Методика художественного чтения и рассказывания детям

Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях.

Кратко остановимся на методах ознакомления с худо­жественной литературой.

Основными методами являются следующие:

1. Чтение воспитателяпо книге или наизусть. Это до­словная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литератур­ных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свобод­ная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможнос­ти для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным про­изведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произ­ведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра про­изведения и возраста слушателей.

Традиционно в методике развития речи принято выде­лять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творче­ства вне занятий, в разных видах деятельности.

Рассмотрим методику художественного чтения и расска­зывания на занятиях.

М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных еди­ной тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жиз­ни животных) или единством образов (две сказки о ли­сичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жан­ров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к раз­ным видам искусства:

а) чтение литературного произведения и рассматрива­ние репродукций с картины известного художника;

б) чтение (лучше поэтического произведения) в соче­тании с музыкой.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала дол­жна быть определенная логика — усиление эмоциональ­ной насыщенности к концу занятия. В то же время учиты­ваются особенности поведения детей, культура восприя­тия, эмоциональная отзывчивость.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядно­го материала:

а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается по­казом игрушек и действий с ними);

б) настольный театр (картонный или фанерный, на­пример по сказке «Репка»);

в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;

г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи. 5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

а) оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, зага­дывание загадок);

б) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, исполь­зование иллюстраций.

Подготовка к занятию включает следующие мо­менты:

— обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, теку­щей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;

— определение программного содержания — литератур­ной и воспитательной задач;

— подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушан­ное (прочувствовали его).

С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.

Далее идет работа над выразительностью передачи: ов­ладение средствами эмоциональной и образной вырази­тельности (основной тон, интонации); расстановка логи­ческих ударений, пауз; выработка правильного произно­шения, хорошей дикции.

В предварительную работу входит и подготовка детей. Прежде всего подготовка к восприятию литературного тек­ста, к осмыслению его содержания и формы. Еще К. Д. Ушинский считал необходимым «предварительно доводить дитя до понимания того произведения, которое предпола­гается прочесть, и потом уже читать его, не ослабляя впе­чатление излишними толкованиями». С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представ­ления путем организации наблюдений, экскурсий, рассмат­ривания картин, иллюстраций.

Объяснение незнакомых слов — обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания кото­рых становятся неясными основной смысл текста, харак­тер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения про­зы, подбор синонимов (избушка лубяная — деревянная, горница — комната); употребление слов или словосочета­ний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» — при рассматривании козы на картинке); воп­рос к детям о значении слова и др.

Вместе с тем, анализируя текст, надо помнить, что не все слова требуют толкования. Так, читая сказки А. С. Пушкина, нет необходимости объяснять понятия «столбовая дворянка», «соболья душегрейка», «пряник печатный», так как они не мешают пониманию основного содержания. Ошибочно спрашивать у детей, что им непонятно в тек­сте, но на вопрос о значении слова необходимо давать от­вет в доступной ребенку форме.

Методика проведения занятия по художественному чте­нию и рассказыванию и его построение зависят от типа за­нятия, содержания литературного материала и возраста де­тей. В структуре типичного занятия можно выделить три ча­сти. В первой части происходит знакомство с произведени­ем, основная цель — обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения со­держания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организу­ется повторное чтение текста с целью закрепления эмоцио­нального впечатления и углубления воспринятого.

Проведение занятия требует создания спокойной обста­новки, четкой организации детей, соответствующей эмо­циональной атмосферы.

Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.

В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помо­щью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно на­звать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотво­рение), имя автора.

Выразительное чтение, заинтересованность самого вос­питателя, его эмоциональный контакт с детьми повыша­ют степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

По окончании чтения, пока дети находятся под впечат­лением прослушанного, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, бу­дет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитан­ного. Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчерк­нуть: «Хорошая золотая рыбка, как она помогала стари­ку!», или: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!»

В широкой практике чтение сопровождается аналитичес­кой беседой даже в том случае, когда произведение сильно воздействует на эмоции детей. Часто беседы по прочитанно­му не отвечают методическим требованиям. Характерны та­кие недостатки, как случайный характер вопросов, стремле­ние педагога к детальному воспроизведению детьми текста; отсутствие оценки взаимоотношений героев, их поступков; анализ содержания в отрыве от формы; недостаточное вни­мание к особенностям жанра, композиции, языку. Такой ана­лиз не углубляет эмоции и эстетические переживания детей.

