Высота волейбольной сетки в зависимости от возрас­та и пола игроков

Группы Высота сетки, см
  11—12 лет 13—14 лет 15—16 лет 17 лет и старше
Мальчики, юноши
Девочки, девушки

На расстоянии 0,5—1 м от боковых линий на продолже­нии средней линии устанавливаются стойки, на которые на­тягивается сетка.

Высота волейбольной сетки в зависимости от возрас­та и пола игроков - student2.ru Мяч. Имеет наружную оболочку из мягкой кожи (рис. 1). Окружность мяча 65— 67 см, вес 260—280 г. Его цвет должен быть однотонным и светлым или комбинирован­ным. Наиболее оптимальна комбинированная бело-жёлто-синяя расцветка мяча.

Основные правила игрыПеред началом игры. Судья проводит между капитанами команд жеребьёвку по определению первой подачи и сторон площадки в первой партии. С этой целью он предлагает им угадать, например, в какой руке находится маленький предмет или на какую сто­рону упадёт монета (орёл или решка). Команде капитана, от­ветившего правильно, предоставляется право выбрать сторону площадки или первыми подавать мяч. Проигравший прини­мает оставшуюся альтернативу.

Высота волейбольной сетки в зависимости от возрас­та и пола игроков - student2.ru Начальная расстановка игроков на площадке. В игре участвует шесть игроков от каждой команды. Игроки на пло­щадке располагаются следующим образом (рис. 2): три игрока передней линии занимают позиции 4 (передний левый игрок),

3 (передний центральный игрок), 2 (передний правый игрок), другие три игрока (игроки задней линии) занимают позиции 5 (задний левый игрок), 6 (задний центральный игрок), 1 (за­дний правый игрок). В момент подачи каждый игрок задней линии должен быть расположен дальше от сетки, чем соот­ветствующий игрок передней линии.

Высота волейбольной сетки в зависимости от возрас­та и пола игроков - student2.ru Начало игры. Игра начинается по свистку судьи с по­дачи, которую выполняет задний правый волейболист, нахо­дящийся в зоне подачи. Игрок подаёт мяч, ударяя кистью, чтобы он перелетел через сетку на сторону соперника. Подача может производиться снизу или сверху открытой ладонью. На подачу мяча отводится 8 с после сигнала судьи. Подача мо­жет быть сделана из любой точки за задней (лицевой) линией поля. Розыгрыш мяча продолжается до тех пор, пока он не коснётся площадки, не уйдёт за пределы площадки или пока команда не совершит ошибки. Команда, выигравшая розыгрыш, получает очко.

При получении права на по­дачу игроки перемещаются из зоны в зону (на одну пози­цию) по часовой стрелке: игрок позиции 2 переходит на позицию 1 для подачи, игрок позиции 1 переходит на позицию 6 и т. д. (рис. 3).

Продолжительность игры. Игра может состоять из 3 или 5 партий, каждая из которых продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберёт 25 очков с преимуществом минимум в 2 очка. При равном счёте 24:24 игра продолжает­ся, пока одна из команд не получит преимущество в 2 очка (26:24, 27:25, ...)• Время партий не ограничено. За каждый выигранный мяч команда получает 1 очко.

По окончании каждой партии команды меняются сторо­нами площадки и правом первой подачи. Перерывы между партиями продолжаются 3 мин.

При ничейном счёте в партиях (1:1 для игры, состоящей из 3 партий, или 2:2 для игры, состоящей из 5 партий) игра­ется решающая третья (пятая) партия до 15 очков с мини­мальным преимуществом в 2 очка. После набора одной из команд 8 очков команды меняются сторонами площадки, со­храняя прежнюю расстановку игроков.

Если играется решающая партия, то должна быть прове­дена новая жеребьёвка.

Либеро. Это игрок оборонительного плана, который мо­жет находиться в любой точке задней зоны. Это очень ловкий игрок с хорошей реакцией. Он имеет форму, по цвету отли­чающуюся от формы других игроков команды. Основная его функция в игре — защитные действия: приём подачи, приём мяча от нападающего удара, на страховке. Ему не разрешает­ся выполнять атакующий из любой точки площадки, если намомент удара мяч полностью находится выше верхнего края сетки.

Либеро не имеет права на подачу, блокирование и осу­ществление попытки блокирования. Ошибки, влекущие проигрыш очка:

• мяч переправляется на сторону соперника более чем тремя касаниями;

• волейболист дважды подряд касается мяча (двойное ка­сание);

• игрок касается сетки при игровом действии с мячом;

• волейболист проникает наплощадку соперника;

• игрок задней линии выполняет атакующий удар (т. е. удар, в результате которого мяч переправляется на сторону соперника) из передней линии, если при этом мяч находится выше уровня сетки;

• производится касание мяча, приводящее к его «задерж­ке» (т. е. бросок мяча);

• игрок блокирует подачу мяча соперника, касается мяча в пространстве соперника, касается мяча до или во время ата­кующего удара соперника;

• мяч уходит «за»;

• мяч касается площадки команды.

