Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова
Новая программа воспитания и развития детей раннего возраста
«ПЕРВЫЕ ШАГИ»
Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова
В первые годы жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Становление этих важнейших качеств и способностей требует участия взрослого и определённых педагогических воздействий, которые ребёнок далеко не всегда может получить в семье. В связи с этим воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях (в яслях), где с детьми занимаются квалифицированные педагоги, можно считать оправданным и целесообразным.
Однако ранний возраст – это не только важный и ответственный этап развития человека, это ещё и очень трудный возраст для педагога. В это время ребёнок остро переживает даже кратковременную разлуку с мамой, трудно привыкает к новой обстановке, бывает «неуправляем», к нему не применимы многие приёмы и методы воспитания и обучения, которые используются в работе с дошкольниками. Объяснения, инструкции, указания взрослого часто не действуют, фронтальные, организованные занятия не достигают своей цели, малыши не умеют слушать, принимать и выполнять задания взрослого и пр. Словом, для детей раннего возраста необходима особая педагогическая программа, которая отвечает потребностям и возможностям ребёнка и способствует его полноценному развитию.
Именно такая программа была разработана психологами Московского городского психолого-педагогического университета. Программа «Первые шаги» создана с опорой на возрастные особенности детей раннего возраста.
Цель данной программы заключается в том, чтобы создать условия для полноценного проживания раннего детства, которое предполагает с одной стороны разностороннее развитие ребёнка, а с другой – его эмоциональное благополучие в детском учреждении. Программа «Первые шаги» направлена прежде всего на развитие целостной личности ребёнка – его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру. Главным принципом, на котором построена программа, является принцип деятельности, в которой формируются и мотивационная сфера ребёнка (т.е. его интересы, желания что-то делать, участвовать в жизни), и его практические возможности (умения и способы действия). Формирование конкретных навыков и умений – моторных, сенсорных, речевых, в отличие от многих других программ, не является самостоятельной целью, а выступает побочным результатом деятельности ребёнка. Например, если ребёнок любит играть с игрушками, активно действует с предметами и общается со взрослыми, у него в этой деятельности развиваются и восприятие, и речь, и мелкая и крупная моторика, и пр. А главное, все это происходит свободно и добровольно, без нажима и принуждения со стороны взрослого.
Однако сам маленький ребенок не всегда способен найти или придумать такое занятие, которое отвечает его возможностям и развивает его способности. Обрести и реализовать свою активность, а следовательно нормально развиваться, ребенок может только в совместной деятельности со взрослым. Главным условием и основным источником развивающих видов деятельности безусловно является взрослый, а в детском учреждении – педагог. Ведущая роль педагога в овладении любой деятельностью является ещё одним принципом данной программы. Нужно подчеркнуть, что главная задача педагога заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то новой и полезной деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлечённость в развивающие игры и занятия, и в этом смысле вести за собой.
По своему содержанию программа «Первые шаги» является комплексной. Она охватывает все стороны воспитания ребёнка – физическую, умственную, художественно-эстетическую и социально-личностную. Программа включает семь частей. В первой, вводной, представлены теоретические и методические основания программы, её общая характеристика и методические рекомендации по адаптации ребёнка к детскому учреждению, по работе с родителями, по организации жизни малышей в ДОУ и пр. Остальные шесть частей посвящены основным линиям развития ребёнка, среди которых:
· Овладение предметной деятельностью и познавательное развитие
· Развитие речи
· Приобщение к художественно-эстетической деятельности
· Становление игровой деятельности
· Формирование общения со сверстниками
· Физическое развитие
В каждой части приведены описания игр и занятий, направленных на развитие соответствующей деятельности или способности.
Остановимся на характеристике каждого из шести направлений программы.