Если понимание произведения затрудняет детей, сразу после его чтения возможна беседа.

Вопросы можно условно классифицировать так1:

— позволяющие узнать эмоциональное отношение к со­бытиям и героям («Кто вам больше понравился? Почему? Нравится герой или нет?»);

— направленные на выявление основного смысла про­изведения, его проблему. Например, после чтения сказки А. М. Горького «Воробьишко» можно задать такой вопрос: «Кто виноват в том, что мама осталась без хвоста?»;

— направленные на выяснение мотива поступков («По­чему Маша не разрешала медведю отдыхать?» — сказка «Маша и медведь»);

— обращающие внимание на языковые средства выра­зительности;

— направленные на воспроизведение содержания;

— подводящие к выводам («Почему писатель так назвал свой рассказ? Зачем писатель рассказал нам эту историю?»).

При чтении научно-популярных книг, например о тру­де, о природе, беседа сопровождает чтение и даже вклю­чается в процесс чтения. Содержание книг познаватель­ного характера указывает на необходимость беседы для успешного решения главной образовательной задачи (по книгам С. Баруздина «Кто построил этот дом?», С. Мар­шака «Откуда стол пришел», В. Маяковского «Конь-огонь» и др.).

В конце занятия возможны повторное чтение произве­дения (если оно короткое) и рассматривание иллюстра­ций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Методика использования иллюстраций зависит от со­держания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип — показ иллюстрации не должен нарушать цело­стного восприятия текста.

Е. А. Флерина допускала различные варианты использо­вания картинки для углубления и уточнения образа. Если книга объединяет ряд картинок с небольшими подпися­ми, не связанными друг с другом, сначала показывается картинка, потом читается текст. Примером могут служить книги В. Маяковского «Что ни страница — то слон, то льви­ца», А. Барто «Игрушки».

Неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделе­ния его на части. В этом случае можно за несколько дней до чтения дать детям книгу с картинками, которые вызовут интерес к тексту, либо картинки рассматриваются органи­зованно после чтения.

Если книга разделена на небольшие главки, иллюстра­ции рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка ис­пользуется в любой момент для наглядного пояснения тек­ста. Это не нарушит единства впечатления. (Более подробно методика ознакомления с книжной иллюстрацией рас­сматривается в работах Т. А. Репиной, В. А. Езикеевой, И. Котовой.)

Одним из приемов, углубляющих понимание содержа­ния и выразительных средств, является повторное чтение.Небольшие по объему произведения повторяются сразу после первичного чтения, большие требуют какого-то вре­мени для осмысления. Далее возможно чтение только от­дельных, наиболее значимых частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени (2 — 3 недели). Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще.

Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по многу раз. При повторении необходимо точно воспроизво­дить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в лите­ратурные утренники и развлечения.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о про­читанном, повторное чтение, рассматривание иллюстра­ций, объяснение незнакомых слов.

Особое место в детском чтении занимает такой жанр, как повесть для маленьких. Чтение повести, как отмечала Р. И. Жуковская, дает ребенку возможность долго следить за жизнью и приключениями одного и того же героя.

Чтение такой книги становится для детей особенно ув­лекательным, если наиболее интересные главы читаются повторно. Важно правильно разделить произведение на ча­сти. Каждая часть должна быть законченной. Нельзя оста­навливаться на самом интересном месте. Чтение «длинных» книг приучает детей на протяжении длительного времени следить за действиями героев, оценивать их поступки, ус­танавливать свое отношение к ним, учит сохранять в памя­ти прочитанное и связывать части текста.

Большое значение имеет чтение книг с моральным содер­жанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким.

Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной идеи. При правильной постановке вопросов у ребенка возникает желание подражать нравственным поступкам героев.

Следует предостеречь педагогов от моральных бесед и нравоучений в связи с содержанием книги. Разговор следу­ет вести о поступках персонажей, а не о поведении детей группы. Само произведение силой художественного образа окажет большее воздействие, чем любое морализирование.

Для чтения можно объединять по тематическому принципу два произведения и более. Одно из них может быть знакомым детям, другое — новым. Так, по теме «дружба» хорошо соче­тать басню Л. Н. Толстого «Два товарища» и рассказ В. А. Осее­вой «Синие листья». О вежливости и уважении к окружающим можно рекомендовать книга В. А. Осеевой «Волшебное сло­во», «Просто старушка», «Печенье»; С. В. Михалкова «Одна рифма»; русскую народную сказку «Морозко» в обработке А. Толстого; Л. Воронковой «Подружки идут в школу» и др.

