например: «Что вы
думаете о спорте?», «Каково ваше мнение о последнем футбольном матче?» и т.д.
Закрытое анкетирование содержит такие вопросы, которые перечисляют возможные ответы. Респондент должен подчеркнуть нужные вопросы, т.е. выбрать из предлагаемого, например: «Какой вид спорта вам нравится больше всего: футбол, плавание, легкая атлетика?», «Какие виды спортивной работы вы предпочитаете:
спортивные игры, занятия на тренажерах, единоборства?», «Любите ли вы заниматься спортом: индивидуально, в малой группе, в коллективе?» и т. д.
Очное анкетирование — способ заполнения анкеты респондентом в присутствии исследователя. В этом случае исследуемый имеет возможность проконсультироваться по вопросам заполнения анкеты, выяснить мнение других респондентов и т.д.
Заочное анкетирование — способ заполнения анкеты по усмотрению респондента. Анкета отправляется по почте.
Индивидуальное анкетирование ~ способ работы респондента, когда анкета заполняется одним лицом.
Групповое анкетирование — способ работы респондентов, когда анкета заполняется группой лиц.
Персональное анкетирование предполагает заполнение анкеты, когда в ее демографической части требуются паспортные данные респондента.
Анонимное анкетирование проводится без записи паспортных данных, что позволяет респонденту быть полностью откровенным в ответах на любые вопросы.
После проведения анкетирования происходит подсчет голосов респондентов, т.е. подводится итог анкетирования, на базе которого определяется изучаемый объект. Подсчитанные голоса должны быть занесены в специальную таблицу — матрицу, размер которой полностью зависит от демографической и основной частей.
Пример 3.6. Анкета состоит из двух частей: демографическая часть— «Ваш возраст», основная часть — «Хотите ли вы заниматься футболом?» Анкету заполнили 130 респондентов (табл. 3.8). Постройте матрицу.
По данным, приведенным в табл. 3.8, видно, что демографическая часть формирует столбцы, а основная — строки. В целом образуется матрица, сложность которой полностью зависит от воли исследователя.
Матрица практически всегда сопровождается графическим изображением. Например, для примера 3.6 ответы нагляднее всего можно представить в виде гистограммы по ответам (рис. 3.6).
Таблица 4.1
Анализ анкетных данных
Основная часть | Демографическая часть | |||
15... 16, лет | 16... 18, лет | 18...20, лет | Всего респондентов | |
Респонденты | ||||
Да Нет Затрудняюсь ответить | ||||
Итого |
Гистограмма может быть построена по возрастам (рис. 3.7). Более сложные матрицы отражаются полигоном.
Контрольные вопросы:
1. Что такое квалиметрия?
2. Что такое экспертиза, эксперт, экспертная оценка?
3. Как оценивается эффективность работы экспертов?
4. Разновидности экспертной оценки
5. В чем заключается метод анкетирования?