1. Предметная деятельность и познавательное развитие
Предметная деятельность ребёнка в раннем возрасте ведёт за собой все стороны психического развития, поэтому она и является ведущей. Именно в ней происходит приобщение ребёнка к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность, целенаправленность и пр. Поэтому создание оптимальных условий для обогащения и развития разнообразных действий с предметами – первая задача образовательного процесса в раннем возрасте.
В рамках предметной деятельности существуют разные направления, каждое из которых является самостоятельной педагогической задачей и предполагает определённые методы реализации.
Прежде всего это развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий. Это задача не только развития движений руки и общей моторики. Все эти действия требуют преодоления спонтанной, импульсивной активности, а значит овладения собой и своим поведением. Ребёнок должен понять смысл этих простых действий, увидеть их результат, почувствовать свои способности и научиться действовать с окружающими предметами правильно. Овладение орудийными предметными действиями позволяет ребёнку по-своему, в соответствии со своими возрастными особенностями, приобщиться к человеческой культуре и закладывает стремление делать всё «по-человечески», как взрослый. Поэтому, обучая ребёнка правильно есть, одеваться или умываться, мы не только формируем у него навыки самообслуживания, но и воспитываем личность.
Естественно, овладение орудийными действиями происходит прежде всего в повседневной жизни ребёнка, когда он сталкивается с необходимостью пользоваться бытовыми предметами. В то же время существует множество игрушек и предметов, которые предполагают орудийные действия. Это всевозможные совочки, сачки, шнуровки, игрушечная посуда, мячики и пр. Игры и занятия с этими предметами представлены в первом разделе данной части программы.
Познавательное развитие ребёнка в раннем возрасте также неразрывно связано с предметной деятельностью. Именно в ней развиваются любознательность ребёнка и его познавательная активность, которая становится мотивационной основой познания.
Одним из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности ребёнка в раннем возрасте является детское экспериментирование. Данный тип мышления ребёнка направлен на получение неожиданных эффектов и выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Самостоятельное экспериментирование даёт ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность.
Роль взрослого в этом процессе заключается не в том, чтобы показать правильный способ действия или руководить действиями ребёнка, а в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать его любознательность и познавательную активность. Это предполагает предъявление ребёнку специальных «интригующих», загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Это всевозможные коробочки с секретом, игрушки с сюрпризными моментами, игровые центры и пр. Широкие возможности для экспериментирования открывают действия с песком, водой, красками, бумагой и т.д.
Мышление ребёнка до трех лет, осуществляемое в форме внешних действий с предметами, называют наглядно-действенным. Особое значение для развития наглядно-действенного мышления имеют действия, которые называют соотносящими. Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов – их форму, величину, твёрдость, местоположение и пр. Большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрёшки), предполагают именно соотносящие действия. Когда ребёнок пытается осуществить такое действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с их формой и размером, чтобы придать им правильное положение в пространстве.
В программе приводятся разнообразные игры с пирамидками, вкладышами, простыми кубиками, матрёшками, а также составными картинками и другими материалами. Предлагаются более 40 разных игр и способов организации действий ребёнка с традиционными, знакомыми игрушками.
Все приведённые виды предметных действий предполагают индивидуальную работу ребёнка. Маленькие дети ещё не умеют действовать совместно; предметы и действия с ними всецело поглощают интересы малышей, они не могут при этом ориентироваться на действия партнёра, учитывать чужие желания и пр. У каждого ребёнка должна быть в руках своя игрушка и свои способы действия с ней. Такая индивидуальная деятельность с предметами вызывает сосредоточенность и концентрацию на предмете, своеобразную «завороженность» своими действиями, которая даёт начало многим ценным качествам человека.
2. Развитие речи
Речь маленького ребёнка возникает и первоначально проявляется в общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания – это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребёнка не развивается через подражание чужим, даже самым правильным образцам. Чтобы ребёнок заговорил, у него должна быть необходимость выразить словом то, что другими средствами выразить невозможно. Такую речевую задачу (задачу сказать нужное слово) ставит перед ребёнком взрослый. Для этого нужно говорить не перед ребёнком и не вместо него, а с ним, создавая ситуацию диалога.
