Мультимедийные презентации и их использование в образовательном процессе
Мультимедийность создает информационную избыточность процесса опосредованных коммуникаций, в определенной мере нивелирующую психологическую «узость» (отсутствие невербальных компонент общения) человека с компьютером. Помимо этого, возрастает воспитательный потенциал образовательного контента при его дополнении художественно-этическим переживанием научного знания. Поиск средств выразительности при создании образовательного контента и при его оформлении в учебных пособиях способствует творческому развитию личности самого преподавателя[31].
В данном случае необходимо подчеркнуть, что мультимедийные средства обеспечивают возможность интенсификации обучения и повышение мотивации обучения за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких как[32]:
* «манипулирование» (наложение, перемещение) визуальной информацией как в пределах поля данного экрана, так и в пределах: поля предыдущего (последующего) экрана;
* контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации;
* реализация анимационных эффектов;
* деформирование визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);
* дискретная подача аудиовизуальной информации;
* тонирование изображения;
* фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения для и рассмотрения «под луной»;
* многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном «окне» - видеофильм, в другом - текст);
* демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм).
С точки зрения педагогики необходимо подчеркнуть, что системы мультимедиа обеспечивают большую свободу иллюстрирования учебного материала, чем текст. Существуют два основных толкования термина «иллюстрация». Это такие толкования, как:
* изображение (рисунок, фотография и др.), поясняющее или дополняющее какой-либо текст;
* примеры для наглядного и убедительного объяснения излагаемого материала.
Первое толкование из вышеуказанных более всего соответствует традиционному книжному учебнику, второе же толкование - достаточно точно отражает роль иллюстраций в мультимедийных образовательных электронных изданиях. По нашему мнению мультимедийные средства ИКТ должны быть использованы для наглядного и убедительного, то есть доступного объяснения главных, основополагающих, наиболее сложных моментов учебного материала при обучению иностранному языку студентов в неязыковых вузах.
В данном случае считаем важным подчеркнуть, что возникновение в образовательных мультимедиа-средствах новых видов иллюстраций (к примеру, трехмерных агитированных моделей) совсем не означает того, что необходимо полностью отказаться от прежних подходов в осуществлении учебного процесса при обучении иностранному языку в неязыковых вузах, которые использовались при издании традиционных учебников на бумажных носителях. В области иллюстрирования и полиграфического оформления традиционных учебных пособий и учебников уже накоплен весьма существенный опыт, на основании которого выделяются собственно иллюстрации, особенности пространственной группировки элементов издания, акцентирование (зрительное) отдельных элементов, физиологические стороны восприятия (четкость печати, особенности шрифтов и т.д.). Годами накопленный в этой сфере опыт очень важно сохранить в новой, исследуемой нами технологической области осуществления учебного процесса.
Одной из наиболее важных характеристик средств мультимедиа является интерактивность мультимедийных приложений. Роде и Азбели (Rhodes and Azbell, 1985; цит. по: Schulmeister, 1997)[33] указывают три различных типа интерактивности. Это следующие типы:
* активное взаимодействие: учащиеся контролируют программу. Учащиеся сами решают, в каком порядке выполнять задания и по какому пути изучения материала следовать в рамках приложения;
* реактивное взаимодействие: учащиеся проявляют ответную реакцию на представляемые им ситуации. Последовательность заданий жестко фиксирована и возможности управления программой незначительны;
* двустороннее взаимодействие: учащиеся и программы способные взаимно адаптироваться друг к другу - как в виртуальной реальности.
Необходимо отметить, что в этой модели степень контроля пользователи над приложением весьма различна на разных уровнях интерактивного взаимодействия. На реактивном уровне создатель/дизайнер обладает полным контролем над содержанием материала, его представлением, последовательностью изложения, и практической реализацией. На активном и двустороннем уровнях возможности контроля пользователей над приложением намного шире.
