Классификация педагогических инноваций
Признаки | Виды |
Виды Деятельности | Педагогические, обеспечивающие педагогический процесс. Управленческие, обеспечивающие инновационное управление образовательными учреждениями |
Сроки действия | Кратковременные. Долговременные |
Характер изменений | Радикальные, основанные на принципиально новых идеях и подходах. Комбинированные, основанные на новом сочетании известных элементов. Модифицированные, основанные на совершенствовании и дополнении существующих образцов и форм |
Масштаб изменений | Локальные — независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов. Модульные—взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций. ^ Системные— полная реконструкция системы как целого |
Масштаб использования | Единовременные (осуществляются один раз). Диффузные (повторяющиеся) |
Источники возникновения | Внешние (за пределами образовательной системы). Внутренние (внутри образовательной системы) |
Методы осуществления | Авторитарные. Либеральные. Административные. Инициативные |
Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:
Ø разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;
Ø обновление содержания образования;
Ø изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;
Ø совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;
Ø улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;
Ø проектирование новых моделей образовательного процесса;
Ø обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровьесберегающих технологий обучения;
Ø обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;
Ø разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.
Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся инновации, затрагивающие всю педагогическую систему.
Прогрессивные нововведения возникают на научной основе и способствуют продвижению практики вперед. В Педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление — теория новаций и инновационных процессов. Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.
46. Авторские школы в России и за рубежом.
Авторская школа – это экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Такие школы являются феноменом инновационной образовательной практики в России в конце XX в. Термин «авторская школа» употребляется с конца 1980-х гг.
Их появление и развитие связано с децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением принципа их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования (Закон об образовании РФ. 1992).
Отличительная черта авторской школы – создание ее на основе заранее разработанного оригинального (отсюда – авторская школа) концептуального проекта. В роли создателей авторских школ выступают как ученые, так и практики.
Авторские школы известны, как правило, по двум типам названий:
1) по именам их создателей – «школа В. А. Караков-ского», «школа Е. А. Ямбурга»;
2) по обобщающим названиям философских и психолого-педагогических идей, лежащих в основе образовательной системы школы: «школа диалога культур» В. С. Библер, С. Ю. Курганов, «школа развивающего обучения» (В. В. Давыдов), «школа самоопределения» (А. Н. Тубельский) и др.
Рассмотрим, например, школу А. С. Макаренко. Он создал два образцовых педагогических учреждения – колонию имени А. М. Горького и коммуну имени Ф. Э. Дзержинского. В колонию и коммуну поступали тысячи правонарушителей и беспризорных, жизнь которых необходимо было организовать. Поэтому и путь А. С. Макаренко как педагога-мыслителя неотделим от пути педагога-практика.
Главным же вкладом А. С. Макаренко в педагогическую науку стала разработанная им теория воспитательного коллектива. Воспитательным коллективом он называл педагогически целесообразно организованный коллектив детей. В конечном итоге педагог добился того, что детско-юношеский коллектив жил и действовал самостоятельно, опираясь на «негласные» законы своего сообщества. Такой коллектив был организован из отрядов, формировавшихся согласно интересам ребят и их командиров. Благодаря тому, что командиры менялись каждые 2–3 недели, каждому воспитаннику довелось не раз побывать на этом месте и научиться справляться с соответствующими обязанностями.
Роль учителя (руководителя) – это роль организатора, задача которого правильно организовать детскую жизнь, детский коллектив и правильно руководить его жизнью.
47. Современный урок.
Существует множество определений понятия «урок» как главного для учителя вида педагогической деятельности.
Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.
Хороший урок отличает плановость, четкость построения.
Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведения цели и плана урока до сознания школьников.
Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.
Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.
Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.
Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.
Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла.
Завершенность — одно из требований к хорошему уроку.
Урок — целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.
От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока.
Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований.
Как известно, система уроков по любому предмету имеет циклический характер, обладая периодичностью в дидактическом смысле. Обычно цикл связан с крупной смысловой единицей учебного материала — темой курса — и имеет следующие дидактические части:
Ø изучение нового материала;
Ø закрепление материала;
Ø повторение изученного ранее;
Ø контроль (диагностика) знаний;
Ø применение знаний к решению задач;
Ø формирование практических умений и навыков.
В соответствии с этим тематический цикл уроков содержит различные их виды:
Ø уроки изучения нового материала;
Ø комбинированные уроки;
Ø уроки применения знаний, формирования практических умений и навыков;
Ø уроки повторения;
Ø уроки контроля.
В системе уроков по предмету могут быть некоторые специфические занятия в силу особенностей данного предмета как области науки или практики.
К каждому виду урока предъявляются специфические требования, но разработаны и применяются общие критерии, которым должен удовлетворять урок.
ОБЩИЕ КРИТЕРИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Результативность
Оценка качества и результативности даже одного урока является очень трудной задачей, так как она выражается в скрытых от внешнего наблюдателя и индивидуализированных новообразованиях в личности учащихся. В опыте передовых учителей прослеживаются некоторые основные черты высокопроизводительного, результативного урока:
Ø создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;
Ø объем и прочность познавательной информации, полученной школьниками;
Ø формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;
Ø вклад в формирование личностных качеств школьника, и в первую очередь самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению;
Ø высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.