В данной части программы представлено множество игр и занятий, в которых дети вместе со взрослым сопровождают свои бытовые и предметные действия словом. Педагогам предлагается множество поговорок, загадок, потешек и стихов (как фольклорных, так и классических), содержащих образцы художественной поэтической и народной речи, которые отражают знакомые события из жизни детей.
Особое место в играх с детьми, направленных на развитие речи, занимают игры для развитие мелкой моторики. Эти игры включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью.
Другой важной линией речевого развития является совершенствование так называемой пассивной речи, т.е. понимания речи взрослого. Преодоление ситуационной связанности и становление грамматической структуры речи – важнейшая линия развития речи в раннем возрасте. Неоценимую роль для этого играет литература для малышей. Данный раздел содержит множество простых детских сказок, народные потешки и песенки, которые дают неоценимый материал для речевого развития. Причём каждое произведение рекомендуется повторять много раз, пока дети не привыкнут и не запомнят его наизусть. Обычно маленькие дети очень радуются, когда узнают знакомые слова, и с восторгом повторяют их. Пассивная и активная речь при этом развиваются в единстве.
В раннем возрасте возникает ещё одна важнейшая функция речи – регулятивная. Появляется способность управлять своим поведением с помощью слова. Если до двух лет действия ребёнка определяются в основном воспринимаемой ситуацией, то во второй половине раннего возраста возникает возможность регулировать поведение ребёнка посредством речи, т.е. выполнение речевых инструкций взрослого. Эту форму поведения психологи рассматривают как первый этап развития произвольного поведения, когда действия ребёнка опосредованы речевым знаком, который направлен на своё поведение. Поэтому действие по инструкции открывает возможность развития саморегуляции и самоконтроля. Это очень существенная в раннем возрасте линия развития ребёнка, которая нуждается в соответствующей работе воспитателя.
Для этого в программе используются игры и занятия, включающие всевозможные простые поручения: принести что-либо, поставить, положить что-то в определённое место и т.п.
Овладение речью открывает перед ребёнком широкие возможности для новых форм деятельности, среди которых важнейшей является игра.
3. Развитие игровой деятельности
В программе «Первые шаги» специальное внимание уделяется развитию игровой деятельности, которая осуществляется не через руководство игрой ребёнка, а в процессе совместной игры со взрослым. Главным условием перерастания стереотипных, процессуальных действий с игрушками в настоящую игру является эмоциональная вовлечённость ребёнка в действия взрослого. Дети принимают и усваивают игровые, замещающие действия только в том случае, если взрослый активно выражает свою увлечённость игрой и если ребёнок «заражается» этой увлечённостью.
Важнейшим шагом в развитии игры является введение предметов-заместителей.
Возникновение игровых замещений на третьем году жизни является важнейшим шагом к новой ведущей деятельности ребёнка – сюжетно-ролевой игре.
В программе подробно описано, что же должен делать воспитатель, чтобы процессуальная игра детей развивалась как творческая деятельность. Для этого необходимо обогащение жизненного опыта детей и личностно-ориентированное общение взрослых с детьми в процессе игровой деятельности.
В программе рекомендуется выделять специальное время для свободной игры детей, не подменять игру занятиями, предоставлять малышам выбор игровых сюжетов и игрушек. Воспитатель при этом должен тактично наблюдать за игрой ребенка, проявлять интерес к его действиям, поощрять их, радоваться тому, как он хорошо играет. Предлагаются также конкретные способы развития игры ребенка раннего возраста и перерастания процессуальной игры в творческую.
Подготовка к появлению роли - также необходимый шаг к сюжетно-ролевой игре, который может и должен осуществляться уже в раннем возрасте. Это возможно делать через драматизацию, разговор от имени других персонажей, ролевое общение и пр.