Значительное место в детском чтении занимает веселая книга. Она способствует воспитанию чувства юмора, а чув­ство юмора связано с переживанием положительных эмо­ций, с умением замечать смешное в жизни, понимать шут­ку окружающих и шутить самому, смеяться над собой. Дети смеются, слушая небылицы, считалки, дразнилки, потеш­ки, перевертыши, шуточные диалоги. Заключенное в них остроумие доступно детям 5 — 7 лет.

Используя веселую книгу в воспитании у детей чувства юмора, необходимо постепенно усложнять знакомство с ко­мическим содержанием. Начинать его надо с чтения произ­ведений, где комические ситуации ярко выражены: в осно­ве их лежат динамика действия, одушевление предметов («Федорино горе» К. Чуковского, «Кто сказал «мяу»?» В. Су­теева, перевертыши, небылицы). Затем можно переходить к более сложным произведениям, содержащим комизм, ос­нованный на нелогичности поступков, абсурдности выс­казываний, показе отрицательных качеств персонажа («Раз, два, три» С. Михалкова, «Бобик в гостях у Барбоса» Н. Но­сова). Для раскрытия их комического содержания от детей требуется больше умственных усилий.

В веселом комическом рассказе должен быть сюжет, дос­тупный и интересный ребенку. Важно, чтобы в художествен­ной форме ребенок получил образ, запомнившийся ему. Стихи с их ритмом, рифмой и звучностью делают веселый рассказ еще более привлекательным для дошкольника.

Коротко остановимся на некоторых вопросах методики ознакомления с художественной книгой на разных возраст­ных этапах.

В младшем дошкольном возрастеу детей воспитывают лю­бовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточи­вать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими на­выками, ребенок лучше понимает содержание книги.

Начиная с младшей группы детей подводят к различе­нию жанров. Воспитатель сам называет жанр художествен­ной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворе­ние». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспом­нить интересные места, повторить характеристики персона­жей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Те­рем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот ма­териал и научиться повторять его с разными интонациями.

Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. При­чинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внят­но произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.

В среднем дошкольном возрастеуглубляется работа по вос­питанию у детей способности к восприятию литературно­го произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях внимание детей при­влекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравне­ния, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слу­ха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится воз­можен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понрави­лась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отноше­ние к персонажам, правильно оценивать их поступки, ха­рактеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

В старшем дошкольном возрастевозникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накоплен­ный жизненный и литературный опыт дает ребенку воз­можность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержа­нием сказок и рассказов, с их композиционными и языко­выми особенностями. При этом используются словесные ме­тодические приемыв сочетании с наглядными:

— беседы после ознакомления с произведением, помо­гающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности;.

— зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение);

— беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах;

— знакомство с писателем: демонстрация портрета, рас­сказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;

— просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги);

— прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова.

Свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования.

Рекомендуется использовать творческие задания на под­бор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на под­бор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, на при­думывание сюжета сказки, на составление творческого рас­сказа по потешке, загадке, песенке. Выполнение творчес­ких заданий помогает детям глубже осознавать различные художественные средства, использованные в книге.

Авторы книги «Ребенок и книга»1 разработали 20 заня­тий по ознакомлению дошкольников с литературными про­изведениями разных жанров. Из всех видов занятий с кни­гой в детском саду они выбрали чтение книг с последую­щей беседой, считая его наиболее важным. В ходе такого занятия дети овладевают умением слушать, слышать и осоз­навать литературные произведения, получать эстетическое наслаждение от встречи с книгой. Разработки этих занятий можно рекомендовать в качестве образцов. Программное содержание каждого занятия включает в себя литератур­ную и воспитательную задачи.

Как уже отмечалось выше, одним из методов ознаком­ления с художественной литературой является инсцени­ровка литературных произведений для детей. Напомним, что это средство вторичного ознакомления с художествен­ным произведением. Инсценирование его возможно при условии хорошего знания детьми текста. Существует до­вольно много видов инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и тене­вой театры, театр игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, фланелеграф и др. Дети могут быть и зрителями, и исполнителями. Вопросы содержания и ме­тодики инсценирования рассматриваются в специальной литературе — авторы Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманен-ко, А. Федотов, Г. В. Генов, Л. С. Фурмина и другие.

Наши рекомендации