Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта– план деятельности по достижению цели:
§ к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
§ в каких источниках можно найти информацию;
§ какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
§ с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта– практическая часть.
4. Подведение итогов– определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются по :
§ составу участников;
§ целевой установке;
§ тематике;
§ срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
§ исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
§ ролево-игровые: (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
§ информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
§ творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
§ обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
§ развитие познавательных способностей;
§ развитие творческого воображения;
§ развитие творческого мышления;
§ развитие коммуникативных навыков.
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу (нежёстко). | 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
2 этап | 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность 6. Организует деятельность. | 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. |
3 этап | 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. | 7. Формирование специфических знаний, умений навыков. |
4 этап | 9. Подготовка к презентации. 10.Презентация. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Сейчас, работая по методу проектов уже около двух лет, можно сделать следующие выводы:
§ Метод проектов можно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду. Наше дошкольное учреждение работает по программе дошкольного образования, разработанной на основе программы «От рождения до школы». Данная программа предусматривает комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности. Темы многих проектов, реализуемых в группе, сочетаются с темами, предусмотренными программой. Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний.
§ Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
§ Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Это подтверждают социометрические исследования, проводимые ежегодно педагогом - психологом ДОУ.
Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Этому способствуют нетрадиционные формы взаимодействия с семьей.
Такая форма работы с семьями воспитанников как проектная деятельность укрепляет взаимодействие педагогического коллектива с детьми и их родителями, создает единое образовательно – культурное пространство дошкольного учреждения и семьи.
Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу воспитательно-образовательной деятельности в нашем детском саду, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов воспитания и обучения воспитанников.
Опыт работы с родителями показал, что в результате формирующего эксперимента позиция родителей стала более гибкой. Изменился стиль общения взрослого с ребенком. Родители стали активными участниками образовательной деятельности. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками в процессе реализации проектной деятельности.
Педагоги дошкольного учреждения освоили идеи и методы проектной деятельности, могут использовать данную технологию в работе с детьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты практической работы подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы.
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплены права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, которые имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду.
В теории и практике разработаны и апробированы разнообразные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи. Их применение зависит от профессионализма и опыта педагогов, от особенностей контингента родителей.
В рамках данного исследования была проведена опытно – экспериментальная работа, в которой принимали участие 10 детей и их родители (законные представители). Целью данной работы являлась разработка технологии по внедрению проектной деятельности в практику воспитателей ДОУ и привлечение к активному участию в этом родителей.
Анализируя полученные данные, мы определили низкий уровень педагогической подготовки и психолого - педагогических знаний родителей, а так же отсутствие у педагогов представлений о проектной деятельности.
Цель экспериментальной работы обеспечивалась путем реализации ряда программных мероприятий для родителей (родительские собрания, беседы, консультации, «дни вопросов и ответов». «дни открытых дверей») и педагогов (консультации, семинар – практикум, были разработаны методические рекомендации), а так же был реализован детско – родительский образовательный проект «Апатиты – сердце Хибин».
Для того чтобы оценить эффективность опытно-экспериментальной работы, был проведен повторный мониторинг.
Результаты повторного мониторинга показали заинтересованность родителей новыми формами и методами проведения мероприятий. Наблюдались изменения в отношениях между детьми и взрослыми.
Итак, наше исследование показало, что проектная деятельность - современная форма взаимодействия педагогов и родителей, она позволила наладить динамичную и действенную связь в работе детского сада с семьей, качественно повлияла на повышение личностного потенциала, уровня квалификации и профессиональных компетенций работников ДОУ.
Таким образом, поставленная во введении цель выпускной аттестационной работы достигнута, а исследовательские задачи решены.
Список литературы
1. Арнаутова Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2008.
2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Изд. дом «Карапуз», 2002.
3. Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. М, 2004.
4. Арнаутова Е.П., Кулакова Е.А., Ермакова Л.А. ДОУ – семья –
школа.//Управление ДОУ. 2004. № 5. С.89.
5. Атемаскина Ю.В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОУ с семьей.// Управление ДОУ. 2004. № 5. С.28.
6. Богославец Л.Г., Майер А.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города.// Управление ДОУ. 2004. № 5. С. 18
7. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика – Синтез, 2010.
8. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
9. Виноградова Н.А., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М. Педагогика, 1993.
10. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис – пресс, 2008.
11. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей./ [Т.Н.Доронова, Е.В.Глушакова, Т.И.Гризик и др.] М: Просвещение, 2005.
12. Воспитание дошкольника в семье. Вопросы теории и методики. / Под
ред. Т.А.Марковой. М. Педагогика, 1979.
13. Воспитатели и родители./ Под ред. Л.В. Загик, В.М. Ивановой.