Первоначально игра существует как индивидуальная деятельность ребёнка и разворачивается как самостоятельная или совместная со взрослым активность. Однако на определённом этапе развития к игре ребёнка могут присоединиться сверстники. Организация первых совместных игр между детьми – специальная задача воспитателя, решение которой способствует становлению творческой, самостоятельной и саморазвивающейся игровой деятельности ребёнка.
В данной части программы подробно описано более 40 сюжетов игр, понятных и доступных для детей раннего возраста. Эти сюжеты помогут педагогам организовать игру малышей, что будет способствовать развитию их игровой деятельности. Своевременно сформированная игра ребёнка является залогом полноценного развития ведущей деятельности дошкольника, которая является главным условием нормального психического и личностного развития ребёнка в этот решающий период становления человека.
4. Приобщение детей к художественной деятельности
Даже самые маленькие дети способны воспринимать красоту окружающего мира, проявлять интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам. Эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребенка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров. Большое значение для общего развития имеет и собственное участие малыша в разных видах художественно-эстетической деятельности. При этом у ребенка обостряется способность воспринимать и эмоционально откликаться на красоту в окружающем мире - в природе, человеческих отношениях, мире вещей. Поэтому занятия изобразительной деятельностью, музыкой, танцами, драматизацией должны быть обязательно включены в программу воспитания детей раннего возраста. Приобщению детей к художественной деятельности посвящён специальный раздел программы.
Предметом совместного эстетического переживания могут быть не только произведения искусства, но и проявления красоты в обыденной жизни: яркий коврик на полу или ваза на столе, разноцветные чашечки для чая или нарядная одежда малыша (бантики, вышивка на кармашке, красивые пуговки и пр.). Предметом совместного наблюдения может стать только что распустившийся цветок на подоконнике или необычные цветы в вазе, засушенные листья различных деревьев, их цвет, форма и др.
В раннем возрасте эстетическое воспитание осуществляется как в повседневном общении взрослых с детьми, так и в специальных играх-занятиях.
Помимо рекомендаций по формированию эстетического отношения к окружающему и произведениям искусства, программа содержит значительное число (более 70) игр и занятий, в которых дети раннего возраста приобщаются к музыке, драматизации, изобразительной деятельности.
Особое внимание уделяется отношению взрослых к продуктам творчества ребенка. Рекомендуется поощрять любые попытки творчества малыша, при этом не сравнивая работы разных детей и не оценивая их выше или ниже. Такое отношение взрослых способствует развитию у ребенка положительного самоощущения, стимулирует творческие проявления, порождает чувство гордости за свою работу.
5. Формирование общения со сверстниками
Обычно общение со сверстниками не рассматривается как приоритетная линия развития в раннем возрасте. Однако, учитывая фундаментальное значение начального этапа детских отношений, авторы программы «Первые шаги» посвятили специальный раздел, в котором содержатся игры, направленные на формирование общения со сверстниками.
С опорой на возрастную логику развития общения со сверстниками была разработана система совместных игр, состоящая из шести последовательных этапов (всего более 60 игр). Предлагаемые в программе игры и занятия можно разделить на четыре вида:
1. Игры и занятия, способствующие становлению субъектного отношения к сверстнику и формированию потребности в общении ( игры в парах и с небольшой группой детей ).
2. Игры, помогающие пережить чувство общности и организовать эмоционально-практическое взаимодействие (хороводные и пальчиковые игры).
3. Игры, подготавливающие к принятию роли и ролевому общению, т.е к содержательному игровому взаимодействию (игры с простыми правилами, игры-драматизации).
4. Совместная предметная и продуктивная деятельность детей.
Одним из главных условий проведения всех предлагаемых игр является добровольность участия детей. Если не все дети в группе сразу включаются в игру, можно начать её и с небольшой группой желающих. Для тех же, кто пока не решился включиться в игру, наблюдение за сверстниками станет увлекательным и полезным занятием. Постепенно они тоже втянутся в игру и станут её участниками.
