Особенности адаптации младшего школьника в ученическом коллективе
В жизни каждого ребенка наступает период, когда ему приходится выходить за рамки своего привычного окружения и попадать в новые для него условия развития. Чаще всего это связано с возрастными этапами становления личности. Ребенок не может формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества, вне системы общественных отношений и коллектива. Таким образом, ему очень часто на протяжении жизни приходится сталкиваться с необходимостью социально-психологической адаптации к новым условиям.
Термин адаптация с несколько измененным содержанием был заимствован из биологической науки. В педагогике данный термин стал означать приспособление человека к условиям социальной среды.
Уровень адаптивности не постоянное состояние, он может повышаться или понижается под воздействием условий и образа жизни, воспитания и обучения.
Как один из видов адаптации, школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Однако адаптация это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.[12]
В процессе адаптации ребенок выступает как объект общественных отношений, на который направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. Здесь происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности.[13]
С поступлением в школу в жизни ребенка происходят значимые изменения, он не только входит в фазу младшего школьного возраста, когда ведущей деятельностью становится учебная деятельность, но коренным образом меняется социальная ситуация развития. В этот период появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе.
Именно младшая школа является наиболее важным периодом в формировании школьного коллектива. В школьных стенах ребенок знакомится со своей первой учительницей, которая в последствие оценит его, со своими будущими одноклассниками и на основании собственных достижений в учебе и набору личностных качеств формируется его новый социальный статус.Теперь не только успехи в учебной деятельности и в отношении с учителем влияют на эмоциональное состояние ребенка, но и, то, как складываются у него взаимоотношения со сверстниками и какое место он занимает в коллективе. На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями. Поэтому система требований - к позиции ученика и позиции субъекта общения у школьника не должны противопоставляться иначе это может привести к появлению конфликтов в детском коллективе. Все эти особенности должен знать и учитывать в своей работе классный руководитель.
Значимую роль в успешной адаптации к школе и в ученическом коллективе играют характерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития.
Конникова Т.Е. немалую роль в успешной адаптации отводит таким личностным особенностям ребенка как умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими чрезвычайно необходимы ребенку, поступающему в школу, так как учебная деятельность, ситуация школьного обучения в целом носит, прежде всего, коллективный характер. Несформированность таких способностей или наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения, когда ребенок либо активно, часто с агрессией, отвергается одноклассниками, либо просто игнорируется ими. В данных случаях будет отмечаться переживание психологического дискомфорта.[14]
Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина - возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли - школьник 7-8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности.[15]
Существенные изменения происходят в нормах, которыми регулируются отношения школьников друг другу. Если в младшем школьном возрасте эти отношения регламентируются в основном нормами "взрослой" морали, т.е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых, то к 9-10 годам на первый план выступают так называемые "стихийные детские нормы", связанные с качествами настоящего товарища. В начале обучения самооценка школьника формируется учителем на основе результатов учебы. К окончанию начальной школы все привычные ситуации подвергаются корректировке и переоценке другими детьми. При этом во внимание принимаются не учебные характеристики, а качества, проявляющиеся в общении. От 3-го к 4-му классу резко возрастает количество негативных самооценок.[16]
Существуют так же личностные особенности, которые препятствуют успешному вхождению ребенка в новую ситуацию межличностного взаимодействия. Их большое количество и они индивидуальны, однако принято выделять два личностных новообразования, которые в устойчивых своих формах способны длительное время определять направление поведения индивида - самооценка и уровень притязаний.