Результативность урока достигается экономным и целесообразным расходованием времени урока, применением разнообразного арсенала методов и средств обучения. Большую роль здесь играют и личностные качества учителя, главными из которых, по мнению Л.Н. Толстого, являются «любовь к делу и любовь к ученикам».
Структура урока
В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому уроку.
Рациональную структуру урока обеспечивают:
Ø комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;
Ø выделение в содержании урока и темы главного, существенного;
Ø определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;
Ø выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;
Ø дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;
Ø создание необходимых учебно-материальных условий обучения.
Большая часть времени (20—30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Отсюда название первой части — актуализация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос». Контрольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь «ученик — учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока комбинированного, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.
Активизация познавательной деятельности учащихся
Эффективное усвоение знаний предполагает такую организацию познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого учащегося. Для реализации этого важнейшего принципа обучения в последние годы созданы новые программы и учебники, трактующие учебный материал на уровне обобщений и глубокого проникновения в сущность явлений, ведутся поиски методов обучения, которые усиливали бы активизирующее влияние на процесс обучения (развивающие и проблемные методы, самостоятельные работы, творческие задания и т. д.).
Учащиеся могут привлекаться к учительским функциям. В классе появились помощники учителя: ассистенты, лаборанты, информаторы, консультанты, киновидеодемонстраторы.
Задача учителя — создать благоприятные условия в классе для коллективной работы. В системе «актив — класс» в процесс обучения включается обмен мыслями, мнениями, взаимное обсуждение вопросов с товарищами, идет активный процесс индивидуальной умственной деятельности. Каждый учащийся учится и учит, подчиняется и руководит.
Дидактическая структура учебного материала
Наиболее действенным способом активизации мышления учащихся является проблемное построение урока, в основе которого лежит проблемная ситуация — возникновение в сознании вопроса и потребности получить ответ на него.
Обучение с помощью проблемной ситуации можно представить схематически так:
Название этапа | Суть этапа | Приём учебной работы |
1. Осознание проблемы, вскрытие противоречия | Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе | Установление причинно-следственных связей, нахождение разрыва в связях |
2. Формулирование гипотезы | Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа | Выдвижение гипотезы |
3. Доказательство гипотезы | Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения | Установление причинно-следственных связей |
4.Общий вывод | Обогащение ранее сформированных причинно-следственных связей новым содержанием |
В создании проблемных ситуаций определяющую роль играет учитель. Могут быть привлечены пособия, задачники, дидактические материалы с перечнями проблем-заданий, но проблемная ситуация — это особое психологическое состояние учащегося, для создания которого необходим учет целого ряда факторов индивидуально-личностного характера. Учитель, умеющий учитывать эти факторы, создавать проблемные ситуации в головах учащихся, не только сообщает им знания, но и развивает их творческие способности.
Самостоятельность и творчество в учебной деятельности
Увеличение роли самостоятельной работы учащихся в учебном процессе подразумевает решение, как минимум, трех взаимосвязанных задач:
Ø создать такие педагогические условия, при которых учащиеся с необходимостью занимались бы самостоятельной работой;
Ø научить учащихся рациональным приемам такой работы;
Ø научить самостоятельному применению полученных знаний в учебной и практической деятельности.
Успешное решение этих задач возможно лишь на основе тщательно продуманной системы самостоятельных работ учащихся, в которой четко определены задачи и место в учебном процессе каждого вида самостоятельных работ, их связи с другими методами обучения. В учебном процессе применяются следующие виды самостоятельной работы: работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы решения физических и математических задач; лабораторно-практические работы; фронтальный эксперимент с элементами исследования; работа с раздаточным материалом; наблюдения за опытами, демонстрируемыми учителем, и умозаключения из них и др.
Учебно – методический комплекс
Современный урок — это взаимодействие учителей и учащихся с комплексом учебного оборудования, наглядных пособий, технических средств обучения, методических материалов, составляющих единую дидактическую систему. Наилучшие условия для этого предоставляются предметным учебным документам.
Учебный кабинет должен содержать три основных подструктуры: учебное оборудование, методическое оснащение и средства управления.
Во-первых, в учебном кабинете сосредотачиваются учебное оборудование и приборы, рисованные пособия, которые составляют внутреннее содержание кабинета. Во-вторых, чтобы это богатство и разнообразие учебного оборудования привести в действие, необходим целый комплекс приспособлений и устройств, начиная от рабочих мест учителя и учащихся до технических средств обучения. Все это называется средствами управления учебным процессом. В-третьих, при большом и сложном оснащении кабинета и при современных требованиях к учебному процессу учитель не может обойтись без организованной справочно-методической службы.
Основное требование к оформлению кабинета — создать атмосферу предмета. Этому помогает правильно и эстетично оформленная экспозиция. Ее постоянная часть — портреты ученых, инструкции, справочные таблицы; сменная — материалы текущих тем и вопросов (стенды «Учись учиться», «Играем — повторяем», «Готовимся к олимпиаде» и т. п.).