Все эти игры не требуют никаких специальных условий или материальных затрат. Вместе с тем они чрезвычайно полезны для общего развития детей и главное – для их способности общаться со сверстниками.
6. Физическое воспитание
Физическое воспитание является обязательной и необходимой составляющей образования детей дошкольного возраста в любой программе. Особое значение физическое воспитание имеет для детей раннего возраста, когда организм ребёнка нуждается в специальном внимании и заботе. В этом возрасте малыш ещё только учится управлять своим телом, овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки. Кроме того, дети раннего возраста испытывают особую потребность в движениях. Они радуются любой возможности попрыгать или побегать. Поэтому, предлагая детям физические упражнения, воспитатели не только способствуют физическому развитию детей, но и отвечают их естественной потребности в движениях.
Чтобы пробудить у детей интерес к физкультурным занятиям, рекомендуется проводить их в игровой форме с использованием воображаемых ситуаций и игровых образов, подражательных действий (например, «прыгаем, как зайчики», «ходим, как мишка» и др.). Физкультурные занятия рекомендуется интегрировать с музыкальными занятиями, театрализованной деятельностью детей.
В программе приводится описание игр (более 60), направленных на физическое развитие детей и на овладение основными движениями – развитие ходьбы в определенном направлении с изменением скорости и направлением движения, бега с разной скоростью, в разных направлениях, с предметами и без предметов. Специальная группа игр-занятий включает упражнения, которые выполняются в положении сидя. В процессе этих игр дети совершают разнообразные движения корпусом, руками, ногами, принимают различные позы: покачивают ножками, сидят «по-турецки», поднимаются и вырастают, как цветочки и пр. Предлагаются также игры с использованием спортивного инвентаря: мячей, обручей, гимнастических скамеек, стенки и др.
Таково основное содержание развивающих игр и занятий. Программа «Первые шаги» имеет не директивный, а рекомендательный характер. Авторы стремились максимально полно представить игры и занятия, соответствующие возможностям и интересам детей раннего возраста. Такой способ представления содержания оставляет за педагогом возможность выбора и самостоятельного планирования своей работы, что создаёт возможность творческого подхода к организации педагогической работы.
«ПЕРВЫЕ ШАГИ» (программа воспитания и развития детей раннего возраста) изд-во Мозаика-синтез, М. 2007.
В разработке конкретных разделов программы принимали участие сотрудники лаборатории психологии детей дошкольного возраста ПИ РАО А.Г. Рузская, Т.В. Ермолова и Н.И. Ганошенко.
Программа в течение шести лет проходила апробацию в ряде ДОУ Москвы (№№ 47, 652, 1975 и 2100), а также в ГОУ ПМСЦ «Малыш». Программа рекомендована для использования в дошкольных образовательных учреждениях Департаментом образования Москвы.
Одна из наиболее трудных и важных задач, которая стоит перед воспитателем ясельной группы, – это организация общения детей и доброжелательных отношений между ними. Приведём несколько игр, направленных на решение этой задачи.
«Делайте, как я»
Предложите небольшой группе детей (5–7 малышей) встать в круг и выполнить какое-нибудь действие: «Давайте мы все с вами дружно попрыгаем (потопаем ножками, покружимся, похлопаем в ладошки и т.д.)». Сначала малыши повторяют действия за взрослым. Затем воспитатель обращает внимание детей на какого-нибудь одного ребенка: «Ребятки, посмотрите, какая Лизочка молодец, как здорово у нее получается топать ножками! Лизонька, покажи нам, как ты умеешь топать». Если ребенок стесняется и отказывается выполнить просьбу, начните выполнять движение вместе с ним. Затем обратитесь к детям: «А кто умеет так же хорошо, как Лизочка, топать ножкой?» Малыши с удовольствием начнут повторять движение за Лизой. Потом похвалите другого ребенка и снова предложите детям повторить за ним какое-либо действие. Постарайтесь, чтобы каждый малыш поучаствовал в роли ведущего, но если кто-то отказывается – не настаивайте.