При неадекватном их завышении дети не критично стремятся к лидерству, реагируют негативизмом и агрессией на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых либо отказываются от выполнения деятельности, в которой могут обнаружить свою несостоятельность. В основе возникающих у них резко отрицательных эмоций лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе. Последствиями такого конфликта могут стать не только снижение неуспеваемости, но и ухудшение состояния здоровья. Не менее серьезные проблемы возникают у детей со сниженной самооценкой. Их поведение отличается нерешительностью в собственных силах, которые формируют чувство зависимости, сковывая развитие инициативы и самостоятельности в поступках и суждениях. Первичная оценка ребенком других детей почти целиком зависит от мнения классного руководителя, чей авторитет безоговорочно признается учащимися младших классов. Демонстративно отрицательное отношение классного руководителя, к какому либо ребенку формирует аналогичное отношение к нему со стороны одноклассников, в результате чего такой ребенок оказывается в изоляции. Как показали исследования, классные руководители с отрицательным стилем отношения к ученикам плохо знают структуру межличностного общения в классе: они не только ставят некоторых детей в неблагоприятное положение в коллективе, но и не замечают изолированных школьников, неверно оценивают трудности детей в контактах друг с другом. Такой стиль руководства детским коллективом приводит к тому, что неуспевающие и недисциплинированные учащиеся неизбежно попадают в категорию отвергаемых, что препятствует нормальному развитию их интеллектуальных способностей и формирует у них нежелательные черты характера. Приблизительно с третьего класса неформальные, дружеские контакты начинают доминировать во взаимоотношениях школьников, складываясь на основе индивидуальных эмоциональных и ценностных предпочтений уже независимо от мнения учителя о том или ином ученике. Поэтому дети, обладающие отрицательными чертами характера, попадают в группу «отвергаемых», даже если они считаются примерными учениками. Неумение наладить положительные взаимосвязи с другими детьми становится основным психотравмирующим фактором и вызывает у ребенка негативное отношение к школе, приводит к снижению его успеваемости, провоцирует формирование у него различных патологических состояний.[17]
Необходимо белее подробно рассмотреть взаимовлияние класса и ребенка в направлении «класс-ребенок»:
- класс может влиять или не влиять на личность в зависимости от характеристик, среди которых важную роль играет уровень развития коллектива: чем он выше, тем целенаправленнее становится это влияние. Нередко последнее отождествляется с подавлением, усреднением личности ребенка, что вполне возможно, если он рассматривается только как объект педагогических воздействий;
- влияние класса на ребенка зависит от того, какое положение занимает он в системе внутриклассных отношений, являющихся, в свою очередь, результатом, с одной стороны, совокупности различных качеств самого ребенка, а с другой - особенностей класса. Один и тот же ребенок может занимать в разных классах различное положение в зависимости от ценностей, норм поведения, сложившихся в них;
- влияние класса на ребенка зависит, в первую очередь, от характера его взаимоотношений с классным руководителем;
-влияние связано с тем, каково в классе положение дружеской микрогруппы, в которую входит ребенок и каково отношение к ней со стороны классного руководителя;
- влияние определяется наличием в школе такой воспитательной системы, которая была бы в нем заинтересована;
- влияние класса на личность младшего школьника зависит от его значимости для каждого конкретного ребенка[18].
Конечно, есть дети, на которых класс может оказывать минимальное влияние. Как правило, их число увеличивается с возрастом учащихся. Класс может влиять на ребенка непосредственно и косвенно. Непосредственное влияние почти всегда связано с конкретной ситуацией и с предоставлением ребенку возможности выполнения в классе той или иной роли. Косвенное влияние реализуется через создание общественного мнения, через выработку коллективных ценностей и норм поведения, через создание эмоционального климата. В конечном счете, все это находит отражение в структуре и в характере взаимоотношений, формирующихся в классе и служащих самым мощным фактором влияния на личность школьника. Процесс вхождения школьника в систему отношений в классе сложен, неоднозначен, нередко противоречив. Прежде всего, он глубоко индивидуален и зависит не только от психических особенностей личности, но и от ее индивидуального социального опыта.[19]
Процесс вхождения в систему классных отношений осуществляется при активном, но в значительной степени неосознанном участии школьников, стремящихся сделать окружающую их микросреду благоприятной для себя и своей группы, коллектива. Ребенок стремится к популярности в коллективе, старается закрепить свои позиции в нем, страдает от своей непопулярности, очень часто даже не осознавая причин этого. Иногда он неправильно оценивает свое положение в коллективе, отношение своих товарищей. Занять благоприятное положение в сфере отношений школьники стремятся различными путями. Одним это удается легко и просто, других постигают неудачи, что приводит к разочарованию, плохому психологическому самочувствию, стремлению добиться хорошего положения в коллективе любой ценой.[20]
Следовательно, можно говорить о том, что если положение младшего школьника в коллективе класса благоприятно и его статус достаточно высок, класс будет являться благоприятной средой для развития личности такого ребенка.