Педагогический контроль в учебном процессе

План:

1.Пед. конроль, его структура и содержание.

2.Виды контроля в учебном процессе

3.Ф-ции контроля

4.Принципы контроля

5.Психолого-педагогические аспекты пед-го контроля

Педагогический контроль – это единая дидактическая и методическая система проверочной деят-ти, которая протекает при руководящей и организующей роли педагога, носит совместный характер, объединяя преподавателей и учащихся и направлена на оценку результатов учебного процесса.

С помощью контроля можно:

1.Оценить достижения учащихся и выявить пробелы в их знаниях;

2.Установить взаимосвязь м/у планируемыми реализуемыми и достигнутыми уровнями образования;

3.Понять достоинства и недостатки новых методов обучения;

4.Сравнить работу педагогов;

5.Дать руководителю учебного заведения объективную информацию для принятия управленческих решений.

Основные компоненты контрольно-оценочной деятельности:

1.выделение тем, разделов, выступающих в роли определённых понятий;

2.формирование вопросов и заданий;

3.создание модели желаемых результатов контроля;

4.проведение контрольных мероприятий;

5.сличение модели и реальных ответов учащихся;

6.формирование оценочных суждений и принятие на их основе решения о продолжении контроля или выставлении отметки.

Содержание контроля не только отражает чему учат и что хотят видеть в качестве результатов обучения, но и задает определённые приоритеты при обучении.

Содержание контроля нацеленного на результаты учебного процесса по отдельным предметам задаётся в гос-ных образовательных стандартах. Обязательным минимумом содержания и требованиями к уровню его освоения выпускниками системы общего образования.

Опыт разработки и применения стандартов в других странах показал, что мотивация учащихся к реализации поставленных целей обучения растёт если чётко выделены критерии достижения ученика и свидетельства его продвижения, задана и детально прописана прогрессирующая последовательность уровня достижений и учащийся информирован о том, что нужно сделать чтобы достичь более высоких отметок.

Под учебными достижениями понимают не только подготовленность обучающихся в определённой предметной области, но и показатели сформированности личностных качеств обучаемого.

Оценивание – это процесс формирования оценки учебных достижений, в котором интегрируются и представляются в определённой шкале данные, полученные при тестировании, использовании портфолио, проведении экзаменов, выполнении практических работ учащимися, рейтинговании их результатов.

Тестирование – это процесс применения тестов, который является частью процесса оценивания.

Тестирование административно-управленческого предназначения – связано с принятием наиболее ответственных решений в образовании, применяется при аттестации школ и вузов.

Виды контроля в учебном процессе:

1.Входной. В практике школьного обучения систематически не проводится, он исп-ся лишь в случае отбора учащихся при конкурсном зачислении в профильные классы или является инициативой педагогов, уделяющих большое внимание индивидуализации учебного процесса.

2.Текущий. Его цель – следить за ходом обучения. Его осуществление позволяет педагогу получить оперативную информацию о ходе учебного процесса для его своевременной коррекции и перестройки в нужном направлении.

3.Итоговый. Предназначен для оценки учебных достижений после завершения определённого этапа обучения прохождения раздела или всего учебного курса. Он может быть 2 видов: а)внешний – проводят независимые от школы структуры, например, при гос-ной аттестации; б)внутренний – проводят сами учителя.

Аттестация – это процедура установления соответствия уровня и качества подготовки выпускников зафиксированной документально системе требований к уровню и качеству образования.

Методы контроля:

-контрольный срез;

-тестирование;

-анкетирование;

-наблюдение;

-анализ документации;

-беседа.

Результаты контроля:

1.Аналитическая справка. В течение 3 дней должна быть дана реакция;

2.Докладная записка. Реакция в течение 1-2 дней.

Функции контроля:

1.Контролирующая – предполагает осуществление систематического контроля за результатами обучения, определение состояния усвоенных ЗУН и находит своё отражение в оценке учебных достижений;

2.Диагностическая (делаются выводы)

3.Обучающая

4.Воспитывающая (самовоспитание, дисциплинированность, ответственность)

5.Мотивирующая – мотивация на результат обучения

6.Развивающая – укрепляет память, тренирует мышление, формирует умения и навыки применения знаний на практике

7.Информационная (получение инф-ции)

8.Сравнительная – проявляется при сопоставлении данных тестирования по школе с нормами районного или регионального уровней для выявления отставания отдельных школ по ряду показателей качества образования.

Принципы контроля:

1.Научности – предписывает использование при контроле научно-обоснованных средств, проверочных процедур и методов анализа данных контроля для оценивания подготовленности учащихся;

2.Иерархической организации – нацеливает на построение определённой иерархии ЗУН при отборе содержания контроля (проверять то, что уже изучено);

3.Систематичности;

4.Объективности и справедливости;

5.Всесторонности – подчёркивает необходимость тщательного отбора содержания контроля, которое должно отражать содержание учебных программ и видов проверяемой учебной деятельности. Задания, предназначенные для проверки, должны охватывать по возможности максимально широкий круг вопросов, подлежащих контролю, и не дублировать друг друга.

Психолого-педагогические аспекты контролясвязаны с анализом уровня сформированности навыков самоконтроля и самооценки у обучаемых, являющихся важным показателем качества учебной деятельности.

Самоконтроль – это действия обучаемых, проявляющиеся в навыках осуществления контроля за результатами собственной деятельности и коррекции её в процессе выполнения учебных заданий.

Самооценка – это результат процесса самоконтроля.

Наши рекомендации