В дальнейшем, когда дети освоят эту игру, можно ее усложнить, предложив ребенку выходить в центр круга и самому придумывать какое-нибудь новое движение, которое все дети будут повторять.
«Веревочка»
Для этой игры вам понадобится не очень тонкая, но и не очень толстая веревка, такая, чтобы детям было удобно держать ее в руке. Длина веревки зависит от количества участвующих в игре малышей. Посадите детей в ряд на стульчики и положите им на колени веревку. Дайте им возможность некоторое время поиграть с ней: потрогать, помять, покрутить, намотать. Затем вложите в правую руку каждого ребенка эту веревочку и попросите детей встать (они должны находиться на расстоянии вытянутой руки друг от друга). Воспитатель говорит: «Ребятки, сейчас мы с вами отправимся на прогулку в лес. А чтобы вы не заблудились и не растерялись, крепко держитесь за эту веревочку и не отпускайте ее». Встаньте впереди всех детей, возьмите в правую руку веревочку и начинайте двигаться, произнося слова: «Детки по лесу гуляли и грибочки собирали (идите медленно, наклоняйтесь, делайте вид, что собираете грибы свободной рукой). По тропиночке бежали (постепенно ускоряйте темп, переходите на бег). На поляночке скакали (прыгайте). Вокруг елки танцевали (опишите круг и замкните веревочку, взяв другой ее конец в левую руку, пройдитесь, приседая, по кругу)».
Игру можно усложнить, расставив по группе стулья (деревья), между которыми дети будут гулять. Это потребует от них большей согласованности действий, так как стулья нужно будет обходить. Когда дети освоят игру, они смогут играть в нее без участия взрослого, тогда можно будет предложить им запутываться в этой веревочке, перешагивать через нее. В эту игру также хорошо играть на прогулке, или выводить малышей на прогулку не парами, а друг за другом, держась за веревочку.
«Мостик»
Проведите на полу линию длиной около 1 м или положите узкую доску шириной 20–30 см. Соберите детей вокруг себя и скажите: «Я – мама-курица, а вы – мои цыплятки, нам с вами нужно перебраться по мостику через ручей и не упасть в воду». Обратите внимание малышей на начерченную на полу линию (мостик). Постройте детей друг за другом, возьмите за руку первого ребенка и осторожно вместе с ним пройдитесь по линии, произнося стишок:
Эй, вперед через ручей!
Ну-ка, братец, не робей!
Мы по мостику пройдем,
В воду мы не упадем!
Проведите каждого ребенка за руку по мостику.
Затем усложните задание, предложив детям самостоятельно идти друг за другом по мостику, а сами ждите их на другом «берегу» и радостно встречайте: «Вот они, мои цыплятки, все дошли, никто в воду не упал». А теперь погуляем и пойдём обратно.
«Цветочки»
Позовите детей играть: «Давайте мы сейчас с вами поиграем в интересную игру! Вот этот ковер будет нашей лужайкой (покажите на ковер, расстеленный на полу в группе), а вы все будете цветочками, растущими на лужайке». Предложите малышам сесть на ковер в свободном порядке, туда, куда каждому из них захочется. При этом проследите, чтобы они не сидели слишком близко, а располагались по всему ковру на некотором расстоянии друг от друга. Начинайте медленно ходить вокруг детей, останавливаясь около каждого ребенка, разглядывайте, нюхайте, поглаживайте «цветок»: «Вот какие красивые малыши-цветочки!» Рассказывайте такой стишок (или пойте на любой мотив):
Растут цветочки разные
В моем большом саду.
И желтые, и красные,
Я их сейчас найду!