Следует подчеркнуть, что интерактивность по Риману подразумевает довольно обширный круг возможностей воздействия на процесс обучения и содержание учебных материалов со стороны пользователя. Это следующие:
* линейная навигация: скроллинг вперед/назад в рамках экрана;
* манипулирование экранными объектами посредством «мыши»;
* иерархическая навигация: выбор подразделов с помощью меню;
* функция интерактивной справки, управляемая специальными кнопками на панели навигации. Наиболее эффективна контекстно-зависимая справка;
* взаимодействие с пользователем: программа отвечает пользователю, представляя ему оценку правильности выполнения заданий. Эти ответы видны на экране. В том случае, если дальнейшая программа курса зависит от результатов задания, то происходит автоматическая адаптация приложения;
* конструктивное взаимодействие: это когда программа предоставляет возможность создания или конфигурирования экранных объектов. К примеру, пользователям предоставляется возможность самостоятельно создавать узлы иерархической структуры и ссылки - это означает, что пользователи могут добавить новые узлы и гиперссылки к уже существующим, расширяя имеющуюся структуру гипертекстового документа;
* симулятивная интерактивность: экранные объекты связаны друг с другом и взаимодействуют таким образом, что настройка тих объектов определяет их «поведение» (симулирующее реальное функционирование технических устройств, социальные процессы и т.д.);
* неуглубленная контекстная интерактивность: учащийся вовлекается в различные виды деятельности, имеющие неявное дидактическое значение. Этот тип интерактивности используется во многочисленных развлекательно-обучающих программах и в различных играх;
* рефлективное взаимодействие: программа учитывает действия пользователя для последующего анализа (например, для того чтобы на основе этой информации рекомендовать учащемуся оптимальную последовательность изучения материала в рамках урока). Более программа может предложить пользователю выбор между «экспертным» или «ознакомительным» вариантом изучения;
* углубленная контекстная интерактивность: виртуальная реальность. В виртуальной реальности пользователь погружается в симулируемый трехмерный мир.
Из этого следует, что предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ цифровых мультимедиа по сравнению с другими средствами представления информации. В данном случае интерактивность подразумевает процесс предоставления информации и дает ответ на запросы пользователя. Интерактивность позволяет и в определенных пределах управлять представлением информации: ученики могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Они также могут устанавливать скорость подачи материала и число повторений, удовлетворяющие их индивидуальным академическим потребностям. Более того, возможность предоставлять взаимодействие с пользователем, ориентированная на потребности учащихся, отличает мультимедийное средство от любого другого средства представления информации, не требующего участия человека.
Из вышеуказанного следует, что применение интерактивных мультимедийных технологий создаст принципиально особые возможности не только в получении человеком новых знаний, но и в совершенствовании его чувственных ощущений. Они становятся инструментальной основой быстро развивающегося нового направления и искусстве - экранного искусства, которое даст возможность миллионам людей во всех уголках Земли приобщиться к шедеврам мировой культуры.
Необходимо отметить, что в англоязычных источниках ТСО называют аудиовизуальными средствами, которые принято подразделять на жесткие (hardware) и мягкие (software). К жестким относятся магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры,, к мягким — носители информации: грампластинки, магнитная лента, магнитные и оптические диски, слайды, кинофильмы. Согласно отечественным источникам, ТСО можно классифицировать по следующим признакам; по функциональному назначению; принципу устройства и работы; роду обучения; логике работы; характеру воздействия на органы чувств; характеру предъявления информации.
Одни из самых первых удачных опытов применения ТСО позволяют нам сделать утверждение о том, что технические средства обучения могут помочь в решении некоторых противоречий о педагогике. Как справедливо указывает Э.М. Кравченя, правильное использование ТСО предоставляет возможность:
-повысить эффективность преподавания путем налаживания систематического контроля знании учащихся, индивидуализировать усвоение знаний в условиях классно-урочной системы, поднять степень его дифференциации и таким образом сократить недостаток учебного времени;
- освободить учителя от монотонной рутинной работы с тем, чтобы он мог больше времени уделять творческой деятельности;
-в ряде случаев дать обучающимся более полную и точную информацию об изучаемом предмете или явлении;
- повысить наглядность, создать представления о механизме сложных явлений и тем самым облегчить обучающимся их понимание;
- ознакомить обучающихся с характером быстро или, напротив, медленно протекающих, процессов;
- ознакомить обучающихся с фундаментальными научными экспериментами в области физики, химии, биологии и других наук[34].