М.,1985.
14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.
Просвещение, 1991.
15. Густомясова А. Воспитание социальной компетентности. // Дошкольное воспитание. 2008 . № 5
16. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного
учреждения с семьей.//Дошкольное воспитание. 2000. №2. С.44
17. Детский сад и семья/ Под ред. Т.А.Марковой. М.: Просвещение, 2-ое
изд., 1986.
18. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др./ Под ред. Т.И.Бабаевой, З.И.Михайловой, Л.М.Гурович. СПб.: Акцидент, 1995.
19. Дорохина Н.А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и родителей.//Ребенок в детском саду. 2003. №6. С.27.
20. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников образовательных учреждений/Т.Н. Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2001.
21. Дошкольное образование: история и современность. Сборник научных статей: В 2-х частях. Часть 1. М., МГПИ, 2003.
22. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие. Минск, 1997.
23. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
24. Фeдеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155
25. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детско саду: родители и дети. М.: Школьная Пресса, 2010.
26. Зверева О.Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи:
современные подходы. М.: ГПИ, 2003.
27. Зверева О.Л. Работа детского сада с молодой семьей. Методические
рекомендации для студентов факультета дошкольного воспитания. М., 1990г.
28. Зверева О.Л. Школа родителей //.Дошкольное воспитание. 1994. №3, 49-52 с.
29. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ.
Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2005.
30. Ильин Г.Л. Семейное или общественное воспитание ребенка?//Управление ДОУ. 2005. №3, С. 102
31. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника /
a. Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П. Арнаутова и др. / Науч.ред. Л.А.Парамонова, А.Н. Давидчук, К.В.Тарасова и др." М., 1997.
32. Канаева С.В. Ребенок и семья. Диагностика социальной ситуации.// Управление ДОУ. 2005. №3. С.56
33. Карпене Т.И. Метод проектов – как поиск новой педагогической альтернативы. Одарённые дети: теория и практика. – М.: Психологический ин-т РАО, Ярославль. Ярославский ин – т развития образования. – 2001. – с.105 - 109
34. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: ТЦ Сфера, 2005.
35. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2000.
36. Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении.// Управление ДОУ. 2004. №5. С.40.
37. Маркова Т. А. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983.
38. Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. − М.: Вентанта-Граф, 2002. − 112 с.
39. Нерода М.В., Тебенева Т.Н. Педагогическое сопровождение семейного воспитания. // Управление ДОУ. 2005. №6. С.91
40. Общение детей в детском саду и семье./Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной. М.: ИНТОР. 1990.
41. Полат Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е. С. Полат. − М.: ВЛАДОС, 2000. − 347 с.
42. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: Аркти, 2004. – 94с.
43. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998г.
44. Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями. // Дошкольное воспитание. 2004. №11. С.57.
45. Соболева М.Н., Савина Н.В. Правовое воспитание в семье и ДОУ.// Управление ДОУ. 2005. №3. С.75.
46. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. М.: АРКТИ. 2006. С.80. 3-е изд.
47. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm
48. http://fb.ru/article/1524/proektyi-v-detskom-sadu
49. http://festival.1september.ru
Приложение № 1
Анкета
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты по проблеме взаимодействия ДОУ и семьи
1. Считаете ли Вы себя грамотными воспитателями своего ребенка, понимаете ли его, стараетесь не наказывать?
§ да
§ нет
§ затрудняюсь ответить
2. С кем ребенок проводит большую часть времени?
§ с бабушкой
§ то с мамой, то с папой
§ с няней
§ со старшем братом (сестрой)
3. Из какого источника Вы получаете педагогическую информацию?
§ СМИ (газеты, журналы, телевидение)
§ педагогическая и психологическая литература
§ консультации у воспитателя и психолога в детском саду
§ интуиция
§ советы знакомых
§ жизненный опыт
4. Удовлетворены ли Вы информацией, получаемой от воспитателя?
§ да
§ нет
§ частично
5. Почему Вы не обращаетесь к педагогам детского сада за помощью?
§ не вижу смысла
§ не вижу особых трудностей и справлюсь сам
§ нет необходимости
6. Как Вы относитесь к совместной проектной деятельности?
§ настроены позитивно, готовы сотрудничать,
§ отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов
7. Кто, по Вашему мнению, должен заниматься воспитанием и обучением ребенка?
§ ДОУ
§ семья
§ семья и ДОУ совместно
8. Какие формы и методы работы с родителями недостаточно эффективны, не позволяющие родителям занять активную позицию в образовательной деятельности ДОУ?
§ выступления на родительских собраниях
§ наглядная агитация
§ консультации
§ день открытых дверей
Благодарим за сотрудничество
Приложение № 2