Основные положения концепции личностно ориентированного образования В.В. Серикова.
Тема 6. Современные теории личностно-развивающего образования
Основные концептуальные идеи.
Основные положения концепции личностно ориентированного образования В.В. Серикова.
3. Основные положения психолого-дидактической концепции личностно ориентированного
обучения И.С. Якиманской,
Основные концептуальные идеи.
Под личностно-ориентированным образованием понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью образования является развитие личности ребёнка и его индивидуальности: в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка; отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Модель личностно-ориентированной школы предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе обучения, не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка.
Различия в возможностях выбора учителем и учеником целей, содержания и средств обучения;
Модель, ориентированная на ЗУНы | ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ |
Цели обучения задаются учителем. | Цели обучения согласовываются с учениками. |
Ориентир на коллективную и фронтальную работу учителя. | Ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося. |
Работа с группами различной успеваемости, учитывая гуманитарные или естественные предпочтения. | Работа с каждым учащимся, выявление и учет склонностей и предпочтений в процессе обучения. |
Дидактический материал рассчитан на объем знаний «среднего» ученика. | Дидактический материал варьируется для учащихся с разной успеваемостью. |
Устанавленя одинаковый для всех учащихся объем знаний и подбирается в связи с этим учебный материал. | Устанавливается объем знаний, рассчитанный для каждого учащегося с учетом их познавательных способностей, и подбирается в связи с этим учебный материал. |
Изучение учебного материала, задания в котором делятся на определенные группы сложности. | Изучение учебного материала, сложность которого выбирается учеником и варьируется учителем. |
Активность класса как группы. | Активность каждого учащегося с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей. |
Учитель планирует индивидуальную или групповую работу. | Учитель предоставляет возможность выбора ученику групповой или самостоятельной работы. |
Сообщение новых знаний только учителем. | Открытие действующих законов, способов решения задач при совместном участии учителя и учащихся. |
Оценка ответа учащегося только учителем. | Сначала оценка собственного ответа учащимся, потом -оценка учителя. |
Использование учителем только количественных способов оценки (баллы, %). | Совместное использование учителем и учащимися количественных и качественных способов оценки процесса и результатов познания. |
Основные положения концепции личностно ориентированного образования В.В. Серикова.
Центральное понятие данной концепции - личностно ориентированная педагогическая ситуация. Педагогическая ситуация создается целенаправленно, Это особый педагогический механизм, который ставит воспитанника в новые условия, требующие от него новую модель поведения, рефлексию. По В.В.Серикову, важно спроектировать такой способ жизнедеятельности воспитанника, который бы соответствовал природе его личностного развития. Ведь ученику важно осмыслить и прожить собственную жизненную ситуацию, которая одновременно и сложилась объективно, и избрана им самим, которая особым образом понимается и принимается.
В обучении, ориентированном на личность, важно оценить зачем, а не что ученик усвоил. Есть только один способ реализовать личностный подход в обучении - сделать обучение сферой
самоутверждения личности. Личностно утверждающая ситуация может содержать в своей основе:
- нравственный выбор. - реализацию роли соавтора учебного процесса, - ощущение собственной
значимости для других людей. - отказ от своих прежних воззрений и принятие новых ценностей, -
самостоятельную постановку и достижение цели и др.
По Серикову, личностная ситуация востребует личностные структуры сознания. Их проявление определяет понятие «творческая личность». К личностным структурам сознания относятся;
- мотивирующая (способствует обоснованию и принятию решений). - коллизийная (позволяетвидеть скрытые противоречия действительности), - рефлексивная (конструирование и удержаниеобраза «Я»). - критическая (по отношению к предлагаемым извне ценностям). - самореализующая (как стремление к признанию своего «Я»). – духовность жизнедеятельности (предотвращает
сведение жизнедеятельности к утилитарным целям). - ориентирующая (способствует построениюиндивидуального мировоззрения) и др.
При конструировании личностной ситуации используются три базовые технологии:
1. Заданного подхода. Элементы содержания образования представлены в виде личностно
ориентированных задач-коллизий, требующих сопоставления различных взглядов.
2. Учебного диалога, предполагающего исследование смысла содержания, т.е. субъектно-смысловое общение, самореализацию личности. Диалог выступает не как запланированная ситуация на занятии, а как способ жизнедеятельности субъектов образования.
3. Имитационных игр. Это имитация жизненной ситуации, которая обеспечивает реализацию личностных структур сознания в условиях состязательности, апробации каких-либо ценностей в действии или общении с другими людьми.
Личностно ориентированное обучение, таким образом, своим внутренним содержанием предполагает сотрудничество субъектов образовательного процесса, их саморазвитие.
3. Основные положения психолого-дидактической концепции И.С. Якиманской.
Автор понимает учение как индивидуально значимую деятельность. В ней реализуется личный опыт ученика, приобретаемый им самостоятельно,'вне учебной деятельности. Т.е. ученик изначально является носителем субъектного опыта, а не становится субъектом обучения. Главная задача обучения - выявить особенности этого субъектного опыта, преобразовать, обогатить его, создать условия для развития индивидуальности ученика.. Провозглашая принцип субъектности образования, Якиманская И.С. предъявляет ряд дидактических требований к содержанию образовательного процесса:
1. Предъявляя учебный материал, следует выявлять содержание субъектного опыта ученика(внеучебной деятельности + предшествующее обучение),
2. Деятельность учителя должна быть направлена на преобразование личного опыта ребенка, а не только расширение предметного содержания,
3. Субъектный опыт ученика нужно обязательно согласовывать с научным содержанием
дисциплины.
4. Ученик должен иметь возможность выбора заданий и способов проработки учебного материала.
5. Учитель должен обеспечить контроль и оценку процесса обучения, а не только результата (который может быть списан или подогнан под ответ).
6. Овладение знаниями должно сопровождаться стимулированием ученика к самовыражению, самообразованию, рефлексии.
Якиманская И.С. выделяет 4 важнейших условия обучения:
1. Разработка предметного содержания и технологии его использования в учебном процессе. Важно, чтобы с помощью дидактического материала можно было разнообразить формы представления учебных заданий. При этом ученик должен иметь свободу выбора задания и способа .его
выполнения через слово, схему, практическое моделирование, образ и др.
2. Анализ отношения ученика к знанию и используемых им способов проработки материала: рассмотрение разных способов (свои, чужие), выбор наиболее рациональных, и пр:
3. Выявление возможностей каждого ученика, составление индивидуальной карты развития
и индивидуальной программы обучения.
4. Построение личностно ориентированного урока, совмещающего в себе все положения
организации личностно значимого учения.