Диагностика педагогического проектирования
Диагностика - это изучение свойств, качеств, состояний объекта с целью выявления условий достижения полезного результата.
Педагогическая диагностика - это процесс изучения и выявления особенностей педагогического процесса. Психологическая дианостика - процесс изучения психологических свойств и состояний личности ученика.
Задачи педагогической диагностики
1. определение оснований (востребованности) проекта
2. изучение процесса реализации проекта
3. определение непротиворечивости проекта
4. определение социально-педагогической ценности проекта
5. определение положительных и отрицательных сторон проекта
6. оценка последствий реализации проекта
7. оценка ограничений проекта
8. выявление затруднений реализации проекта
9. оценка перспективности проекта
Функции педагогической диагностики
- прогностическая функция
- функция обратной связи
- функция оценки результативности проекта
- информационная функция (получение инфо о разрабатываемом проекте)
5. коммуникативно-конструктивная (принятие коллегиальных решений)
- воспитательная (и по отношению к проектировщику, и по отношению к участникам проекта)
Принципы диагностики
1. принцип комплексности
2. принцип объективности
3. принцип динамичности
4. принцип структурности (системности)
5. принцип целенаправленности
6. принцип непрерывности
7. принцип соответствия диагностики уровню развития науки на сегодня
8. принцип выделения главного звена
Этапы педагогической диагностики
1. определение предмета диагностики, целей и задач диагностики
2. формулирование гипотезы9
3. определение критериев оценок, определение методов диагностики
4. сбор информации
5. обработка информации (количественная, качественная)
6. интерпретация полученных данных
7. корректировка
Методы диагностики
1. Информационно-констатирующие методы:
• тестирование (оценка знаний и психологическое состояние)
• беседы
• анкетирование
• интервью (устное)
2. Оценочные методы:
• метод экспертной оценки
• педагогический консилиум (педагогический коллектив или совет высказывает мнение по вопросу, а затем принимается общее решение)
• метод самооценки
3. Поведенческие методы:
• метод тренингов (формирование правильного поведения)
• решение конкретных ситуаций или метод кейсов (человека учат решать конкретные задачи)
4. Продуктивные методы:
• анализ учебной деятельности учащегося (рефераты, сочинения и т.д.)
• методы оценки ЗУН-ов, личностных качеств учащихся
Педагогическая диагностика выступает как инструмент выявления существующих проблем и для оценки всех проектировочных процессов.
Билет №32
Проектирование целей и результатов обучения
Понятие цели
Цель — это образ заранее запланированного результата, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.
Цель — это образ желательного результата, который хотят получить к определенному моменту времени. Если субъект понимает, что за проблемы он хочет решить, то в целях он должен фиксировать, какие конкретные результаты будут получены к определенному сроку. За абстрактными формулировками целей всегда скрывается отсутствие содержательного видения желаемых результатов.
Цель - идеальный планируемый результат.
Цель выступает как фактор, обуславливающий метод (способ) и характер деятельности. Она определяет соответствующие средства ее достижения, является не только спроектируемым конечным результатом, но и исходным побудителем деятельности.
Виды целей
1. Цели на воспроизведение знаний
2. На выполнение простых мыслительных операций (анализ, сравнение, обощение)
3. На выполнение сложных мыслительных операций
4. На выполнение продуктивных работ (сочинение, рассказ, эссе, реферат)
5. На выполнение продуктивных действий (исследовательские методы, методы проблемного
обучения)
Классификация целей:
- По общности:
- Глобальные- цели-идеалы
- Локальные - цели, которые ставит педагог
- В зависимости от цели (триединая цель):
§ цели воспитания
§ цели обучения
§ цели развития
- В зависимости от структуры личности:
§ цели развития потребностей и мотивации
§ цели развития эмоционально-волевой сферы
§ цели развития познавательной сферы (умственные способности)
- В зависимости от образовательных структур:
§ государственные
§ вузовские (цели конкретного вуза)
§ цели подразделения учебного заведения (факультета, кафедры)
Группы целей:
- цели развития простых мыслительных действий (описание фактов и явлений)
- цели обучения, предполагающие видоизменение знания, их обоснования, а также различные формы представления)
В процессе обучения различают следующие виды цели:
§ Цели учебного предмета в целом;
§ Цели раздела;
§ Цели темы;
§ Цели урока;
§ Цели элемента урока.
Способы описания целей
• диагностический (цель должна быть сформулирована так, чтобы она могла быть проверена)
• описательный (в формулировке цели заложен способ ее достижения)
• способ описания внутренних параметров, кот формируются (ЗУН, качества личности)
• способ описания условий достижения цели
«Триединая цель»
Любой из названных видов целей распадается на конкретные типы, в соответствии с функциями процесса обучения:
1) Образовательные цели, определяющие приращение в ЗУНах;
2) Воспитательные цели, определяющие приращение базовых сторон человеческой культуры, формирование поведения;
3) Развивающие цели, определяющие приращение в познавательной и психической сферах, развитие воли, эмоций, потребностей, способностей.
Эти типы цели образуют «триединую цель» урока.
Причина жесткости позиции понятна. «Триединая цель», которая сочиняется к каждому уроку, обычно превращается в обычную отписку. Например:
· Образовательная: Отработка материала урока по теме «Подгруппа углерода»;
· Развивающая: Развивать умения пересказывать, выделять, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, оценивать;
· Воспитательная: Воспитывать умение работать в коллективе, культуру речи, общения, умение слушать.
Безграмотность такого рода формулировок уже никого не удивляет, никто не замечает, что нельзя воспитывать культуру или умение, воспитывать можно кого-то.