По информации, имеющейся в ЮНЕСКО, в том случае, когда человек слушает, он запоминает, примерно, 15% информации, в том случае, когда смотрит — 25% видимой информации, ну а когда видит и слушает - 65% получаемой информации. Следовательно, необходимость использования ТСО, которые могут воздействовать на различные органы чувств, не вызывает сомнений. Так, использование технических средств отбора, передачи, преобразований и отображения информации позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые всегда были прерогативами человека, это такие, как управление, проектирование, исследование и т.п. В данном случае необходимость применения ТСО обусловлена и значительным усложнением объектов обучения. Так, невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство, микросхему или технологический процесс используя только вербальные средства, при помощи мела и доски. Важно отметить, что ТСО позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации. Большинство современных технических средств вплоть до персональных компьютеров уже стали или становятся привычными в повседневной сфере учебной деятельности у многих студентов, в том числе у тех, кто изучает иностранный язык в неязыковом вузе.
Особо необходимо отметить, что ТСО при рациональном использовании улучшают условия деятельности, как преподавателя, так и студентов. Использование в учебном процессе ТСО интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создаст проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует у студентов мотивацию к обучению, индивидуализирует и дифференцирует процесс обучения[35].
С возникновением компьютера как средства обучения, начали появляться новые определения средств обучения. К примеру, в научных трудах О.К. Филатова, Р.С. Агамировой, А.А. Кузнецова, дается такое определение педагогического программного средства (ППС). ППС - это средство обучения, которое создано или адаптировано для учебного процесса и направлено на организацию деятельности обучающихся и преподавателя, их совместной деятельности и может быть реализовано в учебном процессе только с помощью средств информационных технологий[36].
Необходимо отметить, что мультимедийные средства обучения обладают рядом специфических характеристик, которые определяют их особенное место среди средств обучения. Прежде всего следует отметить их многофункциональность и системность, далее – их модульность и преемственность и, наконец, их интерактивность и мультимедийность.
Следовательно, многофункциональность компьютерных обучающих комплексов позволяет реализовывать все существующие формы ведения учебной работы в университете и самостоятельную работу студента дома при самоподготовке. Так, к примеру, при чтении лекций компьютер становится ассистентом и помощником, то есть средством, помогающим преподавателю свободно; варьировать формы предъявления информации различных видов (видеографической или аудиоинформацией) в зависимости от настроя аудитории и темы занятия. Важна, но недостаточно освещена в источниках роль и дидактические возможности мультимедийных средств для проведения семинаров или консультаций.
Под системностью понимается следующее: обучающий компьютерный комплекс предоставляет преподавателю и студенту «избыточный» комплекс функций начиная с работы с текстовым электронным учебным пособием и кончая возможностью аудиовизуальной интерактивной связи. Обучающий комплекс становится самодостаточным, а именно: у обучаемого студента отсутствует необходимость "выхода за его пределы". В обучающие системы заложена функция, позволяющая обучающимся всегда иметь под рукой необходимые архивы, библиотеки, музеи и даже специализированные базы данных[37].
Под модульностью понимается определенный тип построения как всего университетского банка данных обучающих систем, так и отдельных курсов. Вновь разрабатываемые и уже существующие курсы должны находиться во взаимосвязи, в интегральном взаимодополнении единого образовательного пространства. Студент легко может потеряться в многообразии компьютерных систем. Должна быть создана единая методология, предусматривающая органичное включение каждого курса в информационную обучающую среду университета. Одни и те же тематические разделы читаются в разных дисциплинах и для разных специальностей, при этом используется один и тот же иллюстративный графический материал. Из этого следует, что имеются вес предпосылки для создания единой базы аудио-, видео-, графических и текстовых учебных материалов для консолидации интеллектуального потенциала университета, в котором осуществляется обучение[38].
Нами с полной уверенностью можно утверждать, что именно принципиальной и уникальной характеристикой мультимедиа является интерактивность, которая, в значительной мере определяет его эстетическую природу и деятельное ее участие в процессе обучения студента. Студент может не только почувствовать поток событий, но и изменить структуру системы или взаимодействовать с ней, управлять формами и способами своего общения с художественными объектами и, таким образом, оказаться: вовлеченным в процессы изменения и создания окружающей его художественной среды. Интерактивность - специфическая функциональная технологическая характеристика, позволяющая зрителю-пользователю «физически» взаимодействовать с произведением благодаря тем или иным творческим и техническим решениям. Зритель в интерактивной виртуальной среде неразрывно связан с окружающим его миром предметов, со всей атмосферой сцены - он воспринимает себя, а также других персонажей только в контексте окружающего его пространства[39].
