Досуг как сфера социально-культурной деятельности
Текст лекции
по дисциплине «Педагогические основы социокультурной деятельности»
Для студентов 2 курса специальности «Начальное образование. Социальная педагогика..
Преподаватель: ЭКСТЕРОВИЧ АННА ИРОНЕУШЕВНА
ДОСУГ КАК СФЕРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные вопросы, рассматриваемые в рамках изучения лекционного материала (опорный конспект).
Понятие «досуг». Предмет педагогики досуга. Классификация видов досуговой деятельности. Характеристики досуга. Функции, задачи и особенности досуга. Принципы досуга. Типы моделей социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга. Структура досуга. Виды деятельности в сфере досуга. Факторы,обусловливающие объем, структуру и содержание досуга. Досуговые социальные институты в социализации подростков. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга.
Требования к компетентности:
● знать и мутеь различать понятия “досуг”, “свободное время”, “отдых”, “развлечение”;
● знать и уметь раскрывать социально-педагогическую сущность досуга;
● знать и понимать роль досуга в формировании и развитии личности;
● знать функции и принципы досуга;
● знать особенности и социально-пелдагогичсекие основы организации досуговой деятельности детей и молодежи.
Время проведения: 2 часа лекционных занятия вынесены на КСРС.
Актуальность данной темы:Произошедшие в последние годы в Беларуси радикальные изменения всех сторон жизни общества во многом явились причиной возникновения целого ряда острых проблем, среди которых и проблемы молодежи.
Одной из сфер ее жизнедеятельности, где наиболее ярко проявляются последствия этих трансформаций, является досуг. Видны изменения всей системы ценностных ориентаций в связи с падением уровня общей культуры, разрушением традиционных норм и ценностей, распространением элементов упрощенной массовой культуры. В подобной ситуации молодые люди утрачивают определенность в выборе линии нормативного поведения, и, даже зная нормы и правила, не всегда следуют им. «Размываются» устойчивые жизненные ориентиры молодежи, снижается уровень культуры ее досуга.
Подобная ситуация характеризуется рядом негативных моментов, таких, как настроения бессмысленности существования, криминализация досуга, проявляющиеся в росте молодежной преступности, алкоголизме, наркомании. Эти обстоятельства и заставляют задуматься над состоянием духовной культуры молодежи в целом и культуры ее досуга в частности.
Противоречивость ценностных ориентаций в современной социокультурной ситуации ведет к тому, что молодые люди утрачивают способность противостоять воздействию негативных тенденций, сформировавшихся в системе молодежного досуга. В связи с этим особенно актуальным представляется изучение новых потребностей и ценностей, формирующихся в пространстве досуга, отдельных досуговых видов, определение роли и места досуга в жизни современной российской молодежи.
Вся совокупность проблем, проявляющихся в пространстве досуга, характеризует тенденции его трансформаций, которые также требуют своего научного осмысления.
Вместе с тем, исследование проблем досуга продиктовано и практическими потребностями, поскольку негативные проявления в данной сфере во многом обусловлены неорганизованностью досуга, низким уровнем его культуры и культуры самой молодежи.
Прояснение процессов, происходящих в сфере досуга современной молодежи, будет способствовать выработке более эффективных и адекватных современному этапу развития общества методов работы с молодежью, что также обусловливает актуальность изучения данной темы.
Степень разработанности проблемы.Рассматриваемая проблематика имеет свою историю изучения. В зарубежной и отечественной науке она представлена именами таких ученых, как Ж. Дюмазедье, Т. Веблен, К. Маркс, С.Г. Струмилин, Б.Л. Грушин, Л.А. Гордон, Г.П. Орлов, А.В. Неценко и др., заложивших фундамент исследований данного направления и во многом определивших основные подходы к проблеме изучения пространства свободного времени и досуга.
В числе исследователей этого направления необходимо назвать Е.М. Клюско, В.И. Болгова, В.Г. Гуцу, В.Д. Патрушева, А.Д. Жаркова, И.А. Бутенко. Представляют интерес и международные проекты изучения бюджетов времени (Б.В. Дубин, Т.З. Зурабишвили).
Отечественная социологическая наука значительно продвинулась и в области изучения проблем молодежи. Различные аспекты молодежной проблематики — социализация, трудовая активность, жизненные планы, выбор профессии, воспитания — нашли довольно обстоятельное освещение в научной литературе. Большой вклад в их изучение внесли И.С. Кон, И.М. Ильинский, Ю.Г. Волков, Г.П. Орлов, И.В. Бестужев-Лада, В.Н. Шубкин, Ф.Р. Филиппов, М.Н. Руткевич, А.И.Вишняк, Л.Я. Рубина, А.Б. Мискевич, С.Н. Иконникова, Ю.А. Левада, М.Х. Титма, Н.Б. Кофы-рин, В.Т. Лисовский и многие другие.
На современном этапе осуществлен целый ряд исследований, посвященных и проблемам молодежного досуга (работы К.Г. Мяло, Б.А. Трегу-бова, А.С. Запесоцкого, А.П. Файна, В.Я. Суртаева, В.Т. Лисовского, А.Л.Маршака, О.И. Карпухина, Л.Ф. Боженко, М.Е. Илле, В.Н. Орлова, И.В. Бестужева-Лады, Б.А. Ручкина, В.В. Скороходова).
Но существует и ряд нерешенных проблем в области изучения досуга молодежи. В какой-то степени это объясняется быстрым обновлением общества, постоянно происходящими изменениями, порождающими немало
новых аспектов тех проблем, которые ранее считались хорошо отработанными в науке. Эта уникальность исторической ситуации постоянно воссоздает объективную новизну указанного процесса и требует его социологического осмысления, подтверждает необходимость повышения уровня изучения проблем досуга молодежи.
Вопросы:
1. Понятие «досуг», Характеристики досуга. Функции, задачи и особенности досуга.
2. Классификация видов досуговой деятельности. Структура досуга. Принципы досуга.
3. Социально педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи. Досуговые социальные институты в социализации подростков.
Литература:
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект пресс, 1998. – С. 137 – 303.
2. Бестужев–Лада, И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи / И.В. Бестужев-Лада. – М.: Политиздат, 1984.
3. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова. – М.: Просвещение, 1994. –С. 41 – 86.
4. Вишняк, А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. – Киев: Высшая школа, 1988. –53 с.
5. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: учебное пособие / Б.С. Ерасов. – М: Аспект пресс, 1997.-С. 196 – 233.
6. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / И.Н. Ерошенков. – М.: НГИК, 1994. – 32 с.
7. Каменец, А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: учебное пособие / А.В. Каменец. – М.: МГУК, 1997. – 41 с.
8. Кисилева, Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: учебное пособие / Т.Г. Кисилева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУК, 1995. – 136 с.
9. Салахутдинов, Р.Г. Организационные и педагогические основы социально-культурного творчества детей и молодежи / Р.Г. Салахутдинов. – Казань: ГранДан, 1999. – 462 с.
10. Салахутдинов, Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды / Р.Г. Салахутдинов. – Казань, РИЦ “Школа”, 2002. – 216 с.
11. Скрипунова, Е.А. О предпочтениях городской молодежи / Е.А. Скрипунова, А.А. Морозов // Социс. –№1. – 2002.– С. 105-110.