Организационно-деятельностная игра

Организационно-деятельностная игра (ОДИ) - это один из ме­тодов решения сложных экономических, социальных, организаци­онных, педагогических и других проблем.

Разработал и описал ОДИ выдающийся отечественный методо­лог Г.П. Щедровицкий. Ряд игр он провел по актуальным пробле­мам образования. Его ученики широко используют ОДИ для разви­тия образования в стране, в том числе и высшего образования.

Суть ОДИ раскрывается в ее названии. Игра называется орга­низационной, так как она специально организуется, проектируется и программируется. С этой целью создается организационный ко­митет. У каждой игры есть свой персональный руководитель или два руководителя, которые осуществляют процесс организации и управления игрой, следя за ее ходом и регламентом.

Игра называется деятельностной, так как ее участники высту­пают активными субъектами игры, деятелями. В ОДИ нет разделе­ния на учащихся и обучающих, на ведущих и ведомых, на начальников и подчиненных. Но, как и в детской игре, в ОДИ могут быть как более активные (лидеры, заводилы), так и менее активные (инертные, ведомые) участники. Такое разделение в ОДИ зависит от меры включенности в игру каждого участника, от его стремле­ния внести максимальный вклад в продвижение обсуждаемой про­блемы, от точности в следовании правилам игры.

Несколько слов о сущности игры. Дети играют не потому, что получают какой-то материальный результат, их привлекает сам процесс игры. Результат детской игры - в развитии сознания и лич­ности детей, в понимании ими жизненного смысла ролей, которые они разыгрывают, в приобретении умения слушать друг друга, об­щаться и взаимодействовать между собой.

Так и в ОДИ: она не преследует задачу научить вас чему-то, сообщить вам какие-либо сведения. Цель ОДИ в другом - всем вместе коллективно обсудить вынесенную тему или проблему, вы­работать мыслительные средства анализа и понимания проблемы, определить возможные подходы и пути решения. Главные приоб­ретения в игре - это развитие самих участников, внутреннее их продвижение в собственной деятельности.

В игру каждый участник включается добровольно, роли в игре не назначаются, а выбираются самими играющими, определяются в процессе игры. В игре всегда присутствуют правила, следование ко­торым поддерживает и сохраняет ее. Вне правил игра бессмысленна.

И в то же время каждая игра - это творчество. Удалась она или не удалась - всецело зависит от фантазии и мышления играющих, от их установки на кооперацию и понимание другого, умение при­нять или предложить новое правило и способ его выполнения. Ка­кова организация ОДИ?

Разделение накоманды. ОДИ может иметь самое разное ко­личество участников (от 20-30 до 200 и более). Количество участ­ников игры определяется сложностью и глобальностью темы игры. Все участники ОДИ добровольно разделяются на группы и коман­ды. Основой для разделения участников на команды является оргпроект. Оргпроект фиксирует проблемы, включенные в тему игры (комплексную проблему).

Каждая команда решает общую проблему с точки зрения своей проблемы, под своим углом зрения. Обсуждение комплексной про­блемы с позиций конкретных проблем позволяет увидеть ее в пол­ном объеме, целостно, во взаимосвязях и взаимоотношениях. Раз­деление игроков на команды в ОДИ обеспечивает общий плацдарм (пространство) игры, на котором каждая из команд должна предло­жить свой подход к общей теме.

Организация работы по дням.В основе организации ОДИ лежит тематическое планирование. Единицей тематического планирования определен день, т.е. каждый день игры посвящен определенной теме. Распределение последовательности тем связано с последовательным продвижением в реализации общей темы. Тема каждого следующего дня строится с учетом полученных результа­тов предыдущего дня.

Программа, регламент, организаторы игры.ОДИ строится по программе и по регламенту, которые получает каждый участ­ник. Руководят игрой организаторы ОДИ: руководители ОДИ и ру­ководители (игротехники) групп (команд).

Как проходит ОДИ?

ОДИ проходит строго в соответствии с разработанными програм­мой и сценарием игры. Игра начинается с установочного доклада ру­ководителя, в котором определяется актуальность темы ОДИ.

Далее осуществляется самоопределение участников по груп­пам и формирование групп. В дальнейшем работа строится соглас­но тематике дня.

Каждый день игры строится по единому принципу. Сначала идет групповая работа. В группе происходит обсуждение темы дня с точки зрения проблемы группы. В отведенное регламентом время группа должна подготовить доклад или сообщение на 10-15 минут. С докладом выступает один из членов группы.

Затем идет общее заседание (общий плацдарм игры). Предста­вители групп выступают с подготовленными докладами. На плац­дарме реализуется групповой подход к общей теме, происходит столкновение позиций, вырабатываются подходы к осмыслению проблемы дня.

После общего заседания может быть организована лекция кем-либо из участников или организаторов игры по конкретным про­блемам темы ОДИ.

Очередной день начинается с рефлексии, т.е. с обсуждения то­го, как и в чем продвинулась группа в избранном ею подходе за прошедший день игры, как этот подход соотносится с подходами других групп, какие аспекты собственной работы следует в связи с этим перестроить или уточнить. После этого начинается групповая работа по теме дня.

Организаторы игры в конце каждого дня проводят оргрефлексию. На ней обсуждается, насколько был достигнут запланирован­ный на данный день результат, как продвинулись группы в ходе иг­ры, какие трудности встретились, намечаются коррективы для про­должения игры на следующий день.

Каковы итоги ОДИ?

Итоги ОДИ различны для каждого ее участника. Они зависят от его ценностных ориентации и интересов, степени включенности в игру, уровня активности и т.п. Главный итог игры - осознание иг­рающим ценностей и смыслов в деятельности и в жизни, своих рефлексивных возможностей, самоопределение в профессии, при­обретение каждым участником умений и средств коллективной мыследеятельности. Такие приобретения составляют важную осно­ву успешного освоения профессии и ее дальнейшего развития.

Естественно, что авторы не смогли осветить более подробно проблемы отдельных методов обучения. Интересующиеся этим во­просом могут ознакомиться со специальной литературой, указания на которую приведены в библиографии.

Вопросы к главе

1. Какие методы обучения используете Вы, чтобы сделать пе­дагогический процесс более «живым», творческим, разви­вающим личность студента?

2. С помощью каких критериев Вы выбираете тот или иной метод обучения?

3. Какие методы подготовки специалиста наиболее адекватны, по Вашему мнению, современной ситуации развития выс­шего медицинского образования?

4. Какие методы (приемы) обучения являются наиболее слож­ными для Вас?

5. Какими методами обучения Вы хотели бы овладеть?

6. Каким методом обучения Вы смогли бы научить пользо­ваться начинающих педагогов?

ГЛАВА 7.

Наши рекомендации