Рассмотрим такое понятие, как художественное пространство. Так, художественное пространство аудиовизуальных последовательностей по своей природе может быть как безусловным (фрагменты игрового и неигрового кино и видео), так и условным (например, анимация). Художественное пространство виртуальных сцен, создаваемое с помощью 3D-технологий, позволяет зрителю, а в нашем случае - студенту полностью ощутить себя в среде, сконструировавшей автором произведения, хотя сама среда может быть условной (например, рисованная декорация). При этом «взгляд» зрителя опосредован «объективом камеры» и столь же подвижен, как и в кинематографе. В линейных аудиовизуальных последовательностях камера полностью управляется автором, в интерактивных виртуальных сценах — ее управление передается зрителю, который может менять ракурс, план, характер движения камеры в пределах, заданных режиссером, автором произведения[40].
Следовательно, интерактивность является главной чертой традиционного фронтального способа изложения учебной и научной информации. Данному способу свойственны одновременность и одинаковые методы подачи учебного материала, которые позволяют студенту самостоятельно выбирать необходимый ему ритм обучения, и уровень погружения и, естественно, самостоятельно контролировать степень освоения базовых блоков, по которым он должен отчитаться перед преподавателем. Все это реально может обеспечить только модель обучения, построенная по многоуровневому способу представления материала, с контролем по альтернативным ответам и при наличии встроенной функции сетевой связи. Новые интерактивные формы предъявления учебной информации позволяют обучающемуся обучаться в индивидуальном темпе, при необходимости возвращаться к уже пройденному материалу, то есть свободно манипулировать временем восприятия[41].
С помощью активного включения студента в события на экране, создается иллюзия, заключающаяся в том, что событие, происходящее в виртуальном пространстве разворачивается: синхронно его восприятию. Действительно, обучающийся интерактивно взаимодействует с виртуальной средой, разыгрывает события в реальном, времени (то есть вызывает их действие). Однако, вызвав то или иное событие, он видит только его фиксацию (фрагмент анимации, видео, скриптовая анимация) и может в реальном времени прервать это событие и вызвать следующее. В одном случае зритель созерцает то, что было, в другом — сопереживает происходящему на его глазах[42].
Помимо этого интерактивность является принципиальной и уникальной особенностью гиперсюжета. В отличие от монолитного, связанного единым логическим замыслом произведения, гиперсюжет в определенном смысле более точно повторяет дискретную структуру реальной жизни[43].
Следовательно, многоплановость логической структуры гинерсценария позволяет сделать обзор событий с позиций различных действующих лиц, причем коли честно вариантов не ограничено. Обучающийся может полностью их не смотреть, а выбрать только один. В интерактивных средах эти приемы могут найти широкое применение при использовании понятного графического интерфейса, полиэкранов и других средств мультимедиа[44].
Базовым принципом любого учебного процесса является развитие самостоятельности, творческой активности, инициативности и увлеченности обучаемого. Одна из главных задач - предоставить для этого все необходимые средства, в том числе средства пошагового самоконтроля - осознанной, самостоятельной верификации результатов учебного процесса и поставленных перед обучением целей. Организация в компьютерных обучающих системах специальных блоков контроля и самоконтроля знаний должна вырабатывать у обучаемого внутреннюю дисциплину, способствовать рациональному распределению сил и времени для овладения учебным материалом. Необходимо и крайне важно для системы наличие в ней инструментария для самостоятельной работы пользователя, т. е. всех тех программных средств, которые понадобятся: для оформления и выполнения исследовательской и учебной работы.
Анализ научной литературы позволил нам создать классификацию мультимедийных презентаций, которые возможно использовать как опоры в обучении.
По интерактивности выделяем следующие типы презентаций:
Линейная презентация.
1. Слайды презентации сменяют друг друга последовательно.
2. Пользователь пассивен, его участие в управлении презентацией незначительно.
3. Внимание пользователя акцентируется на просматриваемом слайде, содержание просмотренных слайдов быстро забывается.