Подойдите к одному ребенку, возьмите его за руку и ведите за собой к следующему малышу, при этом комментируйте свои действия: «Вот я сорвала Танечку – цветочек, теперь пойдем к Любочке». Пусть они возьмут друг друга за руки. Продолжайте ходить так до тех пор, пока все «цветочки» не будут «сорваны». Когда все малыши будут стоять и держать друг друга за руки, продолжите стишок:
Потом в букетик маленький
Их вместе соберу!
Обнимите всех детишек так, чтобы они собрались вместе, плотно прижавшись друг к другу.
И для любимой мамочки
Веночек я сплету!
Образуйте ровный круг, держась за руки, пройдитесь по кругу: «Вот какой красивый веночек из цветочков у нас получился!»
«Догонялки»
Дети очень любят бегать друг за другом, играть в догонялки. Но очень часто эта игра превращается в хаотичное перемещение детей по группе, они толкают друг друга, натыкаются на предметы мебели и игрушки. Чтобы предотвратить это, попробуйте организовать игру таким образом: «Ребятки, сейчас мы с вами поиграем в догонялки. Кто будет водить? Ты, Вовочка?» Если ребенок отказывается водить, предложите эту роль другому малышу. Посадите ребенка, согласившегося быть ведущим, на стульчик. Отойдите вместе с остальными детьми в другую часть комнаты и начинайте медленно приближаться к ребенку, сидящему на стуле:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть!
Ну, попробуй нас догнать,
Раз, два, три, четыре, пять!
(Е. Тихеева)
После слова «пять» вы говорите детям: «Разбегайтесь все скорее, а ты, Вовочка, догоняй». Малыш бежит за детьми, пытаясь кого-нибудь поймать. «Вот, Катя не смогла убежать, значит, теперь она будет водить». Ребенок, которого поймали, садится на стул, и игра повторяется.
Эту игру лучше проводить в спортивном зале, или в помещении, где много свободного места.
«Шумелка»
Предложите детям поиграть в «Волка и поросят», «Волка и козлят», «Волка и зайчиков», «Лису и курочек», «Пчелок и медведя», «Кота и мышей» – в зависимости от того, какую сказку им недавно читали или рассказывали. Игра заключается в том, что дети, изображающие поросят, козлят, курочек, пчел или мышей шумом отпугивают непрошеного гостя (волка, лису, медведя или кота, которого изображает воспитатель).
Например, воспитатель говорит: «Давайте вы будете курочки, а я лиса. Курочки гуляют по двору, а лиса подкрадывается, чтобы поймать курочку. Чтобы прогнать лису, курочки шумят, хлопают крыльями, кудахчут, стучат лапками – вот так» и показывает детям, как шумят курочки. Затем объявляет: «Курочки гуляют», – дети спокойно ходят по группе. Далее воспитатель изображает крадущуюся лису и говорит: «Вот крадется лиса» и добавляет от имени лисы: «Сейчас я поймаю курочку!». Дети начинают шуметь, и лиса с испуганными возгласами убегает.
В зависимости от выбранного сюжета дети изображают разных животных: козлята бодаются, зайчики могут барабанить ладошками, кулачками, кубиками, формочками по столу или по полу, пчелки жужжат и летают – и все громко кричат: «Уходи, уходи!»
Возможно, не все дети захотят принять участие в такой игре, не принуждайте их кричать или топать ногами. Посмотрев, как эмоционально делают это их ровесники, они тоже «заразятся» забавной игрой и с удовольствием примут в ней участие.
Затем, чтобы прекратить шумную игру и успокоить детей, скажите: «Ну вот, прогнали волка (лису, кота, медведя), а теперь давайте послушаем тишину. Закроем ротики, прижмем ручки к ушам и послушаем, как стало у нас тихо. Все слышат тишину?»
Эти и подобные игры помогают малышам пережить общие эмоциональные состояния и почувствовать общность с другими.