Организация и проведение занятий

по волейболу

Во внеурочной деятельности учащиеся общеобразователь­ной школы занимаются волейболом в школьной спортивной секции, участвуют во внутри школьных и внешкольных сорев­нованиях по волейболу.

Основными задачами учебно-тренировочного процесса в школьной спортивной секции по волейболу являются:

• пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоро­вья, содействие гармоническому физическому развитию зани­мающихся;

• популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;

• формирование у учащихся устойчивого интереса к за­нятиям волейболом;

• обучение технике и тактике игры в волейбол;

• развитие физических способностей (силовых, скорост­ных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

• формирование у учащихся необходимых теоретических знаний;

• воспитание моральных и волевых качеств.

Занятие по волейболу состоит из трёх взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей: а) под­готовительной (разминка); б) основной; в) заключительной.

Подготовительная часть (разминка)обеспечивает опти­мальную эластичность связок, сухожилий, мышц, подвиж­ность звеньев двигательного аппарата и функциональное врабатывание систем организма.

Примерное содержание подготовительной части занятия:

1. Ходьба в колонне по одному:

• обычная в сочетании с выполнением упражнений для рук (круговые движения руками в плечевых суставах с боль­шой амплитудой, сжимание и разжимание пальцев рук, сги­бание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями);

• на носках; на внешней и внутренней стороне стоп;

• в полуприседе; приседе.

2. Медленный бег в колонне по одному (1,5—2 мин): ли­цом вперёд; приставными шагами левым и правым боком вперёд; спиной вперёд; «змейкой».

3. Ходьба в сочетании с выполнением упражнений на вос­становление дыхания.

4. Общеразвиваюшие и специальные подготовительные упражнения.

5. Прыжковые упражнения: прыжки вверх со взмахом рук, прыжки вверх из упора присев; прыжки на одной и на обеих ногах от одной лицевой линии волейбольной площадки до другой лицом вперёд, боком и спиной вперёд; с поворотом на 180°.

Методическое указание.Координационная структура некото­рых упражнений, выполняемых в подготовительной части занятия, должна быть сходной с двигательными действиями, включёнными в основную часть занятия.

В основной частизанятия решаются следующие основ­ные задачи:

• обучение технике и тактике игры, их закрепление и со­вершенствование;

• формирование умений применять технико-тактические действия в двусторонней игре;

• развитие физических способностей.

В начале основной части занятия изучается новый учеб­ный материал. Закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий осуществляется в середине и в конце основной части урока.

Чтобы хорошо и быстро освоить новое, особенно слож­ные движения, и избежать появления ошибок, рекомендуется в техническую подготовку включать подготовительные и подводящие упражнения. Эти упражнения надо выполнять перед началом освоения новых движений.

Упражнения на совершенствование технических приёмов следует выполнять в парах, во встречных колоннах, с пере­мещением в противоположную колонну.

Целенаправленное развитие физических способностей осуществляется на уроках в следующей последовательности: вначале скоростные, скоростно-силовые, координационные упражнения, затем силовые упражнения и упражнения на выносливость.

В связи с тем что учащиеся не всегда с удовольствием выполняют некоторые учебные задания, связанные с много­кратным повторением однообразных двигательных действий, целесообразно организовать их выполнение в игровой и со­ревновательной форме (подвижные игры, эстафеты, игровые задания, соревнования — кто лучше, точнее, быстрее).

Занятие рекомендуется заканчивать двусторонней учебно-тренировочной игрой.

Перед двусторонней игрой учитель распределяет учащихся на команды в зависимости от уровня их подготовленности. В старших классах судьи назначаются из числа занимаю­щихся. При необходимости следует останавливать игру, да­вать соответствующие корректировочные указания, задания по тактике игры, по использованию технических приёмов, разучиваемых на уроке, обращать внимание на допускаемые учащимися ошибки.

В заключительной частизанятия подводят итоги, отме­чают положительные моменты и допущенные недочёты, дают задание для самостоятельной работы.

Для лучшего и более быстрого усвоения материала зани­мающимся целесообразно давать домашние индивидуальные задания:

• по физической подготовке (упражнения для развития силовых, скоростных и скоростно-силовых способностей);

• по технической подготовке (упражнения в передачах, подаче, нападающем ударе);

• по тактической подготовке (изучение тактики по игро­вым функциям, решение тактических задач).

Примерное распределение учебного материала по волей­болу по классам представлено в таблице 2.

Таблица 2

Наши рекомендации