4. Требования пользователя к качеству потребляемой информации невысоки.
Презентации со сценарием
· Являются совершенным средством представления информации для учебной аудитории.
· Материал в такой презентации, как правило, хорошо организован, ее можно отрепетировать заранее, чтобы обеспечить безупречную презентацию.
· Презентация, в ходе которой преподаватель руководит подачей материала, - это идеальный способ организовать процесс представления информации на уроке в школе.
· Эту методику можно применять в любой сфере обучения.
Обучающие презентации
· Обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и обучаемому и позволяют удобно и наглядно представить материал.
· Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным.
Самовыполняющиеся
· Законченные информационные продукты.
· Можно адресовать самовыполняющуюся презентацию аудитории, если поместить ее на сайт, дискету, компакт - или видеокассету и использовать для самостоятельного изучения школьником в ходе урока или дома.
Интерактивная презентация
· В таких презентациях реализована возможность выбирать, как способ изучения учебного материала, так и степень подробности изложения материала, позволяют адаптировать информацию и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому.
· С помощью интерактивных презентаций удобно реализовать индивидуальные "экскурсии'' по учебному материалу, которые позволяют пользователю самостоятельно ознакомиться с информацией о предмете.
· Слайды презентации демонстрируются в зависимости от действий пользователя.
· Пользователь активен и в значительной степени управляет ходом презентации.
· Пользователь держит в памяти значительную часть презентации, рассматривая каждый слайд как продолжение предыдущих.
· Требования пользователя к качеству потребляемой информации высоки – он ожидает адекватной реакции на производимый выбор.
Мы считаем, что данные презентации обладают следующими преимуществами.
· Это реализованная в удобной и занимательной форме возможность осуществлять поиск нужной информации, углубляясь в нее настолько, насколько это было предусмотрено создателем презентации. Например, пользователь может приступить к изучению темы урока с того, что прочтет на экране компьютера общие сведения о нем; затем по щелчку на гипертекстовой связи (подчеркнутое или выделенное цветом слово или фраза), на кнопке или на пиктограмме ему представляется более подробная информация о конкретных вопросах по данной теме.
· Интерактивные средства мультимедиа позволяют значительно расширить аудиторию получателей информации и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому.
· С помощью интерактивных презентаций удобно реализовать индивидуальные "экскурсии'' по уроку, которые позволяют пользователю самостоятельно ознакомиться с информацией о структуре, теме и информации об уроке.
Классификация презентаций по содержанию может быть представлена следующим образом:
Презентация часто является частью учебного комплекса презентационных материалов.
· Презентация одновременно является источником информации и средством привлечения внимания слушателей.
· Презентация должна быть технологична. Внесение изменений, тиражирование и создание на ее основе новых презентаций должны осуществляться максимально просто.
· Презентация должна быть универсальна с точки зрения используемых средств презентации (должна одинаково эффективно использоваться с использование мультимедиа-проектора, с прозрачных пленок, будучи распечатанной и т.д.)
Весьма важное значение в учебном процессе имеют, помимо вышеизложенного, и динамическое пошаговое самотестирование и контроль: порой студенты и школьники так увлекаются "проходом" по обучающей системе, что иногда забывают об отчетности и контроле знаний.
Следовательно, в системах должна быть предусмотрена возможность проверки обучаемого на каждом из шагов.
С мультимедийностью, зачастую связывают формальное наличие в компьютерных системах видеографической, текстовой и аудиоинформации, однако это слишком упрощенное толкование термина. Вместе с тем, мулътимедийностъ - это интегративное качество, которое реализуется в процессе восприятия аудио-, видео-, графической и текстовой информации в комплексе, взаимно дополняющей друг друга в раскрытии содержания на новом качественном уровне. Кроме того, гипертекст, гипермедиа создают возможность подгружать дополнительные образы, то есть внешние для реципиента ассоциации или ссылки, которые, в отличие от внутренних ассоциаций, жестко определены автором мультимедийного произведения. Одним из примеров гипертекста является распространенная технология всплывающих подсказок, которая создает возможность значительно расширить объем учебной и научной информации, предлагаемой в мультимедийном учебнике и предлагает обучающемуся обратиться к новым ресурсам[45].